Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1903

Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа о снятии с учета для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, обязании восстановить на учете.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Основанием для снятия истицы с учета для предоставления земельного участка в собственность послужило отсутствие на момент постановки в ее семье трех или более детей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. по делу N 33-1903


Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Е.П. Иском
судей О.В. Герасимовой, О.Ю. Поздняковой
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 марта 2015 года гражданское дело по заявлению прокурора Хабаровского края в интересах М. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству имущественных отношений Хабаровского края о признании незаконным решения о снятии с учета для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, обязании восстановить на учете, по апелляционной жалобе М., апелляционному представлению прокурора Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 26 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения прокурора Максименко Е.В., М., представителя Министерства имущественных отношений Хабаровского края Л., представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края К., судебная коллегия

установила:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд в интересах М. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству имущественных отношений Хабаровского края о признании решения о снятии с учета для предоставления земельного участка в собственность бесплатно незаконными, обязании восстановить на учете для получения земельного участка. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой края проведена проверка по обращениям М., о нарушении ее прав при принятии Краевой комиссией решения о снятии ее ДД.ММ.ГГГГ с учета для предоставления земельного участка в собственность. По результатам проведения проверки, установлено, что М. имеет троих детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ р., которые на момент постановки на учет являлись совершеннолетними. ДД.ММ.ГГГГ М. обратилась в КГКУ "Центр поддержки населения по г. Хабаровску" с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства на территории г. Хабаровска. Распоряжением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" N от ДД.ММ.ГГГГ М. поставлена на учет за номером очереди N. Согласно полученной прокуратурой края ДД.ММ.ГГГГ за исх. N информации и приложенных к ней документов от Министерства имущественных отношений края, основанием снятия М. с учета для предоставления земельного участка в собственность послужило отсутствие на момент постановки в семье М. трех (или более) детей. При этом к информации приложено распоряжение Губернатора края 02.08.2013 г. N 370-р "Об утверждении состава краевой комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при предоставлении земельных участков в собственность многодетных граждан" согласно которого в нее входят: ФИО4., ФИО5, ФИО6 ФИО7, ФИО8, ФИО9., ФИО10.
Однако, в протоколе N от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии, на котором рассматривался вопрос - о наличии оснований для снятия с учета М., председателем Комиссии значится ФИО11, в свою очередь согласно распоряжению Губернатора края 02.08.2013 г. N 370-р в состав комиссии он не входит. Следовательно, протокол N от ДД.ММ.ГГГГ юридической силы, а также обязанности по его исполнению в рамках Закона N 100, Постановления Правительства Хабаровского края от 13.08.2013 N 226-пр, Постановления Правительства края от 12.11.2013 N 380-пр, не имеет и носит рекомендательный характер.
КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" на основании полученного уведомления министерства имущественных отношений края" от ДД.ММ.ГГГГ N М. ошибочно снята с учета для предоставления земельного участка в собственность.
Выводы Министерства имущественных отношений края об отсутствии у М. на момент постановки трех и более детей, не достигших 18 лет, не могут служить основанием для снятии ее с учета, несмотря на внесенные в Закон N 100 изменения, поскольку законодатель предусмотрел право указанных лиц на получение земельного участка, изменив лишь порядок очередности его предоставления.
Просил признать действия Министерства имущественных отношений края по направлению уведомления от ДД.ММ.ГГГГ N директору КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", о принятом Краевой комиссией решении о снятии с учета М. для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, незаконным. Отменить решение КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" о снятии М. с учета для предоставления земельного участка в собственность. Обязать КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" восстановить М. на учете для предоставления земельного участка в собственность бесплатно под ранее присвоенным номером - N.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 26 декабря 2014 года в удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края в интересах М. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству имущественных отношений Хабаровского края о признании действий, решения незаконными, обязании восстановить на учете отказано.
В апелляционной жалобе М. с решением суда не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что граждане, в том числе имеющие совершеннолетних детей, поставленные на учет до вступления в силу Закона от 19.04.2013 N 278, не могут быть лишены права на получение земельного участка в первоочередном порядке, тем более отнесены ко второй очереди. Оснований для снятия ее с учета для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, не имелось. Просит решение суда отменить.
В апелляционном представлении прокурор Хабаровского края А.Н. Борисенко просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное ввиду неправильного применения норм материального права. Указывает, что Закон Хабаровского края 29.06.2011 г. N 100 не разграничивал детей по возрасту. Граждане, имеющие трех и более детей, могли быть постановлены на учет вне зависимости от достижения ими совершеннолетия на момент постановки на учет. Считает, что положения Закона Хабаровского края от 19.04.2013 г. N 278, которым внесены изменения в Закон Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100 не распространяются на спорные правоотношения, поскольку М. поставлена на учет до вступления в силу Закона N 278. М. не обоснованно была снята с учета, поскольку основанием для снятия М. КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" с учета явилось решение Комиссии, а не самостоятельное решение учреждения. Полагает, что судом не дана оценка невозможности сохранения за М. права находится на учете для предоставления земельного участка бесплатно, во вторую очередь. Просит решение суда отменить, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства социальной защиты населения края Ш. