Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
- от заявителя - Волков С.В., доверенность от 17 августа 2007 г. N ю-116, Атаев М.А., доверенность от 17 августа 2007 г. N ю-117;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области - Филатова Е.В., доверенность от 15 января 2008 г. N 13;
- от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2008 г.
по делу N А55-622/2008 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны РФ, г. Сызрань, Самарская обл.,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны РФ (далее - заявитель, ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - ТУ Росимущества по Самарской области), выразившиеся в отказе от 4 декабря 2007 г. N 24/1993 в принятии решения о предоставлении Федеральному государственному унитарному предприятию "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны РФ земельного участка общей площадью 509165 кв. м на праве постоянного пользования и требовании о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области принять решение о предоставлении Федеральному государственному унитарному предприятию "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны РФ земельного участка общей площадью 509165 кв. м на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявитель, находясь в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти) и возглавляемое должностным лицом данного органа, входит в структуру федерального органа исполнительной власти, в связи с чем относится к числу субъектов, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что со дня введения в действие ЗК РФ, а именно с 30 октября 2001 г., предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лицам, не указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, не допускается; таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ земельным участком подлежит переоформлению в установленный законом срок на право аренды; Арбитражный суд Самарской области признал ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ органом исполнительной власти, что не соответствует организационно-правовой форме заявителя; утверждение суда, а также заявителя, о том, что ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ, находясь в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, является несостоятельным.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области - в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
От Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области поступил отзыв, в котором разрешение вопроса оно относит на усмотрение суда.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральное государственное унитарное предприятие "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны Российской Федерации письмом от 14 мая 2007 г. N Ю-62 обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области с заявлением о принятии решения по предоставлению ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка общей площадью 509165 квадратных метров.
ТУ Росимущества по Самарской области в письмах от 8 июня 2007 г. исх. N 24/853, от 28 августа 2007 г. исх. N 2776; от 26 октября 2007 г. исх. N 24/1641; от 04 декабря 2007 г. исх. N 24/1993 отказало в принятии решения и обязало переоформить существующее у заявителя право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды до 1 января 2010 г.
Основанием к отказу в принятии решения послужил вывод ответчика о том, что ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ не относится к государственным муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления.
При принятии решения о признании указанных действий ТУ Росимущества незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Предоставление земельных участков с 30 октября 2007 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования лицам, не указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, не предусмотрено.
В силу п. 9 ст. 3 Закона государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое и сделок с ним.
Пунктом 3 ст. 20 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 3 Закона права на землю, не предусмотренные ст. ст. 15, 20 - 24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 г.
Одним из участников земельных отношений, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, имеющим право оформить земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, является орган государственный власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53 "О воинской обязанности и военной службе" к федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, в частности, относится служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Указанная служба непосредственно связана с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Положения Министерство обороны РФ является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединения, соединений воинских частей, но и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных РФ.
В соответствии с п. п. 52 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) осуществляет в пределах своей компетенции:
- полномочия по организации технического обеспечения, эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения и военной техники.
Для осуществления данных полномочий в Министерстве обороны РФ созданы и функционируют ремонтные органы, в том числе и предприятия в организационно- правовой форме Федеральные государственные унитарные предприятия.
Согласно приказу главнокомандующего Сухопутными войсками N 48 от 2003 г., Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил РФ осуществляет функции по организации всех видов ремонта средств инженерного вооружения, в том числе и на Федеральных государственных унитарных предприятиях Министерства обороны РФ.
В соответствии с п. 1.4. Устава ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ, утвержденного приказом главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителем Министра обороны РФ от 28 февраля 2004 г. N 28 и согласованного распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 29 января 2004 г. N 367р., предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Общее руководство осуществляет Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1. Устава Предприятие осуществляет деятельность, определенную настоящим Уставом, в целях выполнения Государственного оборонного заказа, производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации, а также удовлетворения других общественных потребностей и получения прибыли.
