Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2015 N 06АП-7011/2014 ПО ДЕЛУ N А73-10933/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. N 06АП-7011/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
- от федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства": Латаш О.В. представитель по доверенности от 25.08.2014;
- от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Кочетова А.Г. представитель по доверенности от 06.10.2014;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 10.11.2014
по делу N А73-10933/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства"
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
о признании незаконным бездействия.

установил:

федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1022701130418, ИНН 2725022365, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае) о признании незаконным решения об отказе в принятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 27:17:0000000:2801, площадью 1031300 кв. м, путем раздела земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 27:17:0000000:583, выраженное в письме от 04.06.2014 N 5503.1-08 и обязании вынести решение об образовании земельного участка.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.11.2014 по делу N А73-10933/2014 уточненные требования учреждения удовлетворены в части признания незаконным решения об отказе в принятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 27:17:0000000:2801.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 10.11.2014 по делу N А73-10933/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества в Хабаровском крае доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.11.2014 по делу N А73-10933/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Хабаровском крае - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
В пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. 2 ст. 11.4 ЗК РФ).
При этом пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ установлено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Подпунктом 1 пунктом 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) определено, что основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является: решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Пунктом 4 статьи 22.2 Закона о регистрации прав установлен порядок государственной регистрации прав в отношении образуемых земельных участков.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 и пунктом 1 статьи 11.5 ЗК РФ, пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" измененный земельный участок не является образуемым земельным участком, а сохраняется с тем же кадастровым номером, но в измененных границах.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Как следует из материалов дела, учреждение на основании федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", подпрограммы "Автомобильные дороги", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848, осуществляет строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог в Дальневосточном регионе.
В соответствии с заданием Федерального дорожного агентства на выполнение работ для государственных нужд за счет средств Федерального дорожного фонда учреждение является государственным заказчиком выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-60 "Уссури" от Хабаровска до Владивостока на участке км 12 - км 28 в Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края.
В целях оформления правоустанавливающих документов на земельные участки дополнительного отвода, предназначенные для размещения федеральной автомобильной дороги, учреждение проводит организацию работ по образованию земельных участков лесного фонда с постановкой их на государственный кадастровый учет, осуществляет государственную регистрацию прав собственности на них за Российской Федерацией и дальнейшим изменением их категории и целевого назначения.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 19.02.2013 N 69-рп ФКУ ДСД "Дальний Восток" утвержден акт выбора земельного участка в целях размещения выше обозначенного объекта работ по государственному заказу - автомобильной дороги.
В соответствии с оформленными документами в полосу отвода для строительства автодороги дороги подпадает земельный участок с кадастровым номером 27:17:0000000:2801, площадью 1031300 кв. м, образованный в результате раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 27:17:0000000:583, являющегося участком лесного фонда, расположенного по адресу: Хабаровский край, р-н Хабаровский, Хехцирское лесничество, участковые лесничества: Лесопарковое, кварталы 1-47; Мало-Хехцирское лесничество, кварталы 1-54, Корфовское, кварталы 1-51, 53-61, Малочеркинское, кварталы 1-71. Образование земельного участка именно таким образом следует из кадастрового паспорта, детализированной схемы сформированного земельного участка и лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Управление Росреестра по Хабаровскому краю, при вынесении решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект, указало учреждению на необходимость представления в регистрирующий орган решения уполномоченного органа о разделе земельного участка, а именно решение уполномоченного на то органа об образовании земельного участка путем раздела участка лесного фонда, для осуществления государственной регистрации прав, дальнейшего перевода его в иную категорию для выполнения государственного заказа.
