Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-872/2015) открытого акционерного общества "Транспортно-коммерческая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2014 по делу N А46-8968/2014 (судья Голобородько Н.А.)
по иску открытого акционерного общества "Транспортно-коммерческая компания" (ОГРН 1025500519989; ИНН 5501017068)
к 1) обществу с ограниченной ответственностью "САР"; 2) Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
3-е лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391)
о признании недействительным договора аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, о признании недействительным распоряжения от 19.04.2013 N 1631-р, о признании недействительной государственной регистрации договора аренды N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, об исключении из Единого государственного реестра прав записи о регистрации договора аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013
при участии в судебном заседании представителей:
- от истца: не явился;
- от ответчиков: 1) не явился; 2) Семенова Елена Геннадьевна (удостоверение, по доверенности N ДИО/671 от 22.01.2015 сроком действия один год);
- от 3-го лица: не явился.
установил:
Открытое акционерное общество "Транспортно-коммерческая компания" (далее - истец, ОАО "ТранКК") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент), обществу с ограниченной ответственностью "САР" (далее - ООО "САР"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление, регистрирующий орган), в котором просило:
- - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, заключенный между Департаментом и ООО "САР" в отношении части земельного участка площадью 5100 кв. м, с кадастровым номером 55:36:000000:1489, местоположение которого установлено: Омская область, город Омск, Советский административный округ. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица 1 -я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина);
- - признать недействительным, не имеющим юридической силы распоряжение Департамента от 19.04.2013 N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности" с момента его издания;
- - признать недействительной государственную регистрацию договора аренды N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, заключенного между Департаментом и ООО "САР", в отношении части земельного участка площадью 5100 кв. м с кадастровым номером 55:36:000000:1489, местоположение которого установлено: Омская область, город Омск, Советский административный округ. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица 1 -я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина).
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, и просил суд:
- - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, заключенный между Департаментом и ООО "САР" в отношении части земельного участка площадью 5100 кв. м с кадастровым номером 55:36:000000:1489, местоположение которого установлено: Омская область, город Омск, Советский административный округ. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица 1-я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина). Применить последствия недействительности данной сделки, вернув стороны данного договора в первоначальное положение;
- - признать недействительным, не имеющим юридической силы распоряжение Департамента от 19.04.2013 N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности" с момента его издания;
- - признать недействительной государственную регистрацию договора аренды N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, заключенного между Департаментом и ООО "САР" в отношении части земельного участка площадью 5100 кв. м с кадастровым номером 55:36:000000:1489, местоположение которого установлено: Омская область, город Омск, Советский административный округ. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица 1-я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина);
- - обязать Управление исключить из Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) запись о регистрации договора аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013.
Данные уточнения были приняты судом, поскольку не противоречат закону и материалам дела.
В связи с уточнением требований в судебном заседании 16.10.2014 суд удовлетворил ходатайство ООО "ТранКК" об исключении Управления из числа ответчиков и привлек его к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.11.2014 по делу N А46-8968/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что распоряжение Департамента от 19.04.2013 N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности" соответствуют положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и не нарушает прав ОАО "ТранКК" в сфере предпринимательской деятельности. В связи с тем, что основанием для заключения оспариваемого договора аренды явились решения органа местного самоуправления, принятые с соблюдением требований земельного законодательства, суд также отказал в удовлетворении требования ОАО "ТранКК" о признании договора аренда земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности данной сделки, а, следовательно, не удовлетворил требования ОАО "ТранКК" в отношении мер, применяемых в качестве восстановления нарушенных прав, о признании недействительной государственной регистрации договора аренды N Д-С-25-10031 от 25.04.2013 и исключении из ЕГРП записи о регистрации указанного выше договора.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ТранКК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что предоставлением спорного земельного участка ООО "САР", нарушен беспрепятственный проход (проезд) автотранспортных средств с улицы 1-я Заводская к арендованным землям ОАО "ТранКК" для осуществления коммерческих парковок, что препятствует коммерческой деятельности истца, связанной с предоставлением платных парковочных мест.
По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок передан в аренду ООО "САР" в нарушение решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, Омской области".