Главой 5 Устава установлено, что управление Предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, соответствующими нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Предприятие возглавляет Начальник, назначаемый на эту должность в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Предприятие, находясь в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти) и возглавляемое должностным лицом данного органа, входит в структуру федерального органа исполнительной власти.
ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком было признано решением Сызранского городского суда Совета народных депутатов от 25 августа 1997 г. N 435 (свидетельство о праве собственности на землю от 30 апреля 1992 г. N 14), на основании данного свидетельства о праве собственности на землю оформлено свидетельство о государственной регистрации права от 19 февраля 2007 г. серия 63-АВ N 182956.
Специальные правила, касающиеся оборотоспособности в отношении земельных участков, на которых расположены здания и сооружения, принадлежащие Министерству обороны РФ, установлены в п. 3 ст. 129 ГК РФ. Эти объекты могут отчуждаться или переходить от одного лица другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается Земельным кодексом.
Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, с расположенными на них зданиями, строениями и сооружениями, принадлежащими Министерству обороны РФ.
В п. п. 8 ч. 1 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав категории земель населенных пунктов входят и земельные участки, выделенные под военные объекты. Постановлением Администрации городского округа Сызрани от 16 января 2007 г. N 61 утвержден новый проект границ земельного участка под военным объектом ФГУП "78 Центральная инженерная база" общей площадью 509 165 кв. м.
Указанное выше свидетельствует о том, что ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ входит в структуру федерального органа исполнительной власти, так как находится в ведомственном подчинении федерального органа исполнительной власти и возглавляется должностным лицом данного органа, и ему может быть предоставлен земельный участок на основании п. 1 ст. 20 ЗК РФ.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что отказ ответчика в принятии решения о предоставлении Федеральному государственному унитарному предприятию "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны РФ земельного участка общей площадью 509165 кв. м на праве постоянного пользования и требовании о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, является незаконным.
Доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2008 г. по делу N А55-622/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2008 ПО ДЕЛУ N А55-622/2008
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2008 г. по делу N А55-622/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
- от заявителя - Волков С.В., доверенность от 17 августа 2007 г. N ю-116, Атаев М.А., доверенность от 17 августа 2007 г. N ю-117;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области - Филатова Е.В., доверенность от 15 января 2008 г. N 13;
- от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2008 г.
по делу N А55-622/2008 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны РФ, г. Сызрань, Самарская обл.,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны РФ (далее - заявитель, ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - ТУ Росимущества по Самарской области), выразившиеся в отказе от 4 декабря 2007 г. N 24/1993 в принятии решения о предоставлении Федеральному государственному унитарному предприятию "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны РФ земельного участка общей площадью 509165 кв. м на праве постоянного пользования и требовании о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области принять решение о предоставлении Федеральному государственному унитарному предприятию "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны РФ земельного участка общей площадью 509165 кв. м на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявитель, находясь в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти) и возглавляемое должностным лицом данного органа, входит в структуру федерального органа исполнительной власти, в связи с чем относится к числу субъектов, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что со дня введения в действие ЗК РФ, а именно с 30 октября 2001 г., предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования лицам, не указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, не допускается; таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ земельным участком подлежит переоформлению в установленный законом срок на право аренды; Арбитражный суд Самарской области признал ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ органом исполнительной власти, что не соответствует организационно-правовой форме заявителя; утверждение суда, а также заявителя, о том, что ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ, находясь в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, является несостоятельным.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области - в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
От Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области поступил отзыв, в котором разрешение вопроса оно относит на усмотрение суда.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральное государственное унитарное предприятие "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны Российской Федерации письмом от 14 мая 2007 г. N Ю-62 обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области с заявлением о принятии решения по предоставлению ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка общей площадью 509165 квадратных метров.
ТУ Росимущества по Самарской области в письмах от 8 июня 2007 г. исх. N 24/853, от 28 августа 2007 г. исх. N 2776; от 26 октября 2007 г. исх. N 24/1641; от 04 декабря 2007 г. исх. N 24/1993 отказало в принятии решения и обязало переоформить существующее у заявителя право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды до 1 января 2010 г.
