Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 06.08.2015 N Ф05-4001/2014 ПО ДЕЛУ N А41-32383/13

Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права на земельный участок, об обязании устранить допущенные нарушения прав.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением документа, согласно которому этот участок был предоставлен органу местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. по делу N А41-32383/13


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - администрации Коломенского муниципального района Московской области - Нагаева Л.А. - дов. от 31.03.2015 N 492/20
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Пузырев П.А. - дов. от 10.03.2015 N 53-Д
от третьих лиц - 1) Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился (извещен надлежаще)
2) Территориального управления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 30 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение от 19 ноября 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление от 16 марта 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-32383/13
по заявлению администрации Коломенского муниципального района Московской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным отказа
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Московской области

установил:

Администрация Коломенского муниципального района Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра) со следующими требованиями:
- - признать незаконным отказ Управления Росреестра от 28.03.2013 N 34/003/2013-33 в государственной регистрации права на земельный участок площадью 1 188 137 кв. м с кадастровым номером 50:34:0040418:462, местоположение которого установлено относительно ориентира по адресу: Московская обл., Коломенский р-н, д. Семеновское, д. 4;
- - обязать Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности на спорный земельный участок в установленный законом срок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением от 19.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2015, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 19.11.2014 и постановление от 16.03.2015 и отказать в удовлетворении требований.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы жалобы, а представитель Администрации - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно кадастровому паспорту от 26.12.2011 и кадастровой выписке от 06.06.2014 спорный земельный участок имеет кадастровый номер 50:34:0040418:462 площадь 1 188 137 кв. м +/- 1908 кв. м; его местоположение установлено относительно ориентира, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 1 810 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Московская обл., Коломенский р-н, д. Семеновское, д. 4; категорию земли - земли промышленности; вид разрешенного использования - "для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов". Сведения об этом участке внесены в государственный кадастр недвижимости 26.12.2011; его границы определены по системе координат МСК-50, зона 2.
Руководитель Администрации подписал постановление от 14.11.2012 N 2369 о предоставлении Администрации спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании этого постановления в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о праве постоянного (бессрочного) пользования Коломенского муниципального района на спорный земельный участок, о чем выдано свидетельство от 04.12.2012 о государственной регистрации права. Согласно выписке из ЕГРП от 18.06.2014 правообладателем указанного земельного участка является Коломенский муниципальный район, вид права - постоянное (бессрочное) пользование.
Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением от 16.11.2012 N 34/040/2012 о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
К этому заявлению Администрация приложила следующие документы: доверенность Администрации от 16.11.2012 N 1200/20; кадастровый паспорт земельного участка от 26.12.2011 N МО-11/ЗВ/1-774838; постановление от 14.11.2012 N 2369.
Решением, оформленным сообщением от 28.03.2013 N 34/003/2013-330, Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок со ссылкой на пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), указав на отсутствие на спорном земельном участке зданий, строений и сооружений, принадлежащих Коломенскому муниципальному району и зарегистрированных за ним, а также на непредставление документа, согласно которому этот участок был предоставлен органу местного самоуправления, либо иного документа, предусмотренного федеральными законами и иными законами и содержащего сведения о возникновении права у данного лица.
Не согласившись с решением Управления Росреестра, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, для государственной регистрации представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Спорный земельный участок предоставлен Администрации на праве постоянного (бессрочного) пользования названным Постановлением.
Согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В данном случае Администрация является органом местного самоуправления.
Спорный земельный участок не занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; в составе иных земель не был предоставлен ранее органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; не находится на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; не предоставлялся в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги". Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что спорный земельный участок входит в состав лесного фонда, был предоставлен для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, относится к особо охраняемой природной территории не имеется. Иных оснований, предусмотренных федеральными законами, для отнесения данного земельного участка к федеральным землям, не представлено.
В материалы дела не представлены и доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества Российской Федерации ни в прошлом периоде, ни в настоящем.
Как правомерно установили суды, Администрацией в материалы дела представлен акт обследования спорного земельного участка от 16.09.2014 N 54 (с приложенным фотоматериалом), из которого следует, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, линейные объекты.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что спорный земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относятся; оснований для отнесения этого участка по статье 3.1 Закона N 137-ФЗ к собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений, городских округов, муниципальных районов также не имеется.
Исходя из имеющихся в материалах дела документов на момент издания Администрацией названного Постановления спорный земельный участок находился в неразграниченной государственной собственности, силу чего, на основании пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение этим участком осуществлено органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах издавая постановление от 14.11.2012 N 2369 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка администрации Коломенского муниципального района", Администрация действовала в рамках предоставленных ей полномочий.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 ноября 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2015 года по делу N А41-32383/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)