Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от истца: Адамов Н.П., выписка из протокола от 27.07.20111 N 6,
от ответчика: представителя не направили, извещены,
от третьих лиц: представителя не направили, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Раменская ПМК-17" (ИНН 5040013823, ОГРН 1035007906680) на решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2014 по делу N А41-52845/13, принятое судьей Лещенко А.И., по заявлению открытого акционерного общества "Раменская ПМК-17" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, при участии в качестве третьих лиц Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, об исправлении кадастровой ошибки,
установил:
открытое акционерное общество "Раменская ПМК-17" (далее - общество, истец, ОАО "Раменская ПМК-17") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата, ответчик), в котором просит обязать кадастровую палату исправить ошибку в государственном кадастре недвижимости, допущенную в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030209:907, и произвести перерасчет его стоимости по фактическому сельскохозяйственному использованию, с удельной стоимостью, равной 8,77 руб. /кв. м, в соответствии с колонкой Приложения N 3 к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011, с учетом фактической площади, равной 59 821 кв. м. Кадастровая стоимость земельного участка, по мнению общества, должна составлять 530 612 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.02.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Раменская ПМК-17" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030209:907.
Данный земельный участок внесен в реестр объектов недвижимости 29.09.2006 со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной базы, площадь - 156 000 кв. м.
Впоследствии органом кадастрового учета принято решение N 23/10-8505 об исправлении технической ошибки, сведения о площади земельного участка исправлены, площадь вместо 156 000 кв. м определена по показателю 56 190 кв. м, произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка.
Земельному участку с кадастровым номером 50:23:0030209:907 установлен вид разрешенного использования - для производственной базы.
Ссылаясь на то, что вид разрешенного использования спорного земельного участка не соответствует его фактическому использованию (в сельскохозяйственных целях), ОАО "Раменская ПМК-17" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском об обязании кадастровой палаты исправить ошибку в государственном кадастре недвижимости, допущенную в определении кадастровой стоимости земельного участка, и произвести перерасчет его стоимости по фактическому сельскохозяйственному использованию.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что во всех правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030209:907 указано, что разрешенным видом использования данного земельного участка является - для производственной базы. Без изменения вида разрешенного использования названного земельного участка в установленном законом порядке перерассчитать его кадастровую стоимость не представляется возможным. Доказательств, подтверждающих что ОАО "Раменская ПМК-17" обращалось за изменением вида разрешенного использования земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 30, 36, 37 ГрК РФ, суду не представлено. Кроме того, обществом пропущен срок на обращение в суд с настоящим заявлением.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что спорный земельный участок фактически используется им в сельскохозяйственных целях, в связи с чем указание в государственном кадастре недвижимости на вид "для производственной базы" является ошибкой, как и указанная кадастровая стоимость. Срок на обращение в суд обществом не пропущен.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ОАО "Раменская ПМК-17" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Остальные, участвующие в деле лица, своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ разъяснено, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 названной статьи порядке.
Из изложенных выше положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что сведения в государственный кадастр недвижимости, в том числе в случае обнаружения кадастровой ошибки, вносятся органом кадастрового учета.
В соответствии с пунктами 7.1.11, 7.1.12, 7.1.13, 7.1.22 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, утвержденного Приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/179 (далее - Положение) управление обладает полномочиями по: 1) ведению государственного кадастра недвижимости, 2) ведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, 3) предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости только в случае, если правом осуществления данного полномочия не наделено государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области.
Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 11.03.2010 N П/93 утвержден план-график наделения федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости с 15.09.2010 переданы ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области (в настоящее время филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области).
В силу пункта 7.1.22 Положения в случае, если полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества переданы кадастровой палате, управление лишь осуществляет за ней контроль.
Требование общества об обязании кадастровой палаты исправить ошибку в государственном кадастре недвижимости, допущенную в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030209:907, и произвести перерасчет его стоимости по фактическому сельскохозяйственному использованию, не может быть удовлетворено апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости) и в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
На основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных земель населенных пунктов Московской области" земельному участку с кадастровым номером 50:23:0030209:907 установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 640,44 руб. /кв. м, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 35 986 323,60 рублей.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Из представленных в материалы дела копий документов кадастрового дела усматривается, что на момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о спорном земельном участке данному участку была определена категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной базы.
ОАО "Раменская ПМК-17" направлялись в адрес кадастровой палаты и иных лиц обращения о том, что данный вид разрешенного использования определен неверно.
На указанные обращения обществом получены соответствующие ответы, однако какие-либо действия (бездействие) ответчика или иных органов власти ОАО "Раменская ПМК-17" не обжаловались.
Обществу в письме кадастровой палаты от 03.07.2012 N 01-39/1102 разъяснялось, что изменение вида разрешенного использования земельного участка происходит в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации, однако в заявлением об изменением вида разрешенного использования земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 30, 36, 37 ГрК РФ, ОАО "Раменская ПМК-17" в администрацию не обращалось.
Таким образом, учитывая, что в установленном законом порядке вид разрешенного использования спорного земельного участка не изменялся, его кадастровая стоимость определена и внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с установленными для данного земельного участка характеристиками (в том числе видом разрешенного использования), в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для вывода о том, что в государственном кадастре недвижимости допущена ошибка в отношении его кадастровой стоимости.