От Департамента поступили письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
ОАО "ТранКК", ООО "САР", Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Департамента в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, пояснения Департамента, выслушав явившегося в судебное заседание представителя лица, участвующего в деле, установил следующие обстоятельства.
05.10.1995 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска (Арендодатель) и АООТ "ТранКК" (Арендатор) заключили договор N Д-С-II-8-297, по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 4400 кв. м, по адресу: ул. 1-я Заводская, Советский район, для эксплуатации коммерческой парковки.
27.04.1995 Главой Администрации города Омска вынесено Постановление N 486-п "Об организации специализированного автомобильного рынка по ул. 1-я Заводская", которым Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Администрации города Омска было поручено оформить документы по передаче в аренду АООТ "ТранКК" земельного участка для организации гостевых автостоянок по ул. 1-я Заводская.
06.05.1995 Главой Администрации Советского района г. Омска вынесено Постановление "Об открытии рынка по продаже автомотосредств, запасных частей и товаров народного потребления по ул. 1-й Заводской", которым АООТ "ТранКК" поручалось заключить с Администрацией района договор на организацию рынка по адресу: г. Омск-40, ул. 1-я Заводская, открыть рынок по продаже автомотосредств, запасных частей и ТПН с 20.05.1995, оборудовать территорию под организацию рынка и гостевую стоянку автотранспорта.
26.01.1996 Первым заместителем Главы Администрации города Омска вынесено Постановление N 64-п "О предоставлении АООТ "ТранКК" в бессрочное пользование и в аренду земельных участков, занимаемых предприятием по ул. 1-я Заводская в Советском районе", которым АООТ "ТранКК" в бессрочное пользование предоставлены земельные участки, занимаемые: головным предприятием, площадью 6,923 га; филиалом N 1, площадью 2,872 га; мойкой автомобилей, площадью 0,849 га по ул. 1-я Заводская Советского района и в долгосрочную аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок площадью 7,44 га, занимаемый автостоянкой (энергокоридор) на основании договора аренды с Администрацией города, являющегося неотъемлемой частью настоящего постановления.
30.06.1996 Первым заместителем Главы Администрации города Омска вынесено распоряжение N 671-р "О несении изменений и дополнений в постановление Первого заместителя главы Администрации города Омска от 26.01.96 N 64-п", которым пункт 1 указанного постановления изложен в следующей редакции: "Предоставить ОАО "ТранКК" в бессрочное пользование земельные участки, занимаемые: головным предприятием площадью 6,923 га по ул. Заводская, 1; филиалом N 1 площадью 2,98 га по ул. 1-я Заводская, 19; мойкой автомобилей площадью 0,849 га по ул. Заводская, 10 и в аренду сроком на 10 лет земельный участок общей площадью 5,62 га, занимаемый автостоянкой (энергокоридор): участком N 1 - площадью 3,86 га, участком N 2 - площадью 1,24 га, участком консервации автомобилей -площадью 0,52 га по ул. 1-я Заводская в Советском административном округе".
ОАО "ТранКК" выдано и в последующем продлено разрешение на право организации специализированного (транспортных средств, запасных частей и принадлежностей для их ремонта и технического обслуживания) розничного рынка.
В последующем Главное управление по земельным ресурсам Омской области (Арендодатель) и ОАО "ТранКК" (Арендатор) заключили соглашение к договору N Д-С-II-8-297 об изменении размера и порядка внесения арендной платы.
21.12.2004 инженером-геодезистом ОГУП "Омский земельный центр" произведен отвод земельного участка на местности. Местоположение земельного участка установлено 770 метрах северо-западнее относительно ориентира - здания, имеющего почтовый адрес: ул. Нефтезаводская, 38Е в Советском административном округе. Общая площадь участка определена в размере 4330 кв. м, кадастровый номер земельного участка: 55:36:050202:0036.
На предоставленных ОАО "ТранКК" земельных участках расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости: нежилое помещение 2П, назначение: нежилое. Площадь: общая 341 кв. м. Этаж: 1,2 и нежилое помещение 1П, назначение: нежилое. Площадь: общая 2635.2 кв. м. Этаж: 1,2, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права собственности 55-АА 844484 от 05.08.2013 и собственности 55-АА 844486 от 05.08.2013.
