Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2014 ПО ДЕЛУ N А66-15159/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. по делу N А66-15159/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 1 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверьторфторгснабжение" представителя Жаркова И.В. по доверенности от 20.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверьторфторгснабжение" на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 декабря 2013 года по делу N А66-15159/2012 (судья Истомина О.Л.),

установил:

открытое акционерное общество "Тверьторфторгснабжение" (ОГРН 1026940510563; далее - ОАО "Тверьторфторгснабжение") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071; далее - Министерство) о признании права бессрочного пользования на земельный участок, площадью 1280 кв. м, кадастровым номером 69:40:0100585:116, расположенный по адресу: город Тверь, Заволжский район, 2-ое городское Торфпредприятие.
Решением суда от 31.12.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
ОАО "Тверьторфторгснабжение" с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение отменить, иск удовлетворить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Истец доказал, что здание на спорном земельном участке было построено до начала действия системы государственной регистрации, введенной в СССР инструкцией НККХ РСФСР от 25.12.1945 "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", а также инструкцией НККХ РСФСР и НКЮ РСФСР от 05.10.1942 N 506 (Б-И-7) "О порядке восстановления документации на право владения строениями и пользования земельными участками в местностях, где указанная документация утрачена в связи с условиями военной обстановки". В целях выдачи документа на право пользования участком и регистрации его в Бюро технического учета города Земсектором Управления Коммунальных предприятий в октябре 1948 года произведено установление границ фактического пользования "2-го городского торфопредприятия Калиниского Облместторфтреста" в Заволжском районе, и оформлены два плана, на основании решения Исполкома Калининского городского совета депутатов трудящихся от 23.10.1948, на плане земельного участка общей площадью 4,29 га здание уже изображено. Суд не принял во внимание названное решение от 23.10.1948. Данный документ является основным административно-правовым актом землеустроительного органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками. Суд также необоснованно исключил планы 1948 года из состава доказательств. Суд неправильно оценил содержание данных документов. Решение исполкома от 23.10.1948 является в силу пунктов 179 и 192 части 3 раздела 1 главы 3 Земельного кодекса РСФСР (1922 года) основным и достаточным основанием возникновения права на спорный земельный участок. Право не оспаривалось с 1948 по 2011 годы и повторно подтверждено решением исполкома Заволжского районного Совета депутатов трудящихся от 14.12.1970 и регистрационным удостоверением БТИ от 24.02.1971 N 1558. Акт бессрочного пользования от 25.11.1948 мог быть выдан только после принятия и на основании решения исполнительного органа власти после проведения землеустроительных работ на местности. Землеустроительные работы выполнены в Бюро технического учета города в октябре 1948 года и оформлены двумя планами. Суд необоснованно не применил статьи 14, 15, 166, 169, 179, 192 Земельного кодекса РСФСР (1922 года). Суд не учел, что действовавшая в 1948 году инструкция от 25.12.1945 отменила прежний порядок регистрации прав на землю, который был установлен инструкцией от 11.08.1934. Согласно правилам данной инструкции, регистрации подлежали строения с обслуживающими их земельными участками, которые находятся в эксплуатации. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, отдельно не регистрировалось. Суд не принял во внимание, что Бюро технической инвентаризации в 1948 году завело инвентарные документы и присвоило инвентарный номер 3820 зданию, построенному на спорном участке, то есть провело его регистрацию. В период с 25.12.1945 по 11.12.1993 (Указ Президент Российской Федерации N 2130) государственная регистрация земельных участков и прав на них как самостоятельное юридическое действие не существовала. Право на земельный участок определялось правом на строение, которое участок обслуживал. При указанных обстоятельствах отвод спорного земельного участка в 1948 году совершен в полном объеме. Утрата акта бессрочного пользования от 25.11.1948 не опровергает приобретение и наличие самого права бессрочного пользования спорным участком. Ответчик документально не опроверг многолетнее открытое правомерное и фактическое пользование спорным земельным участком его прежними правообладателями, являвшимися государственными предприятиями. Суд не принял во внимание, что Калининское бюро технической инвентаризации в инвентарной карточке на