Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец является собственником жилого помещения, при котором имеется спорный земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Миронов А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Савоскиной И.И.,
судей: Гордиенко Е.С., Мирошкина В.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 10 ноября 2014 года апелляционную жалобу С. на решение Можайского городского суда Московской области от 18 июля 2014 года по гражданскому делу по иску С. к Администрации Можайского муниципального р-на, Администрации сельского поселения Клементьевское 3-е лицо - ОАО "МОЭСК", о признании права на предоставление в собственность за плату земельного участка и понуждении к принятию решения о предоставлении земельного участка за плату,
заслушав доклад судьи Савоскиной И.И.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
С. обратился в суд с иском к Администрации Можайского муниципального района Московской области о признании за ним право на приобретение в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в границах сельского поселения Клементьевское по адресу: <данные изъяты>, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для ведения личного подсобного хозяйства"; обязать Администрацию Можайского муниципального района Московской области в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу издать постановление о предоставлении С. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в границах сельского поселения Клементьевское по адресу: <данные изъяты>, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для ведения личного подсобного хозяйства" и заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения - части жилого дома <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, при указанной части дома имеется земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м 29.05.2012 г. комиссией Администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, было принято решение о предоставлении истцу в собственность данного земельного участка. Истец поставил участок на кадастровый учет и провел согласование со службами, однако 05.03.2014 г. решением той же комиссии истцу было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка по причине его нахождения в охранной зоне линии электропередач.
В судебном заседании истец и его представитель настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель Администрации Можайского муниципального района в судебное заседание не явился, ранее в иске просил отказать в полном объеме.
Администрация сельского поселения Клементьевское, надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила.
Представитель третьего лица ОАО "МОЭСК" возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку истребуемая истцом земля находится в охранной зоне ЛЭП-ВЛ 10 кВ и ВЛ 0,4 кВ, в связи с чем было отказано в согласовании акта выбора земельного участка.
Решением суда от 18 июля 2014 года в удовлетворении исковых требований С. отказано.
Не согласившись с решением суда, С. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как постановленное в нарушении норм материального права и принять по делу новое решение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции С. и его представитель по ордеру Д.А.В. доводы жалобы поддержали, просили решение суда отменить и принять по делу новое решение с удовлетворением исковых требований.
Представитель Администрации Можайского муниципального р-на Д.А.А. просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах этих доводов, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального права.
Судом установлено, что С. является собственником части жилого дома <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <данные изъяты>.
Истребуемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
29.05.2012 года Комиссией администрации Можайского муниципального района принято решение о предоставлении истцу в собственность спорного земельного участка согласно прилагаемой схеме и геодезических данных. Постановлением Главы Можайского муниципального района N 1803-П от 24.07.2012 года была утверждена схема расположения спорного земельного участка.
Можайской РЭС N 1456 от 15.11.2012 года истцу отказано в согласовании схемы расположения спорного земельного участка из-за нахождения на нем ЛЭП-0,4 кВ ТП-58. фид. Мастерские (фид. 1 РП-22, фид. 5 ПС-556 "Кукарино") и ЛЭП-10 кВ (фид. 13 ПС-556 "Кукарино").
Решением Комиссии от 05.03.2014 года истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка в связи с тем, что он расположен в охранной зоне высоковольтного силового кабеля.
По поручению суда проведено обследование спорного земельного участка с участием представителей ОАО "МОЭСК", по итогам которого составлен акт от 10.07.2014 года, подтверждающий расположение вышеуказанных ЛЭП на участке.
Разрешая спор по существу, суд руководствовался ст. ст. 24, 28, 29, 34, 89 ЗК РФ, ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Положением "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности Можайского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Можайского муниципального района, для целей, не связанных со строительством", а также Постановлением Главы Можайского муниципального района от 01.07.2010 года, которым утвержден порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в Можайском муниципальном районе и пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку в согласовании расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в связи с его нахождением в охранной зоне ОАО "МОЭСК" было отказано, что послужило основанием для принятия решения комиссией администрации Можайского муниципального по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков от 5 марта 2014 года об отказе в предоставлении С. испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Комиссия администрации Можайского района приняла решение об отказе в предоставлении земельного участка С., который истцом не оспорен, при указанных обстоятельствах судебные органы не наделены правом распоряжаться земельными участками при отсутствии оспаривания решения администрации района об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Судебная коллегия учитывает также следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии с п. 2 данной статьи предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Доводы жалобы об отсутствии сведений об охранных зонах в государственном кадастре объектов недвижимости не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку сведения о границах охранных зон вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации и должны быть предоставлены в Росреестр до 1 января 2015 года (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 736).
Земельные участки, находящиеся в охранной зоне, ограничены в пользовании на основании Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160.
Часть земельного участка, который испрашивается истцом, находится в охранной зоне для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики, и никогда не закреплялся за домом N 32.
Из объяснений истца, данных в апелляционной инстанции, следует, что занимаемый им дом ранее состоял из квартир, одну из которых он приобрел в 2002 году по договору купли-продажи. Впоследствии решением Можайского городского суда от 16.12.2011 года изменен статус жилого помещения с квартиры на часть жилого дома. Сведений о закреплении земельного участка за домом не имеется.
