Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 23.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-11860/2015

Требование: О возложении обязанности принять заявление для предоставления муниципальной услуги, поставить в очередь на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица указала, что получила отказ в постановке на учет в связи с тем, что семья не относится к категории семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, но на момент подачи заявления семья отвечала всем требованиям закона, поэтому отказ является незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. по делу N 33-11860/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.,
судей Кривцовой О.Ю. и Смирновой О.В.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Н.М. к администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о возложении обязанности принять заявление для предоставления муниципальной услуги, поставить в очередь на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков,
по апелляционной жалобе С.Н.М. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия

установила:

С.Н.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее - адрес) о возложении обязанности принять у истца заявление для предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, расположенных в административных границах муниципального района адрес РБ, в целях индивидуального жилищного строительства" и поставить в очередь.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец состоит в браке с С.Р.Р. от брака имеется трое детей: С.Э.Р., С.Р.Р. С.С.Р. N... дата N... г. истец обратилась в адрес с документами согласно перечню документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее по тексту ИЖС) категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно. Однако специалисты адрес сообщили, что не будут принимать заявление, так как С.Н.М. не успеет сдать документы до N... дата N... г., то есть до даты рождения старшего ребенка истца, которому в указанную дату исполнится N... лет и семья не будет соответствовать требованиям закона.
N... дата N... г. истец обратилась с заявлением в адрес, и N... дата N... г. получила отказ в постановке на учет, в связи с тем, что старшему сыну С.Э.Р. N... дата N... г. исполнилось N... лет, и семья не относится к категории семей, имеющих дата и более несовершеннолетних детей. Однако на момент подачи заявления N... дата N... г. семья С.Н.М. отвечала всем требованиям закона, поэтому отказ адрес является неправомерным.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 г. постановлено:
отказать в удовлетворении искового заявления С.Н.М. к администрации муниципального района адрес об обязании принять заявление для предоставления муниципальной услуги.
В апелляционной жалобе С.Н.М. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. При этом указано, что выводы суда в части несоответствия предоставленного истцом пакета документов установленным требованиям законодательства необоснованны. адрес в сложившейся ситуации допустила нарушение принципов правовой определенности, стабильности публичных правоотношений, недопустимости ухудшения положения подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении. Суд первой инстанции в решении сослался на статью N... ЗК РФ, которая утратила силу с N... дата N... г. (федеральный закон от N... дата N... г. N ...-ФЗ), что в силу п. N... ч. N... ст. N... ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционной порядке. В настоящее время указанные правоотношения регулирует п. N... ст. N... ЗК РФ от N... октября N... г. N ...-ФЗ (ред. от N... марта N... г.).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции С.Н.М. доводы апелляционной жалобы поддержала. адрес - К.Е.А. просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В связи с чем, на основании ст. ст. N..., N... ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. N..., N... ст. N... ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований С.Н.М., суд первой инстанции, руководствуясь положениями абз. N... ч. N... ст. N... ЗК РФ, пп. N... п. N.... ст. N..., п. N..., п. N... ст. N... Закона Республики Башкортостан N ...-з от N... января N... г. "О регулировании земельных отношений в адрес", постановлением Правительства Республики Башкортостан от N... ноября N... г. N..., исходил из того, что отказ адрес в предоставлении муниципальной услуги - приеме заявления истца С.Н.М. в постановке на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, расположенных в административных границах муниципального района адрес Республики Башкортостан, в целях ИЖС и постановке на учет, правомерен и соответствует закону. адрес, действуя в пределах переданных полномочий, при рассмотрении заявления С.Н.М. обоснованно руководствовалась правилами, установленными действующим административным регламентом предоставления этой муниципальной услуги.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
На основании ст. N... ЗК РФ (здесь и далее в редакции Земельного кодекса, действовавшей на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет граждан - N... дата N... г.), граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. N... п. N... ст. N... Закона Республики Башкортостан от N... января N... года N ...-з "О регулировании земельных отношений в адрес" (далее по тексту - Закон Республики Башкортостан) (здесь и далее в редакции N ... от N... дата N... г., действовавшей на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет граждан - N... дата N... г.), к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства отнесены граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
По смыслу ст. N... Закона Республики Башкортостан от N... января N... г. N ...-з "О регулировании земельных отношений в адрес" предоставление указанной категории граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории.
Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (далее - заявление), прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства в течение N... рабочих дней.
Из подпункта N... пункта N... постановления Правительства Республики Башкортостан от N... ноября N... года N ... (ред. от N... апреля N... года) "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" следует, что к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются:
для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- копия документа, удостоверяющего личность;
- нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;
- справка, выданная органом местного самоуправления (не ранее N... дней на дату подачи заявления), о том, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с указанием даты постановки на учет - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства гражданина, об отсутствии у него земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя гражданина правах на объекты недвижимости (выписка представляется по адрес).
Адрес от N... ноября N... г. N ... утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, расположенных в административных границах муниципального района адрес Республики Башкортостан, в целях индивидуального жилищного строительства" (далее - Административный регламент).
Согласно п. N... Административного регламента, муниципальная услуга предоставляется адрес, ответственный за предоставление муниципальной услуги - служба жилищной политики Администрации.
Предоставление муниципальной услуги в части регистрации заявлений граждан - служба жилищной политики адрес.
Предоставление муниципальной услуги в части рассмотрения заявлений, принятия решений о постановке на учет либо об отказе в учете осуществляет постоянная действующая комиссия по однократному и бесплатному предоставлению земельных участков, утвержденная постановлением Администрации N... дата N... г. N... (с изм. от N... сентября N.... N...).
Подпунктом "г" п. N... Административного регламента, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, для граждан имеющих трех и более несовершеннолетних детей: заявление по форме, приведенной в приложении N... к настоящему регламенту; копии документов, удостоверяющих личность супругов или родителя; нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем; копия свидетельства о браке; копии свидетельств о рождении детей или паспорта при достижении ими возраста N... лет; справка, выданная органами опеки и попечительства о наличии либо отсутствии информации (судебного решения) о лишении родительских прав; документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства - справа о составе семьи.
Подпунктом "г" п. N... Административного регламента, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной или муниципальных услуг, которые заявитель вправе представить, для граждан имеющих трех и более несовершеннолетних детей: справка, об отсутствии однократного и бесплатного предоставления земельных участков гражданину (супругам) - в случае подачи заявления в уполномоченный, республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя каждого из супругов (родителя) правах на объекты недвижимости (выписка представляется по адрес); копия финансового лицевого счета, выписка из домовой или похозяйственной книги - в случае проживания в индивидуальном частном доме.
Кроме того, в п. N.... Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: заявление подано лицом, не уполномоченным совершать такого рода действия; в заявлении не указаны фамилия, имя, отчество и почтовый адрес заявителя; ненадлежащим образом оформлены документы, указанные в п. N.... настоящего регламента (не соблюдены типовые их формы, заполнены не все графы и строки, указаны не все реквизиты, предусмотренные формами документов, допущены технические ошибки, опечатки, отсутствуют подписи, не соблюдены требования к заверению копий документов); текст документов и заявления не поддается прочтению; в заявлении содержатся нецензурные, либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц адрес, а также членов их семей; предоставление заявителем документов, содержащих ошибки или противоречивые сведения; копии документов представлены незаверенными в установленном законодательством порядке либо без предъявления оригиналов документов.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что С.Н.М. и С.Р.Р. состоят в зарегистрированном браке, имеют троих детей - С.Э.Р., N... дата N... г. рождения, С.Р.Р., N... дата N... г. рождения, С.С.Р., N... дата N... г. рождения (л.д. N...).
Вопреки доводам заявителя, доказательств обращения в орган местного самоуправления с заявление о постановке на учет граждан, претендующих на получение земельных участков, N... дата N... г. истцом в материалы дела не представлено.
N... дата N... г. С.Н.М. направила в адрес заявление о постановке на учет для предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по тем основаниям, что ее семья является многодетной семьей, имеющей троих несовершеннолетних детей (л.д. N...), приложив следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность супругов или родителей; копию свидетельства о браке; копию свидетельства о рождении детей, также указав, что недостающие документы будут предоставлены позже, при получении их соответствующих органов. Предоставить сейчас не предоставляется возможным, так как младшая дочь родилась N... декабря N... г.