домовладение от 09.05.1957 в качестве удостоверяющего документа указало акт бессрочного пользования от 25.11.1948. В заключении от 29.09.1970 указано, что в инвентарном деле имеется ссылка на акт бессрочного пользования от 25.11.1948, дом построен на земельном участке, ранее отведенном под строительство вне квартала. Данное заключение составлено в соответствии с инструкцией от 21.02.1968 N 83. Согласно инструкции от 21.02.1968 N 83 издано решение исполкома от 14.12.1970, которым за Калининским Дмитрово-Черкасским торфопредприятием одновременно зарегистрировано право собственности на 17 зданий, в том числе, 5 производственных и 12 жилых домов по адресу: город Калинин, Второе городское. Все 17 зданий построены на земельном участке в 1948 году, отведенном Второму городскому торфопредприятию Калининского Облместторфтреста. Действия по регистрации права на здание в 1948 году и выдача удостоверения произведены 24.02.1971 с внесением записи в реестровую книгу под номером 463 с выдачей регистрационного удостоверения от 24.02.1971 N 1558. Из приказа Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 N 83 следует, что законодатель придал правоустанавливающее значение юридическим действиям по правовой регистрации строений и документам, оформленным уполномоченными органами. Учитывая, что имелось разрешение исполкома узаконить спорное домовладение; учитывая положения параграфов 14 и 17 инструкции "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", утвержденной приказом Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 N 83, считать спорное домовладение самовольной постройкой, нельзя. Данное домовладение узаконено в установленном законом порядке. В 1970 - 1971 годах еще не действовало постановление Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей", которым утверждена единая для СССР форма государственного акта на право пользования землей. Суд не применил статью 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", приказ от 21.02.1968 N 83, инструкцию, постановление от 01.08.1932, статью 33 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13.12.1968, статью 88 Земельного кодекса РСФСР (1970 года). С 30.06.1994 законным пользователем земельного участка, кадастровым номером 69:40:0100585:116, стало Общество, а план приватизации с приложениями N 1, 2 являются правоустанавливающими основаниями для признания за указанным ним права пользования землей. Общество зарегистрировало право собственности на административное здание с получением свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 28.07.1997 N 1997-2-1060. На основании статьи 37 главы 5 Земельного кодекса РСФСР (1991 года), статьи 10 Основ законодательства СССР и союзных республик о земле от 28.02.1990 N 1252-1, приложения N 2 и пункта 4.3 приложения N 3 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66, пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.1992 N 631, типового плана приватизации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547, Общество стало законным пользователем земельного участка. Изложенные в решении выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Суд не исследовал и не дал правовой оценки плану приватизации и приложениям, а также схемам расположения земельных участков, площадью 1500 кв. м, площадью 37 573 кв. м, представленных в судебном заседании во исполнение определения суда от 12.07.2013.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы и требования жалобы, просил решение суда отменить, иск удовлетворить.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установил суд первой инстанции, от 24.02.1971 N 1558 за Дмитрово-Черкасским торфопредприятием зарегистрировано право на административное здание, 1941 года постройки, по адресу: город Калинин, Второе Городское торфопредприятие, дом N б/н.
Решением Облисполкома Калининской области от 01.04.1963 N 97 Второе городское торфопредприятие и Дмитрово-Черкасское торфопредприятие переданы в ведение Совнархоза Московского экономического района.
Распоряжением Совнархоза Московского экономического района от 16.04.1963 N 439 в состав Калининского Государственного торфяного треста включен Калининский Облместторфтрест с входящими в его состав Вторым городским и Дмитрово-Черкасским торфопредприятиями.
Калининский Государственный торфяной трест передал Дмитрово-Черкасскому торфопредприятию административное здание, расположенное по адресу: город Тверь, Заволжский район, 2-ое городское Торфпредприятие.
Приказом Министерства топливной промышленности РСФСР от 14.08.1974 N 157 "О схеме управления топливной промышленностью РСФСР" на базе торфотрестов созданы Производственные объединения по добыче торфа, в том числе Калининское производственное объединение по добыче торфа. При этом Дмитрово-Черкасское торфопредприятие включено в состав Калининского производственного объединения по добыче торфа.
