Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 12.01.2015 ПО ДЕЛУ N 3-10/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 января 2015 года


Судья Верховного суда Республики Бурятия Тубденова Ж.В., при секретаре С., с участием прокурора Дмитриевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации МО "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия о признании Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия, утвержденного приказом Республиканского Агентства лесного хозяйства от 3 октября 2013 г. N 666, недействующим полностью с момента его принятия
установил:

3 октября 2013 г. приказом Республиканского агентства лесного хозяйства N 666 утвержден Лесохозяйственный регламент Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия (далее - Регламент).
Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия обратилась в суд с заявлением о признании Регламента недействующим, ссылаясь на его противоречие федеральному законодательству: статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации, статьям 7 и 94 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. К землям иных категорий относятся, в том числе земли особо охраняемых территорий и объектов, в число которых включены государственные природные заказники. В нарушение приведенных норм земли особо охраняемых природных территорий, а именно: государственного природного заказника федерального значения "Фролихинский" и государственного природного биологического заказника регионального значения "Верхне-Ангарский" включены в состав лесного фонда.
Кроме того, на территории Северо-Байкальского района имеются места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Российской Федерации. Регламентом вопрос об образовании территорий традиционного природопользования в нарушение положений Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" поставлен в зависимость от условия установления мест традиционного проживания коренных малочисленных народов на территории Северо-Байкальского района. Между тем, места традиционного проживания коренных малочисленных народов на территории Северо-Байкальского района сложились на протяжении значительного времени, являются традиционными и не требуют дополнительного установления. По мнению заявителя, оспариваемым актом места расселения и компактного проживания малочисленных народов включены в состав лесного фонда, в результате чего реализация прав и гарантий малочисленных народов обусловлена необходимостью перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий. Оспариваемый акт не учитывает наличие в пределах Северо-Байкальского лесничества рекреационной местности местного значения "Северо-Байкальская", которая постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.01.2006 N 13 отнесена к особо охраняемым территориям Северо-Байкальского района Республики Бурятия. Регламент противоречит Закону Республики Бурятия от 14.11.2012 N 3041-IV "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия", поскольку относит к лесному фонду земли населенных пунктов, фактически относящихся к землям иных категорий. Также заявитель указывает, что при определении границ лесного фонда и границ земель иных категорий лесоустройство в соответствии с положениями главы 5 Лесного кодекса РФ не проводилось.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Республики Бурятия, Территориальное общественное самоуправление семейно-родовая община коренного малочисленного народа эвенков "Улуки", Эвенкийская территориально-соседская община "Орон".
В судебное заседание представители заявителя, заинтересованных лиц Территориального общественного самоуправления семейно-родовой общины коренного малочисленного народа эвенков "Улуки", Эвенкийской территориально-соседской общины "Орон", будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Представитель Администрации МО "Северо-Байкальский район" Г.Ж., председатель ЭТСО "Орон" Г.А. в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.
В соответствии с ч. 2 ст. 252 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В суде первой инстанции прокурором Дмитриевой Ю.А. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134, статьей 220 ГПК РФ, поскольку Республиканским агентством лесного хозяйства оспариваемый приказ признан утратившим силу с 1 января 2015 года.
Представители Правительства РБ У., Республиканского агентства лесного хозяйства Г.Р. считали ходатайство прокурора подлежащим удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает ходатайство прокурора о прекращении производства по делу подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут быть только действующие нормативные правовые акты.
Из материалов дела усматривается, что пунктами 2 и 3 приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 17 ноября 2014 г. N 685 и пунктом 2 приказа от 18 декабря 2014 г. N 767 приказ от 3 октября 2013 г. N 666, которым утвержден оспариваемый Лесохозяйственный регламент Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия, признан утратившим силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случае, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Согласно абзацам 1 и 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку правовой акт, действие которого прекращено, само по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является, в результате чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, такой акт не может быть предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что оспариваемый приказ от 3 октября 2013 г. N 666, которым утвержден Лесохозяйственный регламент Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия, на момент рассмотрения настоящего дела судом утратил силу, в соответствии с требованиями статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса РФ производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134, абзацами 1 и 2 статьи 220, статьями 224, 225 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Республики Бурятия
определил:

Производство по делу по заявлению Администрации МО "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия о признании Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества РБ, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 3 октября 2013 г. N 666, недействующим полностью с момента его принятия прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 15 дней путем подачи частной жалобы.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия
Ж.В.ТУБДЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)