20.08.2012 ООО "САР" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении части земельного участка, площадью 5100 кв. м, расположенного по ул. 1-я Заводская в Советском административном округе города Омска, для размещения некоммерческой парковки.
10.10.2012 в газете "Третья столица" опубликовано сообщение Департамента о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности с кадастровым номером 55:36:000000:1489, для размещения некоммерческой парковки, местоположение установлено: город Омск, Советский административный округ, ул. 1-я Заводская.
31.01.2013 Департаментом вынесено распоряжение N 228-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5100 кв. м, для целей не связанных со строительством, для размещения некоммерческой парковки, в составе земельного участка общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:000000:1489. Местоположение земельного участка: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица 1-я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ023.
19.04.2013 Департаментом издано распоряжение N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности", которым ООО "САР" предоставлена для целей, не связанных со строительством, для размещения некоммерческой парковки ООО "САР" в аренду сроком на три года часть земельного участка площадью 5100 кв. м из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:000000:1489, с разрешенным использованием: земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения. Местоположение земельного участка: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица 1-я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ023.
25.04.2013 Департамент (Арендодатель) и ООО "САР" (Арендатор) заключили договор N Д-С-25-10031 аренды земельного участка, по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду на 3 года, часть земельного участка площадью 5100 кв. м с учетным кадастровым номером 1 из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов в границах города Омска, с кадастровым номером 55:36:00 00 00:1489, местоположение, которого установлено Омская область, город Омск, Советский административный округ, на земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения, ул. Заводская (от ул. Энтузиастов до проспекта Губкина), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 023 индивидуализированный Согласно приложению N 3 (кадастровый паспорт земельного участка) к настоящему договору.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 17.05.2013.
Указанный земельный участок передан ООО "САР" по акту приема-передачи от 06.05.2011.
В исковом заявлении истец указал, что до предоставления в аренду ответчику спорного земельного участка, с ул. 1-я Заводская, на территорию земельных участков ОАО "ТранКК" с кадастровыми номерами: 55:36:05 02 02:0032, площадью 685 кв. м, 55:36:05 02 02:0033, площадью 1959 кв. м, 55:36:05 02 02:0034 площадью 865 кв. м, 55:36:05 02 02:035, площадью 830 кв. м, через контрольно-пропускной пункт (КПП) со шлагбаумом беспрепятственно заезжали автотранспортные средства для коммерческой парковки.
Полагая, что предоставлением спорного земельного участка ООО "САР", нарушен беспрепятственный проход (проезд) автотранспортных средств с ул. 1-я Заводская к землям ОАО "ТранКК", арендованным для осуществления коммерческих парковок, что препятствует коммерческой деятельности истца, связанной с предоставлением платных парковочных мест, ОАО "ТранКК" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
24.11.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано истцом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как было выше сказано, предметом заявленных требований ОАО "ТранКК" является признание незаконным ненормативного правового акта Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, которое подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также признание недействительными (ничтожными) договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности ничтожных сделок, признание недействительной государственной регистрации договора аренды, понуждении к исключению записи о регистрации договора аренды земельного участка из ЕГРП, подлежащие рассмотрению в порядке общего искового производства.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется ЗК РФ.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 ЗК РФ, во исполнение которой органом местного самоуправления приняты акты, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с указанной нормой лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу положений пункта 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" (далее - Решение N 205) устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления, для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
В соответствии со статьей 6 Решения N 205 предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов осуществляется в случае размещения некоммерческих объектов, необходимых для эксплуатации капитальных зданий, строений, сооружений (парковка, площадка для складирования мусора) по заявлению собственника здания, строения, сооружения.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, при предоставлении земельного участка для размещения некоммерческой парковки осуществление торгов законодателем не предусмотрено, следовательно, Департамент, предоставляя земельный участок ООО "САР" без проведения торгов, действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства и не мог нарушить права и законные интересы ОАО "ТранКК".