Согласно приказу Министерства топливной промышленности РСФСР от 17.08.1974 N 175 образовано Калининское управление рабочего снабжения (Калининторфресурс).
Приказом Министерства топливной промышленности РСФСР от 11.04.1989 N 92 Калининторфресурс включено в состав Калининского производственного объединения по добыче торфа - ПО "Калининторф".
Распоряжением правления Государственной топливной ассоциации от 20.02.1991 N 16 утверждена новая редакция устава Тверского производственное объединение по добыче торфа (ПО "Тверьторф").
Согласно пункту 6 устава ПО "Тверьторф" от 20.02.1991 статус Дмитрово-Черкасского торфопредприятия и Калининторфресурс определен как структурные подразделения объединения.
По акту приема-передачи основных средств от 10.10.1991 Дмитрово-Черкасское торфопредприятие административное здание, расположенное по адресу: город Тверь, Заволжский район, 2-ое городское Торфпредприятие, передало на баланс УРС Калининторф.
Административное здание было расположено на земельном участке, площадь 1500 кв. м, находилось во владении ГП Калининское управление рабочего снабжения (Калининторфурс) с 10.10.1991.
В июне 1994 года Калининское управление рабочего снабжения (Калининторфурс) в процессе приватизации преобразовано в акционерное общество "Тверьторфторгснабжение".
План приватизации и приложения N 1 - 9 утверждены решением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 29.06.1994 N 581.
По мнению истца, созданное в процессе приватизации акционерное общество стало правопреемником прав и обязанностей государственного предприятия, имевшихся у него на момент преобразования, в том числе прав пользования землей.
В результате приватизации, акционерное общество стало собственником указанного административного здания по адресу: город Тверь, Заволжский район, 2-ое городское Торфопредприятие, которое включено в приложение N 1 к плану приватизации ГП Калининское управление рабочего снабжения.
При этом истец полагает, что земельный участок, на котором было расположено указанное административное здание, в силу статьи 37 главы V Земельного кодекса РСФСР и статьи 10 Основ законодательства СССР и союзных республик о земле при приватизации и передаче в уставный капитал имущества Калининторфурс перешел к Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Земельный участок, площадью 1280 кв. м, поставлен на государственный кадастровый учет 30.11.2011, с присвоением кадастрового номера 69:40:0100585:116.
ОАО "Тверьторфторгснаб" 08.10.2012 обратилось к Министерству с заявлением о признании за ним право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выдаче документа, удостоверяющего ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, передаче земельного участка в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Министерство 13.11.2012 отказало в удовлетворении данного заявления.
Истец 21.12.2012 вновь обратился к ответчику с заявлением, в котором просил выдать решение на образование земельного участка, площадью 1280 кв. м, кадастровым номером 69:40:0100585:116, находящийся в государственной собственности, предоставить его в собственность в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования.
Ответчик вновь отказал в удовлетворении данного заявления.
По мнению истца, у него возникло право пользования земельным участком в связи со следующими обстоятельствами. Спорный земельный участок по адресу: город Тверь, Заволжский район, 2-ое городское Торфопредприятие, в составе более крупного земельного участка, общей площадью 195,96 га, был отведен Второму городскому торфопредприятию Калиниского Облместторфтреста решением исполкома Калининского городского совета депутатов трудящихся от 23.10.1948. Решением исполкома Заволжского районного Совета депутатов трудящихся от 14.12.1970 признано право собственности Калининского Дмитро-Черкасского торфопредприятия здание, расположенное на спорном земельном участке. Калининским бюро технической инвентаризации с внесением записи в реестровую книгу под номером 463 выдано регистрационное удостоверение БТИ от 24.02.1971 N 1558. Дмитро-Черкасское торфопредприятие по акту приемки-передачи основных средств от 10.10.1991 передало административное здание, расположенное на спорном земельном участке, площадью 1500 кв. м, на баланс УРС "Калининторф". Комитет по управлению имуществом Тверской области 30.06.1994 исполнил сделку по приватизации УРС "Калининторф" и передал акционерному обществу (правопреемнику) административное здание (пункт 4 приложения N 1 плана приватизации) и земельный участок. В приложении N 6 к плану приватизации площадь земельного участка в размере 1500 кв. м включена в составе территории базы УРС (пункт 16 плана приватизации "Тверь ТЗБ 5257,4 кв. м").
