Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2014 ПО ДЕЛУ N А31-12526/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. по делу N А31-12526/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Храмовой М.Н., действующей на основании доверенности от 10.10.2013,
представителя ответчика Смирновой Л.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.07.2014 по делу N А31-12526/2013, принятое судом в составе судьи Смирновой Т.Н.,
по заявлению Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы, г. Кострома
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, г. Кострома
- третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области;
- Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области; Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Костромской области, Верхне-Волжское бассейновое водное управление,
о признании незаконным решения от 22.10.2013 N 01/071/2013-782, а также об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок,

установил:

Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации г. Костромы (далее - заявитель, Управление муниципального имущества и архитектуры) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Костромской области, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 22.10.2013 N 01/071/2013-782 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, в границах которого расположен пруд, с кадастровым номером 44:27:060101:317 общей площадью 31551 кв. м, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, в районе дома N 54, за Муниципальным образованием город Кострома (далее - МОГО г. Кострома), а также об обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок за МОГО г. Кострома и выдать свидетельство о государственной регистрации права в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление муниципального имущества и архитектуры обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя, при принятии решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель приводит доводы о том, что Управлением муниципального имущества и архитектуры были представлены в полном объеме документы, необходимые для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. По его мнению поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок не находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан и юридических лиц, что в совокупности с установлением факта нахождения в границах данного земельного участка водного объекта - пруда, является в силу положений п. 4 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) основанием для государственной регистрации прав муниципальной собственности на него.
Управление Росреестра по Костромской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. В частности, ответчик приводит доводы о том, что МОГО г. Кострома не представило в регистрирующий орган документы, устанавливающие права на пруд как объект недвижимости, которые в соответствии с п. 3 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 необходимы для регистрации права на спорный земельный участок. Также ответчик считает, что сам факт отсутствия в реестре федерального имущества объекта учета не может однозначно свидетельствовать об отсутствии на него права собственности Российской Федерации, так как порядок внесения объекта учета в реестр федерального имущества носит заявительный характер.
Отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Костромской области (далее - Отдел водных ресурсов) представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что оставляет решение на усмотрение суда и, что информация о пруде, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 44:27:060101:317, не содержится в сведениях, полученных в 2013-2014 г.г., в том числе от МОГО г. Кострома, и необходимых для внесения в государственный водный реестр.
Подробно доводы сторон и третьего лица изложены в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Ответчики заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Муниципальное образование городской округ город Кострома обратилось в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, в границах которого расположен пруд, с кадастровым номером 44:27:060101:317 общей площадью 31551 кв. м, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, в районе дома N 54, за Муниципальным образованием город Кострома.
Государственная регистрация приостанавливалась в период с 28.08.2013 по 28.09.2013 в связи с возникновением у регистрирующего органа сомнений в наличии оснований для государственной регистрации (отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок), а также в период с 27.09.2013 по 27.12.2013 на основании заявления Администрации города Костромы для сбора недостающих документов (дата окончания срока регистрации 15.01.2014).
В целях получения информации в отношении земельного участка регистрирующим органом были направлены запросы в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области и в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 44:27:060101:317 в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальное управление, не учтен, указав, что факт отсутствия в реестре федерального имущества объекта учета не может однозначно свидетельствовать об отсутствии на него права Российской Федерации, так как порядок внесения объектов учета в реестр носит заявительный характер.
По сведениям Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области указанный земельный участок собственностью Костромской области не является.
Орган кадастрового учета сообщил, что не располагает сведениями о расположении пруда, обводненного карьера и покрытия поверхностными водами в пределах береговой линии земельного участка с кадастровым номером 44:27:060101:317, разрешенное использование: коммунально-складские объекты и производственные предприятия различного профиля III, IV и V классов опасности, по адресу: Костромская область, ул. Индустриальная, в районе дома N 54.
На основании заявления Администрации от 17.10.2013 государственная регистрации регистрирующим органом была возобновлена.
В связи с неустранением причин, препятствующих регистрации, решением Управлением Росреестра по Костромской области от 22.10.2013 N 01/071/2013-782 заявителю в регистрации права собственности на земельный участок было отказано. Основанием отказа в регистрации явилось непредставление документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Не согласившись с данным решением, Управление обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, статей 2, 13, 16, 17, 18, 20, 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), статей 5, 8 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Закона N 73-ФЗ, статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 1). Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 9 названного Закона государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы (пункт 1). К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3) В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество при проведении государственной регистрации прав регистратор обязан провести правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установить отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1).
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Из пункта 1 статьи 20 названного Закона следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В данном случае оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:27:060101:317, в границах которого расположен пруд, обусловлен непредставлением заявителем документа, подтверждающего возникновение права МОГО г. Кострома на указанный выше объект недвижимости.
Оценивая на основе приведенных выше правовых норм, с учетом позиции содержащейся в обжалуемом решении арбитражного суда первой инстанции, доводов апелляционной жалобы законность оспариваемого решения Управления Росреестра по Костромской области от 22.10.2013 N 01/071/2013-782 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, в границах которого расположен пруд, с кадастровым номером 44:27:060101:317 арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации права собственности документов согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень). В рассматриваемый период действовал Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В соответствии с указанным Перечнем на государственную регистрацию представляются: 1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок. 2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, правоустанавливающих документов на государственную регистрацию права собственности на спорный земельный участок заявитель не представил.
Доводы апелляционной жалобы со ссылками на положения статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" подлежат отклонению.
Согласно частям 4, 5 статьи 7 Закона N 73-ФЗ земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов. Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле на спорном земельном участке расположен водный объект - пруд.
Понятие пруда содержится в ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения", в соответствии с которым под прудом понимается мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км, пруд - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Из содержания указанных норм следует, что в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица могут находиться только пруды, которые не имеют гидравлической связи с иными водными объектами и находятся за пределами водотоков, то есть замкнутые водоемы, и покрытые ими земли.
Согласно представленной в материалы дела информации Отдела водных ресурсов Верхне-Волжское бассейнового водного управления по Костромской области информация о наличии данного пруда для внесения в государственный водный реестр не поступала.
Ссылки заявителя на Схему расположения земельного участка, утвержденную распоряжением Администрации города Костромы от 19.06.2013 N 527-р, не принимаются, поскольку данная схема не может быть квалифицирована в качестве правоустанавливающего документа, юридически подтверждающего факт нахождения на спорном земельном участке водного - объекта пруда.
При таких обстоятельствах сделать однозначный вывод о том, что пруд, расположенный на спорном земельном участке, соответствует названным требованиям, не представляется возможным.
В силу изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку решение ответчика от 22.10.2013 N 01/071/2013-782 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, в границах которого расположен пруд, с кадастровым номером 44:27:060101:317 соответствует положениям статьи 20 Закона N 122-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не могут быть положены в основу отмены судебного акта, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 11.07.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление муниципального имущества и архитектуры освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 11.07.2014 по делу N А31-12526/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ИВШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)