Как было выше сказано, 20.08.2012 ООО "САР" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении части земельного участка, площадью 5100 кв. м, расположенного по улице 1-я Заводская в Советском административном округе города Омска, для размещения некоммерческой парковки.
При этом, согласно статье 3 Решения N 205 процедура предоставления земельных участков включает в себя принятие уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска:
1) к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;
3) принятие решения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;
4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.
Порядок рассмотрения заявок утвержден постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п "О рассмотрении обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством" (далее - Постановление N 935-п).
Согласно пункту 9 Постановления N 935-п для рассмотрения заявлений создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждаются правовым актом Администрации города Омска.
Состав и регламент работы окружных комиссий утверждаются постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 N 76-п "О городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством". Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
В соответствии с указанным постановлением Комиссия рассматривает обращения (заявления, заявки) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска, за исключением земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции администраций административных округов города Омска.
Как следует из материалов дела, 09.10.2012 заявка ООО "САР" была рассмотрена на заседании Комиссии и по результатам рассмотрения было принято решение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка ООО "САР" в аренду сроком на 3 года.
В соответствии с понятием, содержащимся в пункте 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
В силу статьи 90 ЗК РФ земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса.
В соответствии с Федеральным законом Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Учитывая изложенное, предоставление земельного участка под некоммерческую парковку не противоречит вышеуказанным нормам.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок был необходим ООО "САР" для размещения некоммерческой парковки и обслуживания находящегося в его собственности здания, расположенного в непосредственной близости от указанного земельного участка, Комиссией было принято решение о возможности предоставления земельного участка, а Департаментом вынесено распоряжение от 19.04.2013 N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности".
При этом, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что доводы подателя жалобы о нарушении оспариваемым распоряжением беспрепятственного прохода (проезда) автотранспортных средств с ул. 1-я Заводская к землям ОАО "ТранКК", арендованным для осуществления коммерческих парковок, опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе решением Советского районного суда города Омска от 23.01.2014 по делу N 2-88/2014 по иску ООО САР к Волос Р.С., ООО "ТранКК" о понуждении к освобождению земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1489 (1), являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1489, площадью 76 048 кв. м, местоположение которого установлено: Омская область, Омск, Советский административный округ, на земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. 1 Заводская (от ул. Энтузиастов по проспекта Губкина).
Таким образом, вопреки мнению подателя жалобы, распоряжение Департамента от 19.04.2013 N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности" соответствует положениям статьи 34 ЗК РФ и не нарушает прав истца в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статьи 166 ГК РФ сделка, являющаяся ничтожной, недействительна независимо от признания ее таковой судом.
В соответствии с частью 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", споры по требованиям о признании недействительной ничтожной сделки подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица, поскольку Кодекс не исключает возможность предъявления таких исков. Лицо, не участвовавшее в договоре, но заявившее иск о признании договора недействительным, должно доказать, что у него имеется свой материально-правовой интерес в удовлетворении иска, указать, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации выбранного способа судебной защиты.
Как было выше сказано, истцом предъявлены требования о признании договора аренда земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности данной сделки, путем возвращения сторон в первоначальное положение, поскольку в результате его заключения нарушены права ОАО "ТранКК" на проезд к арендуемым Обществом земельным участкам.
Однако, учитывая, что основанием для заключения оспариваемого договора аренды явились решения органа местного самоуправления, принятые с соблюдением требований земельного законодательства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования ОАО "ТранКК" о признании договора аренда земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности данной сделки, и не удовлетворил требования ОАО "ТранКК" в отношении мер, применяемых в качестве восстановления нарушенных прав, о признании недействительной государственной регистрации договора аренды N Д-С-25-10031 от 25.04.2013 и исключении из ЕГРП записи о регистрации договора аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Транспортно-коммерческая компания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2014 по делу N А46-8968/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2015 N 08АП-872/2015 ПО ДЕЛУ N А46-8968/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. N 08АП-872/2015
Дело N А46-8968/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-872/2015) открытого акционерного общества "Транспортно-коммерческая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2014 по делу N А46-8968/2014 (судья Голобородько Н.А.)