Считая, что у Общества возникло заявленное право на спорный земельный участок, ссылаясь на отсутствие достаточных документов для приватизации указанного земельного участка без подтверждения владения им на праве постоянного (бессрочного) пользования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными по праву и отказал в иске.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены судебного акта и удовлетворения иска.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 ГК РФ).
В соответствии со статьей 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является вещным правом.
Согласно статье 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Пункт 3 статьи 268 ГК РФ предусматривает, что в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
В соответствии со статьей 268 ГК РФ в первоначальной редакции право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Право постоянного пользования земельным участком может быть также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271 настоящего Кодекса. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Основания для отказа в государственной регистрации права, перечень которых является исчерпывающим, установлены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 2 названного закона отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
При этом право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Закона N 122-ФЗ до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 25 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ указанные в абзаце первом этого пункта документы, удостоверяющие право на землю, выданные до введения в действие Закона N 122-ФЗ, признаются имеющими равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а перечисленные в абзаце втором этого же пункта документы, выданные после введения в действие названного Закона, но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными и имеющими равную юридическую силу с записями в названном реестре.
При применении данных норм следует учитывать, что пункт 2 статьи 6 Закона N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") устанавливает, что государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие названного Закона, требуется при государственной регистрации перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершении сделки с объектом недвижимого имущества, возникших после введения в действие этого Закона.
Поэтому права на земельные участки, удостоверенные документами, указанными в абзаце первом пункта 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, или документами, перечисленными в абзаце втором этого же пункта, подлежат государственной регистрации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 6 Закона N 122-ФЗ, в порядке, установленном правилами этого Закона.
Обратившись в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал, что у него возникло право пользования спорным земельным участком, который являлся частью более крупного земельного участка, общей площадью 195,96 га, в 1948 году с момента отведения данного участка Второму городскому торфопредприятию Калиниского Облместторфтреста, который является правопредшественником истца, под объектом недвижимости - административным зданием, 1941 года постройки. В результате ряда последовательных реорганизаций названного предприятия до 1994 года, а также в порядке его приватизации в 1994 году, было создано Общество, которому перешло в порядке приватизации право на данный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что истец не доказал наличие и возникновение у него и у его правопредшественника права на спорный земельный участок.
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что данные выводы основаны на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела и представленных документов.
В соответствии со статьей 10 Закона СССР от 13.12.1968 N 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик", статьей 12 Закона РСФСР от 01.07.1970 "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР" отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается.
Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов (часть 1 статьи 18 Земельного кодекса РСФСР).
Согласно статье 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
При этом постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей" была утверждена единая для СССР форма государственного акта на право пользования землей.
Истец в качестве доказательства возникновения заявленного права на земельный участок представил решение Исполкома Калининского городского Совета депутатов трудящихся от 23.10.1948.
Оценивая данный документ, суд первой инстанции указал, что он не содержит сведений, свидетельствующих о возникновении или наличии у истца права в отношении спорного земельного участка. Данным решением утвержден представленный земельным сектором Управления коммунальных предприятий проект согласованного отвода земельного участка Второму городскому торфопредприятию.
Суд первой инстанции также дал подробную правовую оценку и не принял в качестве надлежащих доказательств план земельного участка, находящегося в фактическом пользовании, и план на участок земли, усадебно-хозяйственного центра Второго городского торфопредприятия.
Как обоснованно указал суд, вышеперечисленные документы не могли заменить установленный законодательством акт на бессрочное пользование земельным участком.
Ссылка подателя жалобы на наличие и возникновение у него заявленного права на земельный участок в силу наличия права на другой объект недвижимости - административного здания, 1941 года постройки, без оформления необходимых документов, является необоснованной исходя из специфики права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В силу действовавшего в спорный период законодательства возникновению у организации такого права на земельный участок предшествовали действия государственных органов власти по выдаче государственных актов на право пользования землей.
