Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 01.12.2014 N Ф09-7964/14 ПО ДЕЛУ N А50-20408/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. N Ф09-7964/14

Дело N А50-20408/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Сулейменовой Т.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент земельных отношений) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.08.2014 по делу N А50-20408/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
От Департамента земельных отношений и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - Кадастровая палата) в электронном виде поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия их представителей. Данные ходатайства судом кассационной инстанции рассмотрены и удовлетворены на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Судоходная компания "Камское речное пароходство" (далее - общество "Судоходная компания "Камское речное пароходство") - Ворончихин П.С. (доверенность от 04.06.2014).

Общество "Судоходная компания "Камское речное пароходство" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 18.07.2013 N 21-01-09-13278, в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:759 общей площадью 347 856 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, обязании Департамента земельных отношений предоставить в собственность обществу "Судоходная компания "Камское речное пароходство" указанный земельный участок в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований, принятого арбитражным судом протокольным определением суда от 20.11.2013 в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кадастровая палата.
Решением суда от 05.08.2014 (судья Трубин Р.В.) заявленные требования общества "Судоходная компания "Камское речное пароходство" удовлетворены.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 апелляционная жалоба Департамента земельных отношений возвращена заявителю на основании п. 3 ч. 1 ст. 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе Департамент земельных отношений просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований общества "Судоходная компания "Камское речное пароходство" отказать. Заявитель жалобы указывает на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку, по его мнению, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:759 не соответствует земельному участку, предоставленному Камскому речному пароходству (правопредшественник общества "Судоходная компания "Камское речное пароходство") в соответствии с решениями Исполнительного комитета Молотовского областного Совета депутатов трудящихся от 09.01.1952 N 27, Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 09.04.1964 N 268. Часть состоящего на кадастровом учете спорного земельного участка располагается на свободных городских землях. Кроме того, заявитель поясняет, что оспариваемое письмо от 18.07.2013 не является отказом в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, а является ответом на обращение заявителя от 20.06.2013, которое не является заявлением о переоформлении права.

При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Судоходная компания "Камское речное пароходство", являясь собственником зданий и сооружений, находящихся по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, жилой район Заозерье, промтерритория, обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:759 общей площадью 347 856 кв. м (кадастровая выписка о земельном участке от 16.04.2012), расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский р-н, жилой район Заозерье.
Данный земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет (с определением его границ) из земельного участка общей площадью 517 000 кв. м как ранее учтенного земельного участка (кадастровая выписка земельного участка от 29.07.2010).
Исходя из последующей переписки сторон следует, что письмом от 24.02.2012 Департамент земельных отношений уведомил заявителя о необходимости представления документов, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475 для подготовки распоряжения о предоставлении земельного участка.
Письмом от 02.08.2012 Департамент земельных отношений сообщил о том, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только по рыночной цене, поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним какие-либо зарегистрированные права на здания, сооружения, строения, находящиеся на приобретаемом земельном участке, отсутствуют.
Общество "Судоходная компания "Камское речное пароходство", зарегистрировав ранее возникшее право собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, вновь обратилось с письмом о возобновлении работы над ранее поданной заявкой о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмом от 18.01.2013 N И-21-01-09-696 Департамент земельных отношений сообщил, что по результатам рассмотрения обращения общества "Судоходная компания "Камское речное пароходство" подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке проект распоряжения начальника Департамента земельных отношений "О переоформлении права общества "Судоходная компания "Камское речное пароходство" постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в Орджоникидзевском районе".
Письмом от 21.02.2013 N И-21-01-09-2887 Департамент земельных отношений указал обществу "Судоходная компания "Камское речное пароходство" на то, что по результатам обследование испрашиваемого заявителем земельного участка (акт от 07.02.2013 N 122), на части земельного участка, предоставленного ранее Камскому речному пароходству, находятся объекты недвижимости, зарегистрированные на праве собственности за обществом "Судоходная компания "Камское речное пароходство", на части земельного участка, не предоставленного ему, капитальных строений нет.
Письмом от 18.07.2013 N И-21-01-09-13278 Департамент земельных отношений отказал в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемым земельным участком в связи с тем, что местоположение границ земельного участка, в отношении которого проведены кадастровые работы, определено без учета местоположения границ земельного участка, предоставленного решением Исполнительного комитета Молотовского областного Совета депутатов трудящихся от 09.01.1952 N 27. Границы земельного участка частично устанавливаются на свободных землях населенных пунктов.
Общество "Судоходная компания "Камское речное пароходство", считая, что указанное решение не соответствует положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из отсутствия оснований для отказа в предоставлении в собственность спорного земельного участка заявителю.
Суд кассационной инстанции, проверив законность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не нашел оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством (п. 7 данной статьи).
В пункте 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 указанного настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что с целью сопоставления границ испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:759 и земельного участка, предоставленного Камскому речному пароходству в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 28.02.1952 N 4054-р и решением Исполкома Краснокамского городского Совета депутатов трудящихся от 24.10.1952 N 696, судом первой инстанции по ходатайству общества "Судоходная компания "Камское речное пароходство" на основании ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Земельная служба", экспертам Питиримову Вячеславу Семеновичу, Питиримову Дмитрию Вячеславовичу, Андросовой Галие Возыховне, Созинову Павлу Ивановичу.
Согласно заключению эксперта земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:759 представляет собой единое землепользование и состоит из пяти земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:2510230:215, 59:01:2510230:216, 59:01:2512449:38, 59:01:2512449:39, 59:01:2310107:19.
При этом земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:2510230:215, 59:01:2510230:216, 59:01:2512449:38, 59:01:2512449:39 полностью расположены в границах земельного участка, предоставленному Камскому речному пароходству в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 28.02.1952 N 4054-р и решением Исполкома Краснокамского городского Совета депутатов трудящихся от 24.10.1952 N 696.
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:2310107:19 частично располагается за границами земельного участка, предоставленного Камскому речному пароходству в соответствии с указанными распоряжением и решением. За границы земельного участка выступают два фрагмента общей площадью 51 462 кв. м.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание выводы, содержащиеся в заключении эксперта от 07.05.2014, исходя из того, что испрашиваемый обществом "Судоходная компания "Камское речное пароходство" земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:759 общей площадью 347 856 кв. м стоит на государственном кадастровом учете, не изъят и не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, а также в связи с тем, что заявителем были предоставлены все необходимые документы согласно установленному законом перечню, необходимого для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об отказе в предоставлении земельного участка противоречит названным нормам права и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.
Поскольку Департамент земельных отношений не представил доказательства обоснованности и законности его решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, суд правомерно удовлетворил заявленные требования общества "Судоходная компания "Камское речное пароходство".
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела и не свидетельствуют о нарушении норм права. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции в силу представленных ему полномочий не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 05.08.2014 по делу N А50-20408/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
З.Г.СЕМЕНОВА

Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)