по иску открытого акционерного общества "Транспортно-коммерческая компания" (ОГРН 1025500519989; ИНН 5501017068)
к 1) обществу с ограниченной ответственностью "САР"; 2) Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
3-е лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391)
о признании недействительным договора аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, о признании недействительным распоряжения от 19.04.2013 N 1631-р, о признании недействительной государственной регистрации договора аренды N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, об исключении из Единого государственного реестра прав записи о регистрации договора аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013
при участии в судебном заседании представителей:
- от истца: не явился;
- от ответчиков: 1) не явился; 2) Семенова Елена Геннадьевна (удостоверение, по доверенности N ДИО/671 от 22.01.2015 сроком действия один год);
- от 3-го лица: не явился.
установил:
Открытое акционерное общество "Транспортно-коммерческая компания" (далее - истец, ОАО "ТранКК") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент), обществу с ограниченной ответственностью "САР" (далее - ООО "САР"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление, регистрирующий орган), в котором просило:
- - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, заключенный между Департаментом и ООО "САР" в отношении части земельного участка площадью 5100 кв. м, с кадастровым номером 55:36:000000:1489, местоположение которого установлено: Омская область, город Омск, Советский административный округ. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица 1 -я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина);
- - признать недействительным, не имеющим юридической силы распоряжение Департамента от 19.04.2013 N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности" с момента его издания;
- - признать недействительной государственную регистрацию договора аренды N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, заключенного между Департаментом и ООО "САР", в отношении части земельного участка площадью 5100 кв. м с кадастровым номером 55:36:000000:1489, местоположение которого установлено: Омская область, город Омск, Советский административный округ. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица 1 -я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина).
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, и просил суд:
- - признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, заключенный между Департаментом и ООО "САР" в отношении части земельного участка площадью 5100 кв. м с кадастровым номером 55:36:000000:1489, местоположение которого установлено: Омская область, город Омск, Советский административный округ. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица 1-я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина). Применить последствия недействительности данной сделки, вернув стороны данного договора в первоначальное положение;
- - признать недействительным, не имеющим юридической силы распоряжение Департамента от 19.04.2013 N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности" с момента его издания;
- - признать недействительной государственную регистрацию договора аренды N Д-С-25-10031 от 25.04.2013, заключенного между Департаментом и ООО "САР" в отношении части земельного участка площадью 5100 кв. м с кадастровым номером 55:36:000000:1489, местоположение которого установлено: Омская область, город Омск, Советский административный округ. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица 1-я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина);
- - обязать Управление исключить из Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) запись о регистрации договора аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013.
Данные уточнения были приняты судом, поскольку не противоречат закону и материалам дела.
В связи с уточнением требований в судебном заседании 16.10.2014 суд удовлетворил ходатайство ООО "ТранКК" об исключении Управления из числа ответчиков и привлек его к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.11.2014 по делу N А46-8968/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что распоряжение Департамента от 19.04.2013 N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности" соответствуют положениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и не нарушает прав ОАО "ТранКК" в сфере предпринимательской деятельности. В связи с тем, что основанием для заключения оспариваемого договора аренды явились решения органа местного самоуправления, принятые с соблюдением требований земельного законодательства, суд также отказал в удовлетворении требования ОАО "ТранКК" о признании договора аренда земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности данной сделки, а, следовательно, не удовлетворил требования ОАО "ТранКК" в отношении мер, применяемых в качестве восстановления нарушенных прав, о признании недействительной государственной регистрации договора аренды N Д-С-25-10031 от 25.04.2013 и исключении из ЕГРП записи о регистрации указанного выше договора.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ТранКК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что предоставлением спорного земельного участка ООО "САР", нарушен беспрепятственный проход (проезд) автотранспортных средств с улицы 1-я Заводская к арендованным землям ОАО "ТранКК" для осуществления коммерческих парковок, что препятствует коммерческой деятельности истца, связанной с предоставлением платных парковочных мест.
По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок передан в аренду ООО "САР" в нарушение решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, Омской области".