В соответствие с п. N... постановления Правительства Республики Башкортостан от N... ноября N... г. N..., вышеприведенными положениями Административного регламента копии документов, указанные в п. N... Перечня, представляются заверенными в установленном законодательством порядке либо с предъявлением оригиналов документов.
Из материалов дела усматривается, что указанное заявление о постановке на учет для предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома направлено истцом по почте, что подтверждается квитанцией отделения "Почты России", также уведомлением о получении указанного заявления (л.д. N...). При этом к тексту заявления приложены следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность супругов и родителя; копии свидетельства о браке (при наличии); копии свидетельств о рождении детей или паспорта при достижении ими возраста N... лет.
Таким образом, истцом к заявлению были приложены незаверенные копии документов, не в полном объеме, а именно не были представлены справка, выданная органом опеки и попечительства о наличии либо отсутствии информации (судебного решения) о лишении родительских прав и документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (справка о составе семьи), что также указано и самим подателем заявления.
В связи с тем, что копии документов были представлены не лично, сличить их с оригиналами документов не представлялось возможным, то данные документы должны были быть удостоверены нотариально.
адрес от N... дата N... г. N... в удовлетворении заявленных С.Н.М. требований отказано по тем основаниям, что на момент рассмотрения заявления N... дата N... г. истцом не был представлен полный пакет документов, который предоставляется по собственной инициативе, а также по состоянию на N... дата N... г. один из детей заявителя С.Э.Р. уже достиг совершеннолетия (л.д. N...).
На основании п. N... Административного регламента исчерпывающим перечнем оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является:
- - не представление заявителем документов, указанных в п. N.... настоящего регламента;
- - заявитель в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеет права на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка для ИЖС.
В соответствии с частью N... статьи N... Закона Республики Башкортостан от N... января N... г. N ...-з рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет, осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные комиссии) в течение N... рабочих дней.
Исходя из вышеизложенного, установлено, что адрес приняла у С.Н.М. для рассмотрения заявление для предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков, расположенных в административных границах муниципального района адрес РБ, в целях индивидуального жилищного строительства", и в установленный N ...-дневный срок законно отказала в предоставлении муниципальной услуги по причине не предоставления заявителем документов, указанных в п. N... Административного регламента, так как на момент рассмотрения заявления N... дата N... г. истцом не был представлен полный перечень документов, который предоставляется по собственной инициативе, а также по состоянию на N... дата N... г. семья истца не имела трех и более несовершеннолетних детей.
Для удовлетворения требований С.Н.М. необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого ею решения (действия) органа местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение при этом прав либо свобод заявителя. В настоящем случае такая совокупность отсутствует.
Истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги в установленный законом срок и по основаниям, предусмотренным законом. При этом нарушения права С.Н.М. адрес не допущено, так как семья С.Н.М. утратила статус семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей, N... дата N... года, когда старшему сыну С.Э.Р., N... дата N... г. рождения, исполнилось N... лет, в связи с чем, получение и предоставление С.Н.М. N... декабря N... г. справки органа опеки и попечительства о том, что факта лишения родительских прав в отделе опеки и попечительства не зафиксировано (л.д. N...), а также N... декабря N... г. документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства - справки о составе семьи, не могло повлечь для адрес обязанности по постановке семьи истца на учет.
Право заявителя требовать оказания муниципальной услуги возникает именно с момента подачи заявления с приложением требуемых законом документов, а у уполномоченного органа с этой же даты возникает обязанность совершить необходимые действия по оказанию муниципальной услуги в сроки, установленные законом. В соответствии с п. N... Административного регламента основания для приостановления муниципальной услуги отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда, о том, что процедура рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги соблюдена, решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах компетенции.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции в решении ссылается на статью N... ЗК РФ, утратившую силу с N... марта N... года (федеральный закон от N... июня N... г. N ...-ФЗ), несостоятельна, так как на момент возникновения спорных отношений нормы ст. N... ЗК РФ подлежали применению.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей N... Гражданского процессуального кодекса РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. N..., N... - N... ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Н.М. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.ГИЗАТУЛЛИН

Судьи
О.Ю.КРИВЦОВА
О.В.СМИРНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)