Учреждение неоднократно обращалось в ТУ Росимущество в Хабаровском крае о принятии решения об образовании лесного участка в целях последующей государственной регистрации прав на него за Российской Федерации и дальнейшего оформления документов на перевод образованного земельного участка из категории земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения для реконструкции и эксплуатации участка названной выше автомобильной дороги.
На последнее обращение учреждения от 23.05.2014 N ДВ-16/2439 ТУ Росимущество в Хабаровском крае письмом от 04.06.2014 N 5503.1-08 сообщило следующее:
"На основании положения о ТУ Росимущества в Хабаровском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, ТУ Росимущество в Хабаровском крае осуществляет раздел земельных участков по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В соответствии с поручением ТУ Росимущества в Хабаровском крае, позицией Минэкономразвития России, исходя из статей Земельного кодекса и лесного кодекса в их взаимосвязи, полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда, обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, комплект документов возвращается заявителю для направления в соответствующий исполнительный орган государственной власти Хабаровского края".
Также в письме обращено внимание заявителя на его возможность обратиться с таким заявлением непосредственно в Росимущество в г. Москве.
Полагая позицию ТУ Росимущества в Хабаровском крае необоснованной, учреждение обратилось в арбитражный суд, который обосновано удовлетворил требование учреждения в части признания незаконным решения об отказе в принятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 27:17:0000000:2801.
Как верно указал суд первой инстанции о том, что статьей 83 ЛК РФ предусмотрена передача полномочий субъектам Российской Федерации по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Перечень передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий устанавливается федеральными законами и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, уполномоченным органом по принятию решений в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ является Российская Федерация.
В соответствии с частью 3 статьи 214 и части 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35 (3) Положения, ТУ Росимущество в Хабаровском крае принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу пункта 4 Положения, ТУ Росимущество в Хабаровском крае осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в силу которого с учетом изменений, внесенных приказом от 17.01.2014 N 08 соответствующие территориальные органы Росимущества наделены полномочиями распоряжаться земельными участками, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации (например, пункты. 4.1.14, 4.1.18.).
Анализируя изложенные правовые нормы, апелляционный суд считает, что учреждение обратилось в заявлением об утверждении раздела земельного участка в ТУ Росимущество в Хабаровском крае, как к собственнику обозначенного земельного участка, наделенного полномочиями по его распоряжению.
Пункт 4.1.18 Положения о территориальных органах Росимущества с изменениями от 17.01.2014 устанавливает, что территориальный орган принимает решение в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью равной, либо меньшей 10 гектар. В ином случае такое решение принимается им по поручению агентства Росимущества согласно пункту 4.2.25.
При этом для принятия решения по данному вопросу в Росимущество документы территориальным управлением не направлялись, учреждение обращалось в ТУ Росимущества в Хабаровском крае. Законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующего субъекта непосредственно обращаться в Росимущество.
Отклоняются также доводы апелляционной жалобы о протоколе совещания руководителя Росимущества и Губернатора Хабаровского края от 15.10.2014 по передаче полномочий по образованию земельных участков из земель лесного фонда органом государственной власти субъекта, поскольку протокол не является нормативно-правовым актом обязательного исполнения. И как указано в протоколе вопросы будут решаться в соответствии с ЛК РФ, изменения в который вступят в силу с 01.03.2015.
Апелляционный суд отклоняет ссылки территориального управления на письма Минэкономразвития России, Росимущества, так как эти органы не наделены компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ссылки ТУ Росимущества в Хабаровском крае в оспариваемом отказе не обоснованы. Отсутствует действующий нормативный акт, закрепивший полномочия по образованию земельных участков лесного фонда за какой-то иной структурой (органом государственной власти субъекта).
В связи с чем, при представлении учреждением в адрес ТУ Росимущества в Хабаровском крае необходимого пакета документов, ТУ Росимущества в Хабаровском крае следует исполнить установленную законом обязанность, а именно: продолжить рассмотрение обращения ФКУ ДСД "Дальний Восток" от 23.05.2014 по вопросу принятия решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 27:17:0000000:2801, площадью 1031300 кв. м путем раздела земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 27:17:0000000:583 в порядке, установленном действующим законодательством.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.11.2014 по делу N А73-10933/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ

Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)