Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Обществу возвращен пакет документов ввиду отсутствия сведений о спорном участке в реестре федерального имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - открытого акционерного общества "Племенной совхоз "Кенже" (ИНН 0711003337, ОГРН 1030700230417), заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.06.2014 (судья Маирова А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 (судьи Марченко О.В., Бейтуганов З.А., Сулейманов З.М.) по делу N А20-4030/2012, установил следующее.
ОАО "Племенной совхоз "Кенже" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) от 21.09.2012 N 01-04/2051, возложении на заинтересованное лицо обязанности принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка общей площадью 1 670 017 кв. м, кадастровый номер 07:09:0105002:86, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, с. Кенже, 3,8 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок N 21), подготовить и направить проект договора купли-продажи спорного участка.
Решением от 11.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.09.2014, оспариваемый отказ управления признан незаконным, как противоречащий статьям 20, 36 Земельного кодекса Российского кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Суд возложил на заинтересованное лицо обязанность принять решение о передаче в собственность общества указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи.
Судебные инстанции исходили из того, что факт преобразования ФГУП ПЗ "Кенже" в открытое акционерное общество подтвержден материалами дела, к обществу в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в границах согласно государственному акту, ранее предоставленные ФГУП ПС "Кенже". Общество имеет статус сельскохозяйственной организации, на спорном земельном участке осуществляет хозяйственную деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции. Поскольку заявитель обладает статусом сельскохозяйственной организации, он в силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) не лишен возможности переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения на право собственности или заключить договоры аренды. Отсутствие спорного земельного участка сельхозназначения в перечне имущества ФГУП ПЗ "Кенже", подлежащего приватизации, не свидетельствует о том, что право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками прекращено. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), приватизация земель сельскохозяйственного назначения, не занятых объектами недвижимости, входит в сферу регулирования специального законодательства. С учетом Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике не принят довод заинтересованного лица о предъявлении требований к ненадлежащему лицу. Суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судебными инстанциями норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам. Заявитель считает, что в нарушение процессуальных требований суды не определили круг надлежащих заинтересованных лиц. Территориальное управление не может отвечать по заявленным требованиям в связи с тем, что осуществляет приватизацию земельных участков исключительно по поручению Росимущества (пункт 4.8 Положения о территориальном управлении). В обязывающей части судебный акт является неисполнимым, поскольку полномочия по принятию решения о приватизации земельных участков территориальному управлению не делегированы. Суды не учли, что законодателем установлен мораторий на приватизацию всех земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил. Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, совхозу "Кенже" в административных границах города Нальчика на основании государственного акта от 19.10.1989 А-1 N 208732 выделен земельный участок общей площадью 1077,82 га на праве бессрочного и бесплатного пользования в границах согласно государственному акту (т. 1, л.д. 21-24).
На основании решения Нальчикского горисполкома от 18.06.1991 N 848 совхоз "Кенже" переименован в Племенное хозяйство "Кенже". Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1998 N 402 племенное хозяйство "Кенже" приобрело статус федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения и переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие племенной совхоз "Кенже" (т. 1, л.д. 25, 26).
Племенное хозяйство "Кенже" перерегистрировано в ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" распоряжением Департамента по управлению городским имуществом администрации г. Нальчика от 09.12.1998 N 277 (т. 1, л.д. 27), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (т. 1, л.д. 77).
В соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р и распоряжением Минимущества Российской Федерации от 27.01.2003 N 316-р, Министерством имущественных и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики (осуществляло функции собственника имущества Российской Федерации на территории субъекта) издано распоряжение от 16.07.2003 N 195 о приватизации ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" путем преобразования в открытое акционерное общество "Племенной совхоз "Кенже" (т. 1, л.д. 31-33).
Передаточным актом от 05.09.2003 имущественный комплекс ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" передан в уставной капитал ОАО "Племенной совхоз "Кенже" (т. 1, л.д. 34).
Земельные участки сельхозназначения, находящиеся в бессрочном пользовании ФГУП "Племенной совхоз "Кенже", в перечень имущества, подлежащего приватизации, не вошли.
22 августа 2012 года после постановки на государственный кадастровый учет части земельных участков, общество обратилось в управление с заявлением N 6-юр о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1 670 017 кв. м, расположенного в границах согласно государственному акту от 19.10.1989 А-1 N 208732 (т. 1, л.д. 19).
Письмом от 21.09.2012 N 01-04/2051 обществу возвращен пакет документов, ввиду отсутствия сведений о спорном земельном участке в реестре федерального имущества (т. 1, л.д. 20).
Общество, полагая, что отказ в предоставлении испрашиваемого участка не соответствует действующему законодательству и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким участком (далее - уполномоченный орган), с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пунктах 1, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать положения пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ о праве юридических лиц, которым земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным статьей 36 Земельного кодекса.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Земельного кодекса (наличие права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
Обращаясь в уполномоченный орган, общество ссылалось на принадлежность ему спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, пункта 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ общество как сельскохозяйственная организация имеет право на выкуп земельных участков, закрепленных за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых в соответствии с их целевым назначением.
Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.
В пунктах 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, указано, что территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на него.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что территориальное управление наделено полномочиями и обязано рассмотреть заявление общества о приобретении в собственность принадлежащего Российской Федерации земельного участка и принять соответствующее решение, а также совершить иные действия, направленные на реализацию требования заявителя.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства, суды установили, что земельный участок, испрашиваемый обществом, принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, при обращении к заинтересованному лицу представлен полный комплект документов, необходимых для принятия решения о предоставлении его в собственность.
Поскольку общество обладает статусом сельскохозяйственной организации и использует земельные участки по целевому назначению, суды правомерно признали оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы общества, и удовлетворили заявленные требования, правомерно отметив, что отсутствие спорного земельного участка сельхозназначения в перечне имущества ФГУП ПЗ "Кенже", подлежащего приватизации, не свидетельствует о прекращении права бессрочного пользования спорными земельными участками.
Довод территориального управления о предъявлении требований к ненадлежащему ответчику (обязанным лицом может быть только Росимущество) изучен и правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на нормативные акты, устанавливающие компетенцию территориального управления.
Аргумент подателя жалобы о введенном Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Республиканский закон N 23-РЗ) моратории на приватизацию сельскохозяйственных земель изучен и отклоняется коллегией окружного суда ввиду следующего.
Пункт 1 статьи 3 Республиканского закона N 23-РЗ (в редакции Закона от 29.10.2012 N 67-РЗ) устанавливает мораторий (на 49 лет) на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу изложенных норм, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в публичной собственности, возможна только по истечении действия моратория, установленного республиканским законодательством.
Оспариваемый в рамках настоящего дела отказ датирован 21.09.2012, тогда как Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2012 N 67-РЗ, внесший изменения в Республиканский закон N 23-РЗ, вступил в законную силу со дня официального опубликования ("Официальная Кабардино-Балкария" от 02.11.2012 N 44), то есть на момент обращения общества и принятия решения об отказе в приватизации положения о введении моратория еще не действовали.
При разрешении спора судебные инстанции правильно применили нормы материального права, исследовали обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дали оценку представленным сторонами в дело доказательствам. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.06.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу N А20-4030/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.01.2015 N Ф08-10099/2014 ПО ДЕЛУ N А20-4030/2012
Требование: О признании незаконным решения управления, обязании принять решение о предоставлении обществу в собственность участка, подготовить и направить проект договора купли-продажи.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Обществу возвращен пакет документов ввиду отсутствия сведений о спорном участке в реестре федерального имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. по делу N А20-4030/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - открытого акционерного общества "Племенной совхоз "Кенже" (ИНН 0711003337, ОГРН 1030700230417), заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.06.2014 (судья Маирова А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 (судьи Марченко О.В., Бейтуганов З.А., Сулейманов З.М.) по делу N А20-4030/2012, установил следующее.
ОАО "Племенной совхоз "Кенже" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) от 21.09.2012 N 01-04/2051, возложении на заинтересованное лицо обязанности принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка общей площадью 1 670 017 кв. м, кадастровый номер 07:09:0105002:86, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, с. Кенже, 3,8 км на северо-восток от здания администрации с. Кенже (участок N 21), подготовить и направить проект договора купли-продажи спорного участка.
Решением от 11.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.09.2014, оспариваемый отказ управления признан незаконным, как противоречащий статьям 20, 36 Земельного кодекса Российского кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Суд возложил на заинтересованное лицо обязанность принять решение о передаче в собственность общества указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи.
Судебные инстанции исходили из того, что факт преобразования ФГУП ПЗ "Кенже" в открытое акционерное общество подтвержден материалами дела, к обществу в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в границах согласно государственному акту, ранее предоставленные ФГУП ПС "Кенже". Общество имеет статус сельскохозяйственной организации, на спорном земельном участке осуществляет хозяйственную деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции. Поскольку заявитель обладает статусом сельскохозяйственной организации, он в силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) не лишен возможности переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения на право собственности или заключить договоры аренды. Отсутствие спорного земельного участка сельхозназначения в перечне имущества ФГУП ПЗ "Кенже", подлежащего приватизации, не свидетельствует о том, что право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками прекращено. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), приватизация земель сельскохозяйственного назначения, не занятых объектами недвижимости, входит в сферу регулирования специального законодательства. С учетом Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике не принят довод заинтересованного лица о предъявлении требований к ненадлежащему лицу. Суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судебными инстанциями норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам. Заявитель считает, что в нарушение процессуальных требований суды не определили круг надлежащих заинтересованных лиц. Территориальное управление не может отвечать по заявленным требованиям в связи с тем, что осуществляет приватизацию земельных участков исключительно по поручению Росимущества (пункт 4.8 Положения о территориальном управлении). В обязывающей части судебный акт является неисполнимым, поскольку полномочия по принятию решения о приватизации земельных участков территориальному управлению не делегированы. Суды не учли, что законодателем установлен мораторий на приватизацию всех земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил. Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, совхозу "Кенже" в административных границах города Нальчика на основании государственного акта от 19.10.1989 А-1 N 208732 выделен земельный участок общей площадью 1077,82 га на праве бессрочного и бесплатного пользования в границах согласно государственному акту (т. 1, л.д. 21-24).
