Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2014 года по делу N А19-10332/2014 по иску ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТАН-СЕРВИС" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области третьи лица: Администрация города Иркутска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительство Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от Администрации города Иркутска: не явился, извещен;
- от Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области: не явился, извещен;
- от Правительства Иркутской области: не явился, извещен;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТАН-СЕРВИС" (ОГРН 1023801432654, ИНН 3810028070, адрес: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 236, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ФГБУ "ФКП Росреестра" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; 107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр. 1, далее - учреждение, кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12 936 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания прирельсового склада и железнодорожного пути, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, Северный промузел, равной его рыночной стоимости в размере 12 274 324 руб. и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12 936 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания прирельсового склада и железнодорожного пути, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, Северный промузел, равной его рыночной стоимости в размере 12 274 324 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация г. Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, место нахождения: 664025.г. Иркутск, ул. Ленина,14, далее - администрация), Управление Росреестра по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, место нахождения: 664011, ул. Желябова, 6 г. Иркутск, далее - управление), Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, место нахождения: 664027, ул. Ленина 1а г. Иркутск, далее - правительство) Решением Арбитражного суда Иркутской области установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12 936 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания прирельсового склада и железнодорожного пути, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, Северный промузел, равной его рыночной стоимости в размере 12 274 324 руб. Суд первой инстанции обязал кадастровую палату произвести соответствующие изменения в кадастре.
В обосновании суд первой инстанции, основываясь на заключении эксперта, указал, что права ООО "СТАН-СЕРВИС" нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.09.2014 г. отменить, в удовлетворении требовании, заявленных ООО "Стан-Сервис", отказать в полном объеме. Полагает, что учитывая, что в материалы дела положительного экспертного заключения на проведенную судебную оценочную экспертизу не предоставлено, администрация города Иркутска полагает, что указанная судебная экспертиза является недопустимым доказательством в силу ст. 68 АПК. Также администрация указывает, что экспертом не обосновано неприменение доходного и затратного методов оценки.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.12.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "СТАН-СЕРВИС" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным номером ОГРН 1023801432654, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 03.07.2014 (т. 1 л.д. 13-30).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи земельного участка от 23.04.2008 года, заключенного между истцом и Администрацией г. Иркутска, постановления мэра г. Иркутска от 11.04.2008 года N 031-06-694/8, решения единственного участника ООО "СТАН-СЕРВИС" от 19.07.2011 года, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12936 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, Северный промузел, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 38 АД 552098, выданным Управлением Росреестра по Иркутской области (т. 1 л.д. 96-98).
Указанный земельный участок представлен истцу для эксплуатации здания прирельсового склада и железнодорожного пути.
Правительством Иркутской области на основании постановления от 15.11.2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года.
По результатам проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Иркутской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1094 составила 4 104 руб. 37 коп. за 1 м? (приложение N 1 Постановления от 05.05.2014 года N 239-пп Правительства Иркутской области).
Таким образом, учитывая площадь земельного участка, равную 12 936 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка, составила 53 094 130 руб. 32 коп.
Вместе с тем, согласно заключению эксперта N 2014-ИН-064, выполненному ООО "АРМО-Сибирь" рыночная стоимость объекта оценки - земельный участок с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12936 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, по состоянию на 01.01.2012 года составляет 12 274 324 руб. (т. 2 л.д. 75-105) Учитывая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, существенно превышает его рыночную стоимость, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, истец, полагая нарушенными свои права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Предметом заявленных требований является установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной и изменение внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Из пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Исходя из пункта 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Таким образом, суд первой инстанции правило посчитал, что требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета заявлены истцом правомерно.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как правильно указано судом первой инстанции, согласно заключению эксперта N 2014-ИН-064, выполненному ООО "АРМО-Сибирь", рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012 года, также, как и кадастровая стоимость данного земельного участка согласно пункту 1 Постановления от 15.11.2013 г. N 517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В ходе судебного разбирательства, с целью подтверждения факта значительного превышения кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, по ходатайству истца, судом первой инстанции была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка.
Представленное в качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12936 кв. м, расположенного в г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, заключение эксперта Иванниковой Н.М. N 2014-ИН-064, подтверждает факт определения рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости положительного заключения на судебную экспертизу отклоняются апелляционным судом, поскольку судебная экспертиза оценивается по правилам АПК РФ, а эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что эксперт не обосновал неприменение затратного и доходного методов оценки, отклоняются как не соответствующие тексту заключения (т. 2 л.д. 85-90).