От Департамента поступили письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
ОАО "ТранКК", ООО "САР", Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Департамента в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, пояснения Департамента, выслушав явившегося в судебное заседание представителя лица, участвующего в деле, установил следующие обстоятельства.
05.10.1995 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Омска (Арендодатель) и АООТ "ТранКК" (Арендатор) заключили договор N Д-С-II-8-297, по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 4400 кв. м, по адресу: ул. 1-я Заводская, Советский район, для эксплуатации коммерческой парковки.
27.04.1995 Главой Администрации города Омска вынесено Постановление N 486-п "Об организации специализированного автомобильного рынка по ул. 1-я Заводская", которым Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Администрации города Омска было поручено оформить документы по передаче в аренду АООТ "ТранКК" земельного участка для организации гостевых автостоянок по ул. 1-я Заводская.
06.05.1995 Главой Администрации Советского района г. Омска вынесено Постановление "Об открытии рынка по продаже автомотосредств, запасных частей и товаров народного потребления по ул. 1-й Заводской", которым АООТ "ТранКК" поручалось заключить с Администрацией района договор на организацию рынка по адресу: г. Омск-40, ул. 1-я Заводская, открыть рынок по продаже автомотосредств, запасных частей и ТПН с 20.05.1995, оборудовать территорию под организацию рынка и гостевую стоянку автотранспорта.
26.01.1996 Первым заместителем Главы Администрации города Омска вынесено Постановление N 64-п "О предоставлении АООТ "ТранКК" в бессрочное пользование и в аренду земельных участков, занимаемых предприятием по ул. 1-я Заводская в Советском районе", которым АООТ "ТранКК" в бессрочное пользование предоставлены земельные участки, занимаемые: головным предприятием, площадью 6,923 га; филиалом N 1, площадью 2,872 га; мойкой автомобилей, площадью 0,849 га по ул. 1-я Заводская Советского района и в долгосрочную аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок площадью 7,44 га, занимаемый автостоянкой (энергокоридор) на основании договора аренды с Администрацией города, являющегося неотъемлемой частью настоящего постановления.
30.06.1996 Первым заместителем Главы Администрации города Омска вынесено распоряжение N 671-р "О несении изменений и дополнений в постановление Первого заместителя главы Администрации города Омска от 26.01.96 N 64-п", которым пункт 1 указанного постановления изложен в следующей редакции: "Предоставить ОАО "ТранКК" в бессрочное пользование земельные участки, занимаемые: головным предприятием площадью 6,923 га по ул. Заводская, 1; филиалом N 1 площадью 2,98 га по ул. 1-я Заводская, 19; мойкой автомобилей площадью 0,849 га по ул. Заводская, 10 и в аренду сроком на 10 лет земельный участок общей площадью 5,62 га, занимаемый автостоянкой (энергокоридор): участком N 1 - площадью 3,86 га, участком N 2 - площадью 1,24 га, участком консервации автомобилей -площадью 0,52 га по ул. 1-я Заводская в Советском административном округе".
ОАО "ТранКК" выдано и в последующем продлено разрешение на право организации специализированного (транспортных средств, запасных частей и принадлежностей для их ремонта и технического обслуживания) розничного рынка.
В последующем Главное управление по земельным ресурсам Омской области (Арендодатель) и ОАО "ТранКК" (Арендатор) заключили соглашение к договору N Д-С-II-8-297 об изменении размера и порядка внесения арендной платы.
21.12.2004 инженером-геодезистом ОГУП "Омский земельный центр" произведен отвод земельного участка на местности. Местоположение земельного участка установлено 770 метрах северо-западнее относительно ориентира - здания, имеющего почтовый адрес: ул. Нефтезаводская, 38Е в Советском административном округе. Общая площадь участка определена в размере 4330 кв. м, кадастровый номер земельного участка: 55:36:050202:0036.
На предоставленных ОАО "ТранКК" земельных участках расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости: нежилое помещение 2П, назначение: нежилое. Площадь: общая 341 кв. м. Этаж: 1,2 и нежилое помещение 1П, назначение: нежилое. Площадь: общая 2635.2 кв. м. Этаж: 1,2, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права собственности 55-АА 844484 от 05.08.2013 и собственности 55-АА 844486 от 05.08.2013.
