Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) МАУ "Спортивный комплекс "Орион": не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) Управление Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Администрации городского округа Железнодорожный Московской области: не явились, извещены;
- рассмотрев 19 февраля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управление Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 13 августа 2014 г.,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2014 г.,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
по делу N А41-33955/2014
по заявлению Муниципального автономного учреждения "Спортивный комплекс "Орион" (ОГРН 1115012005316; 143980, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пионерская, д. 1 А)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
о признании незаконным отказа и обязании совершить действия,
третье лицо: Администрация городского округа Железнодорожный Московской области (ОГРН 1025001548153; 143980, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пролетарская, д. 27)
установил:
16 января 2014 г. Администрацией городского округа Железнодорожный Московской области издано постановление N 21 "О предоставлении муниципальному автономному учреждению "Спортивный комплекс "Орион" земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование", согласно которому муниципальному автономному учреждению "Спортивный комплекс "Орион" (далее - МАУ СК "Орион", Учреждение, заявитель) в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 3 505 кв. м с кадастровым номером 50:50:0040805:66, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - универсальный спортивный комплекс (вспомогательный вид использования - автостоянка), расположенный по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пионерская.
27 февраля 2014 г. МАУ СК "Орион" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган, ответчик) с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:50:0040805:66, расположенным по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пионерская (вх. N 50/005/2014-308).
21 февраля 2014 г. государственная регистрация в отношении указанного земельного участка была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) на срок 1 (один) месяц (до 20 марта 2014 г.).
Основанием для приостановления государственной регистрации права явилось то обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка не зарегистрировано право муниципальной собственности, в связи с чем до регистрации указанного права право постоянного (бессрочного) пользования не может быть зарегистрировано за МАУ СК "Орион".
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Московской области отказало в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:50:0040805:66, расположенным по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пионерская (вх. N 50/005/2014-308) на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, в связи с непредставлением заявителем на государственную регистрацию испрашиваемых документов, о чем направило сообщения (уведомления) за N 50/005/2014-308 от 28 марта 2014 г.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, МАУ СК "Орион" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании его незаконным и обязании Управления Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования МАУ СК "Орион" на земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040805:66, предоставленный ему на основании постановления Администрации городского округа Железнодорожный Московской области N 21 от 16 января 2014 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Железнодорожный Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 августа 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2014 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Отзывы на кассационную жалобу от заявителя и третьего лица не поступили.
В заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию права по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 указанного Закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040805:66, расположенный по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пионерская.
При этом судами установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем Администрация была вправе им распорядиться.
Доказательств, свидетельствующих о нахождении на спорном земельном участке строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, а также в подтверждение факта предоставления спорного земельного участка их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, в том числе наличия права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды, права безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, права аренды Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 августа 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2014 г. по делу N А41-33955/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управление Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.02.2015 N Ф05-206/2015 ПО ДЕЛУ N А41-33955/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2015 г. по делу N А41-33955/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) МАУ "Спортивный комплекс "Орион": не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) Управление Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
- от третьего лица Администрации городского округа Железнодорожный Московской области: не явились, извещены;
- рассмотрев 19 февраля 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управление Росреестра по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 13 августа 2014 г.,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2014 г.,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
по делу N А41-33955/2014
по заявлению Муниципального автономного учреждения "Спортивный комплекс "Орион" (ОГРН 1115012005316; 143980, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пионерская, д. 1 А)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
о признании незаконным отказа и обязании совершить действия,
третье лицо: Администрация городского округа Железнодорожный Московской области (ОГРН 1025001548153; 143980, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пролетарская, д. 27)
установил:
16 января 2014 г. Администрацией городского округа Железнодорожный Московской области издано постановление N 21 "О предоставлении муниципальному автономному учреждению "Спортивный комплекс "Орион" земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование", согласно которому муниципальному автономному учреждению "Спортивный комплекс "Орион" (далее - МАУ СК "Орион", Учреждение, заявитель) в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 3 505 кв. м с кадастровым номером 50:50:0040805:66, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - универсальный спортивный комплекс (вспомогательный вид использования - автостоянка), расположенный по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пионерская.
27 февраля 2014 г. МАУ СК "Орион" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган, ответчик) с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:50:0040805:66, расположенным по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пионерская (вх. N 50/005/2014-308).
21 февраля 2014 г. государственная регистрация в отношении указанного земельного участка была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) на срок 1 (один) месяц (до 20 марта 2014 г.).
Основанием для приостановления государственной регистрации права явилось то обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка не зарегистрировано право муниципальной собственности, в связи с чем до регистрации указанного права право постоянного (бессрочного) пользования не может быть зарегистрировано за МАУ СК "Орион".
В связи с тем, что причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Московской области отказало в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:50:0040805:66, расположенным по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пионерская (вх. N 50/005/2014-308) на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, в связи с непредставлением заявителем на государственную регистрацию испрашиваемых документов, о чем направило сообщения (уведомления) за N 50/005/2014-308 от 28 марта 2014 г.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, МАУ СК "Орион" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании его незаконным и обязании Управления Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования МАУ СК "Орион" на земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040805:66, предоставленный ему на основании постановления Администрации городского округа Железнодорожный Московской области N 21 от 16 января 2014 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Железнодорожный Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 августа 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2014 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Отзывы на кассационную жалобу от заявителя и третьего лица не поступили.
В заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию права по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 указанного Закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:50:0040805:66, расположенный по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пионерская.
При этом судами установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем Администрация была вправе им распорядиться.
Доказательств, свидетельствующих о нахождении на спорном земельном участке строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, а также в подтверждение факта предоставления спорного земельного участка их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, в том числе наличия права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды, права безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, права аренды Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 августа 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2014 г. по делу N А41-33955/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управление Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)