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что права общества нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, соответственно, требования истца о признании кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, а также о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета подлежат удовлетворению в силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2014 года по делу N А19-10332/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2015 N 04АП-6071/2014 ПО ДЕЛУ N А19-10332/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. по делу N А19-10332/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2014 года по делу N А19-10332/2014 по иску ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТАН-СЕРВИС" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области третьи лица: Администрация города Иркутска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительство Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от Администрации города Иркутска: не явился, извещен;
- от Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области: не явился, извещен;
- от Правительства Иркутской области: не явился, извещен;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТАН-СЕРВИС" (ОГРН 1023801432654, ИНН 3810028070, адрес: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 236, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ФГБУ "ФКП Росреестра" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; 107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр. 1, далее - учреждение, кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12 936 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания прирельсового склада и железнодорожного пути, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, Северный промузел, равной его рыночной стоимости в размере 12 274 324 руб. и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12 936 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания прирельсового склада и железнодорожного пути, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, Северный промузел, равной его рыночной стоимости в размере 12 274 324 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация г. Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, место нахождения: 664025.г. Иркутск, ул. Ленина,14, далее - администрация), Управление Росреестра по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, место нахождения: 664011, ул. Желябова, 6 г. Иркутск, далее - управление), Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, место нахождения: 664027, ул. Ленина 1а г. Иркутск, далее - правительство) Решением Арбитражного суда Иркутской области установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12 936 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания прирельсового склада и железнодорожного пути, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, Северный промузел, равной его рыночной стоимости в размере 12 274 324 руб. Суд первой инстанции обязал кадастровую палату произвести соответствующие изменения в кадастре.
В обосновании суд первой инстанции, основываясь на заключении эксперта, указал, что права ООО "СТАН-СЕРВИС" нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.09.2014 г. отменить, в удовлетворении требовании, заявленных ООО "Стан-Сервис", отказать в полном объеме. Полагает, что учитывая, что в материалы дела положительного экспертного заключения на проведенную судебную оценочную экспертизу не предоставлено, администрация города Иркутска полагает, что указанная судебная экспертиза является недопустимым доказательством в силу ст. 68 АПК. Также администрация указывает, что экспертом не обосновано неприменение доходного и затратного методов оценки.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.12.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "СТАН-СЕРВИС" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным номером ОГРН 1023801432654, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 03.07.2014 (т. 1 л.д. 13-30).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи земельного участка от 23.04.2008 года, заключенного между истцом и Администрацией г. Иркутска, постановления мэра г. Иркутска от 11.04.2008 года N 031-06-694/8, решения единственного участника ООО "СТАН-СЕРВИС" от 19.07.2011 года, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12936 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, Северный промузел, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 38 АД 552098, выданным Управлением Росреестра по Иркутской области (т. 1 л.д. 96-98).
Указанный земельный участок представлен истцу для эксплуатации здания прирельсового склада и железнодорожного пути.
Правительством Иркутской области на основании постановления от 15.11.2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года.
По результатам проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Иркутской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1094 составила 4 104 руб. 37 коп. за 1 м? (приложение N 1 Постановления от 05.05.2014 года N 239-пп Правительства Иркутской области).
Таким образом, учитывая площадь земельного участка, равную 12 936 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка, составила 53 094 130 руб. 32 коп.
Вместе с тем, согласно заключению эксперта N 2014-ИН-064, выполненному ООО "АРМО-Сибирь" рыночная стоимость объекта оценки - земельный участок с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12936 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, по состоянию на 01.01.2012 года составляет 12 274 324 руб. (т. 2 л.д. 75-105) Учитывая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, существенно превышает его рыночную стоимость, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, истец, полагая нарушенными свои права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 данного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Предметом заявленных требований является установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной и изменение внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Из пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Исходя из пункта 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Таким образом, суд первой инстанции правило посчитал, что требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета заявлены истцом правомерно.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как правильно указано судом первой инстанции, согласно заключению эксперта N 2014-ИН-064, выполненному ООО "АРМО-Сибирь", рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012 года, также, как и кадастровая стоимость данного земельного участка согласно пункту 1 Постановления от 15.11.2013 г. N 517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В ходе судебного разбирательства, с целью подтверждения факта значительного превышения кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, по ходатайству истца, судом первой инстанции была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка.
Представленное в качестве доказательства рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000006:1094, площадью 12936 кв. м, расположенного в г. Иркутск, Ленинский район, ст. Горка, заключение эксперта Иванниковой Н.М. N 2014-ИН-064, подтверждает факт определения рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости положительного заключения на судебную экспертизу отклоняются апелляционным судом, поскольку судебная экспертиза оценивается по правилам АПК РФ, а эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что эксперт не обосновал неприменение затратного и доходного методов оценки, отклоняются как не соответствующие тексту заключения (т. 2 л.д. 85-90).
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что права общества нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, соответственно, требования истца о признании кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, а также о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета подлежат удовлетворению в силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2014 года по делу N А19-10332/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)