Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 09.10.2014 ПО ДЕЛУ N А48-2732/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2014 г. по делу N А48-2732/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 9 октября 2014 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Морозовой Инны Геннадьевны (ОГРНИП 304575233600151, г. Орел): Кожуховой Е.А. - представителя по доверенности от 03.02.2014 без номера;
- от Администрации города Орла (ОГРН 1025700831640, Пролетарская гора ул., д. 1, г. Орел, 302000): Канатниковой Е.М. - представителя по доверенности от 26.06.2014 N 43-д;
- от Управления государственного имущества Орловской области (ОГРН 1025700833784, Дубровинского набережная, д. 70, г. Орел, 302030): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 18.02.2014 (судья Парфенова Л.П.) по делу N А48-2732/2013,

установил:

Индивидуальный предприниматель Морозова Инна Геннадьевна (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Администрации города Орла (далее также - Администрация) о признании незаконным решения Администрации, выраженного в письме от 11.04.2013 N М-10112, 4659, М-1420, об отказе в выборе земельного участка площадью 3050,9 кв. м кадастровый номер 57:25:0040301:8, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Бурова, д. 1а, для строительства объекта недвижимого имущества - физкультурно-оздоровительного комплекса как не соответствующего нормам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункту 5 Постановления Правительства Орловской области от 31.12.2010 N 472 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" и требованием обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выполнения работ по обеспечению акта выбора земельного участка и в течение 1 месяца со дня вступления судебного решения в законную силу, направить пакет документов, включающий акт выбора земельного участка и Постановление Администрации г. Орла об утверждении схемы земельного участка площадью 3050,9 кв. м, кадастровый N 57:25:0040301:8, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Бурова, д. 1а, для строительства объекта недвижимого имущества - физкультурно-оздоровительного комплекса в Управление государственного имущества Орловской области.
Заявитель уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным отказ Администрации в выборе земельного участка предполагаемой площадью 2 000 кв. м, расположенного по адресу: город Орел, улица Бурова, д. 1а, и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - физкультурно-оздоровительного комплекса, а также в утверждении и выдаче предпринимателю схемы расположения земельного участка предполагаемой площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: город Орел, улица Бурова, д. 1а, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, с видом разрешенного использования "гостевые стоянки индивидуального легкового автотранспорта" (код 18.222), выраженный в письме от 21.06.2013 N М-4756, М-4600, как несоответствующий статьям 31 и 34 ЗК РФ соответственно, обязав Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществленная необходимых действий в соответствии со статьей 31 ЗК РФ и в течение одного месяца со дня вступления судебного решения в законную силу направить пакет документов по выбору земельного участка предполагаемой площадью около 2 000 кв. м, местоположением: город Орел, улица Бурова, д. 1а, для строительства объекта недвижимого имущества - физкультурно-оздоровительного комплекса - в Управление государственного имущества Орловской области, а также путем выполнения работ по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка предполагаемой площадью около 1000 кв. м, расположенного по адресу: город Орел, улица Бурова, д. 1а, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, с видом разрешенного использования "гостевые, стоянки индивидуального легкового автотранспорта" (код 1 8.222); кроме того признать незаконным отказ Управления государственного имущества Орловской области в совершении распорядительных действий по предоставлению предпринимателю в аренду указанных выше земельных участков.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 18.02.2014 требования предпринимателя о признании незаконным решения Администрации от 21.06.2013 и решение Управления государственного имущества Орловской области от 24.06.13 об отказе в обеспечении выбора, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка удовлетворены. Суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществленная необходимых действий в соответствии со статьей 31 ЗК РФ (в том числе по соблюдению принципа публичности), и в случае отсутствия оснований для проведения торгов, в течение одного месяца со дня вступления судебного решения в законную силу направить пакет документов по выбору земельного участка предполагаемой площадью около 2 000 кв. м, местоположением: город Орел, улица Бурова, д. 1а, для строительства объекта недвижимого имущества - физкультурно-оздоровительного комплекса - в Управление государственного имущества Орловской области, а также путем выполнения работ по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка предполагаемой площадью около 1 000 кв. м, расположенного по адресу: город Орел, улица Бурова, д. 1а, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, с видом разрешенного использования "гостевые, стоянки индивидуального легкового автотранспорта" (код 1 8.222) и направить решение в Управление государственного имущества Орловской области. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось в связи отказом по определению Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 в восстановлении пропущенного Администрацией срока подачи апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 18.02.2014 и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель предпринимателя в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы, указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствие оснований к отмене.
Законность судебного акта проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, 13.12.12 предприниматель обратился в Управление государственного имущества Орловской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3050,9 кв. м, кадастровый номер 57:25:0040301:8, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Бурова, д. 1-А, для строительства объекта недвижимого имущества - физкультурно-оздоровительного комплекса.
19.12.2012 Управление государственного имущества Орловской области направило в Администрацию обращение с просьбой рассмотреть возможность выбора земельного участка с видом разрешенного использования - комплексы для занятия физкультурой и спортом без мест для зрителей.
23.01.2013 Администрация города Орла сообщила об отказе в выборе земельного участка, поскольку участок расположен в границах охранной зоны канализационного коллектора Д-700 и в границах испрашиваемого участка на представленном топографическом плане расположены ограждения и строение (КПП).
С учетом соблюдения охранной зоны канализационного коллектора предприниматель уточнил свое заявление и просил сформировать из упомянутого выше земельного участка с кадастровым номером 57:25:0040301:8 два земельных участка: соответственно площадью 2 000 кв. м - для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса, оставшуюся площадь в размере около 1 000 кв. м - сформировать с видом разрешенного использования "гостевые стоянки индивидуального легкового автотранспорта".
Уточненное заявление предпринимателя Управлением государственного имущества Орловской области было направлено в адрес Администрации.
Письмом от 21.06.2013 Администрация города Орла в очередной раз отказала заявителю в предоставлении земельного участка, но по иному основанию - в связи с градостроительной ситуацией и недостаточностью пропускной способности подъездных путей к административным зданиям Федеральной налоговой службы, бывшего заводоуправления УВМ, где размещаются государственные органы и иные организации, а также с учетом принятого во внимание мнения администрации Северного района и намерения по проведению комплексного благоустройства площади перед общественно-административным зданием.
Предприниматель, находя отказы Администрации и Управления государственного имущества Орловской в предоставлении испрашиваемых земельных участков противоречащими нормам действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав мотивы оспариваемых отказов, суд признал их необоснованными и незаконными, указав, что заявителем был соблюден предусмотренный законом порядок обращения в орган исполнительной власти с заявлением о выборе земельного участка, в то же время доказательств невозможности обеспечения выбора и утверждения схемы спорного земельного участка в испрашиваемых заявителем границах Администрация и Управление государственного имущества Орловской области суду не предоставили.
Однако суд не принял во внимание следующее.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Между тем предприниматель претендует на уже сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок, что исключает возможность осуществления выбора испрашиваемого земельного участка.
Более того, в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 2081/09, сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса могут быть предоставлены для строительства только без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.
Ввиду изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Так как суд кассационной инстанции в рамках настоящего дела новых обстоятельств не исследовал, свои выводы мотивировал ссылкой на нормы действующего законодательства, тем самым действовал в пределах полномочий, предоставленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем считает необходимым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 18.02.2014 по делу N А48-2732/2013 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Морозовой Инны Геннадьевны отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)