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что одним из условий постановки на учет для бесплатного получения земельного участка в собственность является наличие трех и более детей, каждый из которых должен быть несовершеннолетним. М. изначально не имела права на предоставление в собственность бесплатно земельного участка по указанному в Законе N 100 основанию, поскольку на момент обращения все дети М. являлись совершеннолетними. В ДД.ММ.ГГГГ ошибочно была постановлена на учет, следовательно, подлежала снятию с учета учреждением и при отсутствие решения Комиссии.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и апелляционном представлении, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно, Закона Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края", настоящий закон на основании пункта 2 статьи 28 и пункта 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края (далее - край), а также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Хабаровского края 29.06.2011 г. N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" в редакции Закона Хабаровского края от 19.04.2013 г. N 278 на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно (далее - учет) ставится многодетная семья, - имеющие трех и более детей, все члены которой являются гражданами Российской Федерации, состоящая из: двух родителей, находящихся в зарегистрированном браке, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет; одного родителя при неполной семье, воспитывающего трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Закон Хабаровского края 29.06.2011 г. N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" в редакции, действовавшей на момент постановки на учет для получения земельного участка, не содержал определения многодетной семьи, а также указания на возраст детей.
Вместе с тем в соответствии со ст. 1 Конвенция о правах ребенка 1989 г., ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
В соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации ребенок приобретает полную дееспособность ранее 18 при вступлении в брак и эмансипации.
Согласно статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
Исходя из системного толкования приведенных норм права ребенком считается лицо, не достигшее возраста 18 лет. Таким образом, отсутствие в Законе N 100 в редакции 29.06.2011 г. указаний на возраст детей в многодетной семье, не свидетельствует о том, что ребенком может являться любое лицо независимо от возраста.
Согласно ч. 5 ст. 4, ч. 5 ст. 6 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края", порядок организации работы по учету граждан и снятия их с учета, а также порядок организации работы по формированию земельных участков и их предоставлению гражданам в собственность бесплатно устанавливаются Правительством края.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона Хабаровского края граждане снимаются с учета в случае утраты права на предоставление земельного участка, возникшего в соответствии с настоящим законом.
Из материалов дела следует, что М. является матерью троих детей: ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Распоряжением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" от ДД.ММ.ГГГГ. М. в соответствии с заявлением N от ДД.ММ.ГГГГ г. была поставлена на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории г. Хабаровска.
Согласно уведомлению КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" от ДД.ММ.ГГГГ., М. снята с учета для предоставления земельного участка в собственность бесплатно ввиду утраты такого права.
В материалы дела также представлено уведомление Министерства имущественных отношений Хабаровского края N от ДД.ММ.ГГГГ., направленное в адрес КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" в котором сообщается, что краевой комиссией по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при предоставлении земельных участков в собственность гражданам, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о снятии с учета для предоставления земельного участка в собственность бесплатно М. по причине отсутствия права на предоставление земельного участка в соответствии с законом Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что направление уведомления Министерства имущественных отношений Хабаровского края N от ДД.ММ.ГГГГ в адрес КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" не может быть рассмотрено в качестве действия, подлежащего обжалованию в порядке гл. 25 ГПК РФ, поскольку не является властным волеизъявлением.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, правильно руководствовался нормами правовых актов регулирующих рассматриваемые правоотношения, исходил из того, что оснований для постановки на учет М. не имелось, поскольку на момент подачи заявления о постановке на учет М. не имела несовершеннолетних детей. Фактически постановку на учет и снятие с учета, непосредственно влияющих на возможность реализации гражданами права на получение земельного участка в собственность, осуществляет КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску".
Таким образом КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" обоснованно произвело снятие с учета М., посредством внесения в журнал очередности отметки о снятии с учета. Правовых оснований для признания такого решения незаконным и восстановления заявителя на учете судебная коллегия не находит.
Изложенные выводы следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в решении суда. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с ними.
Оснований для отнесения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ рождения к категории детей по смыслу Семейного кодекса Российской Федерации и Закона Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100 не имелось, так как совершеннолетние лица способны самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять гражданские обязанности.
Доводы представления, что суд применил закон в редакции, которая не подлежала применению судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку, при рассмотрении дела суд первой инстанции применил Закон Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100 в надлежащей редакции в совокупности с иными нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Доводы представления о праве М. на предоставление земельного участка во вторую очередь судебной коллегией не принимаются, поскольку, на момент постановки на учет на получение земельного участка у нее отсутствовало право состоять на данном учете.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела или имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда от 26 декабря 2014 года по заявлению прокурора Хабаровского края в интересах М. к КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску", Министерству имущественных отношений Хабаровского края о признании незаконным решения о снятии с учета для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, обязании восстановить на учете, оставить без изменения, а апелляционную жалобу М., апелляционное представление прокурора Хабаровского края - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.П.ИСКОМ

Судьи
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА
О.В.ГЕРАСИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)