20.08.2012 ООО "САР" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении части земельного участка, площадью 5100 кв. м, расположенного по ул. 1-я Заводская в Советском административном округе города Омска, для размещения некоммерческой парковки.
10.10.2012 в газете "Третья столица" опубликовано сообщение Департамента о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности с кадастровым номером 55:36:000000:1489, для размещения некоммерческой парковки, местоположение установлено: город Омск, Советский административный округ, ул. 1-я Заводская.
31.01.2013 Департаментом вынесено распоряжение N 228-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5100 кв. м, для целей не связанных со строительством, для размещения некоммерческой парковки, в составе земельного участка общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:000000:1489. Местоположение земельного участка: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица 1-я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ023.
19.04.2013 Департаментом издано распоряжение N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности", которым ООО "САР" предоставлена для целей, не связанных со строительством, для размещения некоммерческой парковки ООО "САР" в аренду сроком на три года часть земельного участка площадью 5100 кв. м из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:000000:1489, с разрешенным использованием: земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения. Местоположение земельного участка: Омская область, город Омск, Советский административный округ, улица 1-я Заводская (от улицы Энтузиастов до проспекта Губкина), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ023.
25.04.2013 Департамент (Арендодатель) и ООО "САР" (Арендатор) заключили договор N Д-С-25-10031 аренды земельного участка, по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду на 3 года, часть земельного участка площадью 5100 кв. м с учетным кадастровым номером 1 из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов в границах города Омска, с кадастровым номером 55:36:00 00 00:1489, местоположение, которого установлено Омская область, город Омск, Советский административный округ, на земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения, ул. Заводская (от ул. Энтузиастов до проспекта Губкина), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 023 индивидуализированный Согласно приложению N 3 (кадастровый паспорт земельного участка) к настоящему договору.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 17.05.2013.
Указанный земельный участок передан ООО "САР" по акту приема-передачи от 06.05.2011.
В исковом заявлении истец указал, что до предоставления в аренду ответчику спорного земельного участка, с ул. 1-я Заводская, на территорию земельных участков ОАО "ТранКК" с кадастровыми номерами: 55:36:05 02 02:0032, площадью 685 кв. м, 55:36:05 02 02:0033, площадью 1959 кв. м, 55:36:05 02 02:0034 площадью 865 кв. м, 55:36:05 02 02:035, площадью 830 кв. м, через контрольно-пропускной пункт (КПП) со шлагбаумом беспрепятственно заезжали автотранспортные средства для коммерческой парковки.
Полагая, что предоставлением спорного земельного участка ООО "САР", нарушен беспрепятственный проход (проезд) автотранспортных средств с ул. 1-я Заводская к землям ОАО "ТранКК", арендованным для осуществления коммерческих парковок, что препятствует коммерческой деятельности истца, связанной с предоставлением платных парковочных мест, ОАО "ТранКК" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
24.11.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано истцом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как было выше сказано, предметом заявленных требований ОАО "ТранКК" является признание незаконным ненормативного правового акта Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, которое подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также признание недействительными (ничтожными) договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности ничтожных сделок, признание недействительной государственной регистрации договора аренды, понуждении к исключению записи о регистрации договора аренды земельного участка из ЕГРП, подлежащие рассмотрению в порядке общего искового производства.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется ЗК РФ.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 ЗК РФ, во исполнение которой органом местного самоуправления приняты акты, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с указанной нормой лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу положений пункта 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" (далее - Решение N 205) устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления, для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
В соответствии со статьей 6 Решения N 205 предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов осуществляется в случае размещения некоммерческих объектов, необходимых для эксплуатации капитальных зданий, строений, сооружений (парковка, площадка для складирования мусора) по заявлению собственника здания, строения, сооружения.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, при предоставлении земельного участка для размещения некоммерческой парковки осуществление торгов законодателем не предусмотрено, следовательно, Департамент, предоставляя земельный участок ООО "САР" без проведения торгов, действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства и не мог нарушить права и законные интересы ОАО "ТранКК".