На основании решения Нальчикского горисполкома от 18.06.1991 N 848 совхоз "Кенже" переименован в Племенное хозяйство "Кенже". Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1998 N 402 племенное хозяйство "Кенже" приобрело статус федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения и переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие племенной совхоз "Кенже" (т. 1, л.д. 25, 26).
Племенное хозяйство "Кенже" перерегистрировано в ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" распоряжением Департамента по управлению городским имуществом администрации г. Нальчика от 09.12.1998 N 277 (т. 1, л.д. 27), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (т. 1, л.д. 77).
В соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р и распоряжением Минимущества Российской Федерации от 27.01.2003 N 316-р, Министерством имущественных и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики (осуществляло функции собственника имущества Российской Федерации на территории субъекта) издано распоряжение от 16.07.2003 N 195 о приватизации ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" путем преобразования в открытое акционерное общество "Племенной совхоз "Кенже" (т. 1, л.д. 31-33).
Передаточным актом от 05.09.2003 имущественный комплекс ФГУП "Племенной совхоз "Кенже" передан в уставной капитал ОАО "Племенной совхоз "Кенже" (т. 1, л.д. 34).
Земельные участки сельхозназначения, находящиеся в бессрочном пользовании ФГУП "Племенной совхоз "Кенже", в перечень имущества, подлежащего приватизации, не вошли.
22 августа 2012 года после постановки на государственный кадастровый учет части земельных участков, общество обратилось в управление с заявлением N 6-юр о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1 670 017 кв. м, расположенного в границах согласно государственному акту от 19.10.1989 А-1 N 208732 (т. 1, л.д. 19).
Письмом от 21.09.2012 N 01-04/2051 обществу возвращен пакет документов, ввиду отсутствия сведений о спорном земельном участке в реестре федерального имущества (т. 1, л.д. 20).
Общество, полагая, что отказ в предоставлении испрашиваемого участка не соответствует действующему законодательству и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким участком (далее - уполномоченный орган), с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пунктах 1, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать положения пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ о праве юридических лиц, которым земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным статьей 36 Земельного кодекса.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Земельного кодекса (наличие права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
Обращаясь в уполномоченный орган, общество ссылалось на принадлежность ему спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, пункта 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ общество как сельскохозяйственная организация имеет право на выкуп земельных участков, закрепленных за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых в соответствии с их целевым назначением.
Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.
В пунктах 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, указано, что территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на него.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что территориальное управление наделено полномочиями и обязано рассмотреть заявление общества о приобретении в собственность принадлежащего Российской Федерации земельного участка и принять соответствующее решение, а также совершить иные действия, направленные на реализацию требования заявителя.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства, суды установили, что земельный участок, испрашиваемый обществом, принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, при обращении к заинтересованному лицу представлен полный комплект документов, необходимых для принятия решения о предоставлении его в собственность.
Поскольку общество обладает статусом сельскохозяйственной организации и использует земельные участки по целевому назначению, суды правомерно признали оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы общества, и удовлетворили заявленные требования, правомерно отметив, что отсутствие спорного земельного участка сельхозназначения в перечне имущества ФГУП ПЗ "Кенже", подлежащего приватизации, не свидетельствует о прекращении права бессрочного пользования спорными земельными участками.
Довод территориального управления о предъявлении требований к ненадлежащему ответчику (обязанным лицом может быть только Росимущество) изучен и правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций со ссылкой на нормативные акты, устанавливающие компетенцию территориального управления.
Аргумент подателя жалобы о введенном Законом Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Республиканский закон N 23-РЗ) моратории на приватизацию сельскохозяйственных земель изучен и отклоняется коллегией окружного суда ввиду следующего.
Пункт 1 статьи 3 Республиканского закона N 23-РЗ (в редакции Закона от 29.10.2012 N 67-РЗ) устанавливает мораторий (на 49 лет) на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу изложенных норм, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в публичной собственности, возможна только по истечении действия моратория, установленного республиканским законодательством.
Оспариваемый в рамках настоящего дела отказ датирован 21.09.2012, тогда как Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29.10.2012 N 67-РЗ, внесший изменения в Республиканский закон N 23-РЗ, вступил в законную силу со дня официального опубликования ("Официальная Кабардино-Балкария" от 02.11.2012 N 44), то есть на момент обращения общества и принятия решения об отказе в приватизации положения о введении моратория еще не действовали.
При разрешении спора судебные инстанции правильно применили нормы материального права, исследовали обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дали оценку представленным сторонами в дело доказательствам. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.06.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу N А20-4030/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.СИДОРОВА
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)