Основанием к отказу в принятии решения послужил вывод ответчика о том, что ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ не относится к государственным муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления.
При принятии решения о признании указанных действий ТУ Росимущества незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Предоставление земельных участков с 30 октября 2007 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования лицам, не указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, не предусмотрено.
В силу п. 9 ст. 3 Закона государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое и сделок с ним.
Пунктом 3 ст. 20 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 3 Закона права на землю, не предусмотренные ст. ст. 15, 20 - 24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 г.
Одним из участников земельных отношений, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, имеющим право оформить земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, является орган государственный власти.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53 "О воинской обязанности и военной службе" к федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, в частности, относится служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Указанная служба непосредственно связана с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Положения Министерство обороны РФ является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединения, соединений воинских частей, но и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных РФ.
В соответствии с п. п. 52 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) осуществляет в пределах своей компетенции:
- полномочия по организации технического обеспечения, эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения и военной техники.
Для осуществления данных полномочий в Министерстве обороны РФ созданы и функционируют ремонтные органы, в том числе и предприятия в организационно- правовой форме Федеральные государственные унитарные предприятия.
Согласно приказу главнокомандующего Сухопутными войсками N 48 от 2003 г., Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил РФ осуществляет функции по организации всех видов ремонта средств инженерного вооружения, в том числе и на Федеральных государственных унитарных предприятиях Министерства обороны РФ.
В соответствии с п. 1.4. Устава ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ, утвержденного приказом главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителем Министра обороны РФ от 28 февраля 2004 г. N 28 и согласованного распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 29 января 2004 г. N 367р., предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Общее руководство осуществляет Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1. Устава Предприятие осуществляет деятельность, определенную настоящим Уставом, в целях выполнения Государственного оборонного заказа, производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации, а также удовлетворения других общественных потребностей и получения прибыли.
Главой 5 Устава установлено, что управление Предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, соответствующими нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Предприятие возглавляет Начальник, назначаемый на эту должность в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Предприятие, находясь в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти) и возглавляемое должностным лицом данного органа, входит в структуру федерального органа исполнительной власти.
ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком было признано решением Сызранского городского суда Совета народных депутатов от 25 августа 1997 г. N 435 (свидетельство о праве собственности на землю от 30 апреля 1992 г. N 14), на основании данного свидетельства о праве собственности на землю оформлено свидетельство о государственной регистрации права от 19 февраля 2007 г. серия 63-АВ N 182956.
Специальные правила, касающиеся оборотоспособности в отношении земельных участков, на которых расположены здания и сооружения, принадлежащие Министерству обороны РФ, установлены в п. 3 ст. 129 ГК РФ. Эти объекты могут отчуждаться или переходить от одного лица другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается Земельным кодексом.
Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, с расположенными на них зданиями, строениями и сооружениями, принадлежащими Министерству обороны РФ.
В п. п. 8 ч. 1 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав категории земель населенных пунктов входят и земельные участки, выделенные под военные объекты. Постановлением Администрации городского округа Сызрани от 16 января 2007 г. N 61 утвержден новый проект границ земельного участка под военным объектом ФГУП "78 Центральная инженерная база" общей площадью 509 165 кв. м.
Указанное выше свидетельствует о том, что ФГУП "78 ЦИБ" МО РФ входит в структуру федерального органа исполнительной власти, так как находится в ведомственном подчинении федерального органа исполнительной власти и возглавляется должностным лицом данного органа, и ему может быть предоставлен земельный участок на основании п. 1 ст. 20 ЗК РФ.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что отказ ответчика в принятии решения о предоставлении Федеральному государственному унитарному предприятию "78 Центральная инженерная база" Министерства обороны РФ земельного участка общей площадью 509165 кв. м на праве постоянного пользования и требовании о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, является незаконным.
Доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2008 г. по делу N А55-622/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)