Как было выше сказано, 20.08.2012 ООО "САР" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении части земельного участка, площадью 5100 кв. м, расположенного по улице 1-я Заводская в Советском административном округе города Омска, для размещения некоммерческой парковки.
При этом, согласно статье 3 Решения N 205 процедура предоставления земельных участков включает в себя принятие уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска:
1) к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;
3) принятие решения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;
4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.
Порядок рассмотрения заявок утвержден постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п "О рассмотрении обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством" (далее - Постановление N 935-п).
Согласно пункту 9 Постановления N 935-п для рассмотрения заявлений создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждаются правовым актом Администрации города Омска.
Состав и регламент работы окружных комиссий утверждаются постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 N 76-п "О городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством". Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
В соответствии с указанным постановлением Комиссия рассматривает обращения (заявления, заявки) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска, за исключением земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции администраций административных округов города Омска.
Как следует из материалов дела, 09.10.2012 заявка ООО "САР" была рассмотрена на заседании Комиссии и по результатам рассмотрения было принято решение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка ООО "САР" в аренду сроком на 3 года.
В соответствии с понятием, содержащимся в пункте 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
В силу статьи 90 ЗК РФ земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса.
В соответствии с Федеральным законом Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Учитывая изложенное, предоставление земельного участка под некоммерческую парковку не противоречит вышеуказанным нормам.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок был необходим ООО "САР" для размещения некоммерческой парковки и обслуживания находящегося в его собственности здания, расположенного в непосредственной близости от указанного земельного участка, Комиссией было принято решение о возможности предоставления земельного участка, а Департаментом вынесено распоряжение от 19.04.2013 N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности".
При этом, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что доводы подателя жалобы о нарушении оспариваемым распоряжением беспрепятственного прохода (проезда) автотранспортных средств с ул. 1-я Заводская к землям ОАО "ТранКК", арендованным для осуществления коммерческих парковок, опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе решением Советского районного суда города Омска от 23.01.2014 по делу N 2-88/2014 по иску ООО САР к Волос Р.С., ООО "ТранКК" о понуждении к освобождению земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1489 (1), являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1489, площадью 76 048 кв. м, местоположение которого установлено: Омская область, Омск, Советский административный округ, на земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. 1 Заводская (от ул. Энтузиастов по проспекта Губкина).
Таким образом, вопреки мнению подателя жалобы, распоряжение Департамента от 19.04.2013 N 1631-р "О предоставлении ООО "САР" в аренду части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности" соответствует положениям статьи 34 ЗК РФ и не нарушает прав истца в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статьи 166 ГК РФ сделка, являющаяся ничтожной, недействительна независимо от признания ее таковой судом.
В соответствии с частью 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", споры по требованиям о признании недействительной ничтожной сделки подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица, поскольку Кодекс не исключает возможность предъявления таких исков. Лицо, не участвовавшее в договоре, но заявившее иск о признании договора недействительным, должно доказать, что у него имеется свой материально-правовой интерес в удовлетворении иска, указать, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации выбранного способа судебной защиты.
Как было выше сказано, истцом предъявлены требования о признании договора аренда земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности данной сделки, путем возвращения сторон в первоначальное положение, поскольку в результате его заключения нарушены права ОАО "ТранКК" на проезд к арендуемым Обществом земельным участкам.
Однако, учитывая, что основанием для заключения оспариваемого договора аренды явились решения органа местного самоуправления, принятые с соблюдением требований земельного законодательства, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования ОАО "ТранКК" о признании договора аренда земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности данной сделки, и не удовлетворил требования ОАО "ТранКК" в отношении мер, применяемых в качестве восстановления нарушенных прав, о признании недействительной государственной регистрации договора аренды N Д-С-25-10031 от 25.04.2013 и исключении из ЕГРП записи о регистрации договора аренды земельного участка N Д-С-25-10031 от 25.04.2013.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Транспортно-коммерческая компания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2014 по делу N А46-8968/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)