Объективных доказательств, подтверждающих соблюдение правопредшественником Общества такого порядка, истец в порядке статьи 65 АПК РФ в суд не представил. Имеющие в деле документы таких сведений не содержат.
Ссылки подателя жалобы на записи в регистрационных книгах также не подтверждают соблюдение названного порядка.
Кроме того, согласно заключению бюро технической инвентаризации от 29.09.1970, административное здание построено в 1941 году согласно плану отвода земельного участка вне квартала, застроенная площадь земельного участка составляет 278 кв. м. При этом типовой акт о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование не оформлен.
Доводы о том, что суд не применил и неправильно применил нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения в период с 1948 года, не принимаются во внимание.
С момента принятия Закона СССР от 13.12.1968 N 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик", Закона РСФСР от 01.07.1970 "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР", а также последующих нормативно-правовых актов, регулирующих земельные правоотношения, пользователь земельных участков обязан подтвердить наличие у него соответствующих прав на земельный участок.
Именно для этих целей была утверждена единая для СССР форма государственного акта на право пользования землей в 1975 году.
Вместе с тем, истец не доказал возникновение или наличие у его правопредшественника заявленного права на спорный земельный участок.
Ссылки подателя жалобы на решение исполкома Заволжского районного Совета депутатов трудящихся от 14.12.1970 и регистрационное удостоверение БТИ от 24.02.1971 N 1558 не принимаются во внимание, поскольку в них содержатся сведения о регистрации права на административное здание, а не на земельный участок.
Довод подателя жалобы о возникновении у него данного права на земельный участок в порядке приватизации в 1994 году акционерного общества открытого типа "Тверьторфторгснабжение" также не принимается во внимание как не доказанный.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, решение Комитета по управлению имуществом Тверской области от 29.06.1994 N 581 "Об утверждении плана приватизации и учреждении АООТ "Тверьторфторгснабжение", план приватизации, а также имеющиеся в деле приложения к данному плану, не содержат сведений о передаче Обществу спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела видно, что в акте оценки и наличия нематериальных активов на 01.05.1994 (приложение N 6 к плану приватизации) приведены сведения о том, что Тверьторф УРС на дату проведения оценки владело нематериальными активами, не учитываемыми на балансе предприятия, в том числе, правом пользования землей. При этом приведены в акте размеры земельных участков, расположенных на территории 23 371,4 кв. м, в том числе, Тверь база УРС - 5257,4 кв. м, ОРС Оршинский пос. Н. Орша - 6978 кв. м.
Вместе с тем, сведения о том, что данные земельные участки являются идентичными спорному земельному участку, в деле отсутствуют.
Земельный участок, в отношении которого истец заявил требование о признании права постоянного пользования, сформирован и поставлен на кадастровый учет в ноябре 2011 года. Данный участок имеет следующие характеристики: кадастровый номер 69:40:0100585:116, площадь - 1280 +/- 13 кв. м, разрешенное использование - под нежилое строение.
Суд первой инстанции установил, что на спорном земельном участке расположено здание, 1970 года постройки, площадью 17,9 кв. м, которое в настоящее время не эксплуатируется. Других строений на данном земельном участке не имеется. При этом административное здание, на которое ссылается податель жалобы, утрачено им как объект в 1996 году в результате пожара.
Сведения о том, что спорный земельный участок в последующем был предоставлен истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, в деле также отсутствуют.
Довод подателя жалобы о том, что ответчик документально не опроверг многолетнее открытое правомерное и фактическое пользование спорным земельным участком его прежними правообладателями, являвшимися государственными предприятиями, не принимается во внимание как не имеющий существенного значения при рассмотрении настоящего дела по иску Общества о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Фактически все доводы подателя жалобы были предметом подробного исследования судом первой инстанции, им дана мотивированная оценка.
Доводы Общества, приведенные в жалобе, направлены на переоценку установленных судом первой инстанции существенных обстоятельств дела, представленных доказательств и иные выводы, правовых оснований для переоценки которых у апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 31 декабря 2013 года по делу N А66-15159/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тверьторфторгснабжение" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА

Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)