Материалы дела действительно не располагают данными о закреплении земельного участка за домом, а учитывая, что администрацией района отказано в предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, часть которого находится в охранной зоне и отказ истцом не оспорен, истребуемый земельный участок не предназначен для обслуживания дома, оснований для удовлетворения требований С. не имеется.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, которые основаны на представленных доказательствах, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия, -
определила:
Решение Можайского городского суда Московской области от 18 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-23131/14
Требование: О признании права на предоставление в собственность за плату земельного участка и понуждении к принятию решения о предоставлении земельного участка за плату.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец является собственником жилого помещения, при котором имеется спорный земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. по делу N 33-23131/14
судья Миронов А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Савоскиной И.И.,
судей: Гордиенко Е.С., Мирошкина В.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 10 ноября 2014 года апелляционную жалобу С. на решение Можайского городского суда Московской области от 18 июля 2014 года по гражданскому делу по иску С. к Администрации Можайского муниципального р-на, Администрации сельского поселения Клементьевское 3-е лицо - ОАО "МОЭСК", о признании права на предоставление в собственность за плату земельного участка и понуждении к принятию решения о предоставлении земельного участка за плату,
заслушав доклад судьи Савоскиной И.И.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
С. обратился в суд с иском к Администрации Можайского муниципального района Московской области о признании за ним право на приобретение в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в границах сельского поселения Клементьевское по адресу: <данные изъяты>, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для ведения личного подсобного хозяйства"; обязать Администрацию Можайского муниципального района Московской области в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу издать постановление о предоставлении С. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в границах сельского поселения Клементьевское по адресу: <данные изъяты>, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для ведения личного подсобного хозяйства" и заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения - части жилого дома <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, при указанной части дома имеется земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м 29.05.2012 г. комиссией Администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, было принято решение о предоставлении истцу в собственность данного земельного участка. Истец поставил участок на кадастровый учет и провел согласование со службами, однако 05.03.2014 г. решением той же комиссии истцу было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка по причине его нахождения в охранной зоне линии электропередач.
В судебном заседании истец и его представитель настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель Администрации Можайского муниципального района в судебное заседание не явился, ранее в иске просил отказать в полном объеме.
Администрация сельского поселения Клементьевское, надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила.
Представитель третьего лица ОАО "МОЭСК" возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку истребуемая истцом земля находится в охранной зоне ЛЭП-ВЛ 10 кВ и ВЛ 0,4 кВ, в связи с чем было отказано в согласовании акта выбора земельного участка.
Решением суда от 18 июля 2014 года в удовлетворении исковых требований С. отказано.
Не согласившись с решением суда, С. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как постановленное в нарушении норм материального права и принять по делу новое решение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции С. и его представитель по ордеру Д.А.В. доводы жалобы поддержали, просили решение суда отменить и принять по делу новое решение с удовлетворением исковых требований.
Представитель Администрации Можайского муниципального р-на Д.А.А. просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах этих доводов, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального права.
Судом установлено, что С. является собственником части жилого дома <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <данные изъяты>.
Истребуемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
29.05.2012 года Комиссией администрации Можайского муниципального района принято решение о предоставлении истцу в собственность спорного земельного участка согласно прилагаемой схеме и геодезических данных. Постановлением Главы Можайского муниципального района N 1803-П от 24.07.2012 года была утверждена схема расположения спорного земельного участка.
Можайской РЭС N 1456 от 15.11.2012 года истцу отказано в согласовании схемы расположения спорного земельного участка из-за нахождения на нем ЛЭП-0,4 кВ ТП-58. фид. Мастерские (фид. 1 РП-22, фид. 5 ПС-556 "Кукарино") и ЛЭП-10 кВ (фид. 13 ПС-556 "Кукарино").
Решением Комиссии от 05.03.2014 года истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка в связи с тем, что он расположен в охранной зоне высоковольтного силового кабеля.
По поручению суда проведено обследование спорного земельного участка с участием представителей ОАО "МОЭСК", по итогам которого составлен акт от 10.07.2014 года, подтверждающий расположение вышеуказанных ЛЭП на участке.
Разрешая спор по существу, суд руководствовался ст. ст. 24, 28, 29, 34, 89 ЗК РФ, ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Положением "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности Можайского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Можайского муниципального района, для целей, не связанных со строительством", а также Постановлением Главы Можайского муниципального района от 01.07.2010 года, которым утвержден порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в Можайском муниципальном районе и пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку в согласовании расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в связи с его нахождением в охранной зоне ОАО "МОЭСК" было отказано, что послужило основанием для принятия решения комиссией администрации Можайского муниципального по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков от 5 марта 2014 года об отказе в предоставлении С. испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Комиссия администрации Можайского района приняла решение об отказе в предоставлении земельного участка С., который истцом не оспорен, при указанных обстоятельствах судебные органы не наделены правом распоряжаться земельными участками при отсутствии оспаривания решения администрации района об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.
Судебная коллегия учитывает также следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В соответствии с п. 2 данной статьи предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Доводы жалобы об отсутствии сведений об охранных зонах в государственном кадастре объектов недвижимости не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку сведения о границах охранных зон вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации и должны быть предоставлены в Росреестр до 1 января 2015 года (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 736).
Земельные участки, находящиеся в охранной зоне, ограничены в пользовании на основании Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160.
Часть земельного участка, который испрашивается истцом, находится в охранной зоне для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики, и никогда не закреплялся за домом N 32.
Из объяснений истца, данных в апелляционной инстанции, следует, что занимаемый им дом ранее состоял из квартир, одну из которых он приобрел в 2002 году по договору купли-продажи. Впоследствии решением Можайского городского суда от 16.12.2011 года изменен статус жилого помещения с квартиры на часть жилого дома. Сведений о закреплении земельного участка за домом не имеется.
Материалы дела действительно не располагают данными о закреплении земельного участка за домом, а учитывая, что администрацией района отказано в предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, часть которого находится в охранной зоне и отказ истцом не оспорен, истребуемый земельный участок не предназначен для обслуживания дома, оснований для удовлетворения требований С. не имеется.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, которые основаны на представленных доказательствах, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия, -
определила:
Решение Можайского городского суда Московской области от 18 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)