При этом фактическое использование земельного участка для сельскохозяйственных целей, при том, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о виде разрешенного использования - для производственной базы, не имеет правового значения для определения его кадастровой стоимости. Однако общество вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка в порядке, предусмотренным ГрК РФ, и в дальнейшем пересчитать его кадастровую стоимость (определить рыночную стоимость).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске обществом срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Поскольку требования по настоящему спору направлены на установление кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка, такие требования рассматриваются в исковом производстве, в связи с чем пункт 4 статьи 198 АПК РФ не подлежит применению в рассматриваемом случае.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о пропуске обществом срока на обращение в суд с настоящим заявлением не привел к принятию неправильного судебного акта.
Оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2014 по делу N А41-52845/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 ПО ДЕЛУ N А41-52845/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. по делу N А41-52845/13
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от истца: Адамов Н.П., выписка из протокола от 27.07.20111 N 6,
от ответчика: представителя не направили, извещены,
от третьих лиц: представителя не направили, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Раменская ПМК-17" (ИНН 5040013823, ОГРН 1035007906680) на решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2014 по делу N А41-52845/13, принятое судьей Лещенко А.И., по заявлению открытого акционерного общества "Раменская ПМК-17" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, при участии в качестве третьих лиц Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, об исправлении кадастровой ошибки,
установил:
открытое акционерное общество "Раменская ПМК-17" (далее - общество, истец, ОАО "Раменская ПМК-17") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата, ответчик), в котором просит обязать кадастровую палату исправить ошибку в государственном кадастре недвижимости, допущенную в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030209:907, и произвести перерасчет его стоимости по фактическому сельскохозяйственному использованию, с удельной стоимостью, равной 8,77 руб. /кв. м, в соответствии с колонкой Приложения N 3 к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011, с учетом фактической площади, равной 59 821 кв. м. Кадастровая стоимость земельного участка, по мнению общества, должна составлять 530 612 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.02.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Раменская ПМК-17" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030209:907.
Данный земельный участок внесен в реестр объектов недвижимости 29.09.2006 со следующими характеристиками: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственной базы, площадь - 156 000 кв. м.
Впоследствии органом кадастрового учета принято решение N 23/10-8505 об исправлении технической ошибки, сведения о площади земельного участка исправлены, площадь вместо 156 000 кв. м определена по показателю 56 190 кв. м, произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка.
Земельному участку с кадастровым номером 50:23:0030209:907 установлен вид разрешенного использования - для производственной базы.
Ссылаясь на то, что вид разрешенного использования спорного земельного участка не соответствует его фактическому использованию (в сельскохозяйственных целях), ОАО "Раменская ПМК-17" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском об обязании кадастровой палаты исправить ошибку в государственном кадастре недвижимости, допущенную в определении кадастровой стоимости земельного участка, и произвести перерасчет его стоимости по фактическому сельскохозяйственному использованию.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что во всех правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030209:907 указано, что разрешенным видом использования данного земельного участка является - для производственной базы. Без изменения вида разрешенного использования названного земельного участка в установленном законом порядке перерассчитать его кадастровую стоимость не представляется возможным. Доказательств, подтверждающих что ОАО "Раменская ПМК-17" обращалось за изменением вида разрешенного использования земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 30, 36, 37 ГрК РФ, суду не представлено. Кроме того, обществом пропущен срок на обращение в суд с настоящим заявлением.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что спорный земельный участок фактически используется им в сельскохозяйственных целях, в связи с чем указание в государственном кадастре недвижимости на вид "для производственной базы" является ошибкой, как и указанная кадастровая стоимость. Срок на обращение в суд обществом не пропущен.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ОАО "Раменская ПМК-17" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Остальные, участвующие в деле лица, своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ разъяснено, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 названной статьи порядке.
Из изложенных выше положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что сведения в государственный кадастр недвижимости, в том числе в случае обнаружения кадастровой ошибки, вносятся органом кадастрового учета.
В соответствии с пунктами 7.1.11, 7.1.12, 7.1.13, 7.1.22 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, утвержденного Приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/179 (далее - Положение) управление обладает полномочиями по: 1) ведению государственного кадастра недвижимости, 2) ведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, 3) предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости только в случае, если правом осуществления данного полномочия не наделено государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области.
Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 11.03.2010 N П/93 утвержден план-график наделения федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости с 15.09.2010 переданы ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области (в настоящее время филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области).
В силу пункта 7.1.22 Положения в случае, если полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества переданы кадастровой палате, управление лишь осуществляет за ней контроль.
Требование общества об обязании кадастровой палаты исправить ошибку в государственном кадастре недвижимости, допущенную в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030209:907, и произвести перерасчет его стоимости по фактическому сельскохозяйственному использованию, не может быть удовлетворено апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости) и в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
На основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных земель населенных пунктов Московской области" земельному участку с кадастровым номером 50:23:0030209:907 установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 640,44 руб. /кв. м, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 35 986 323,60 рублей.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Из представленных в материалы дела копий документов кадастрового дела усматривается, что на момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о спорном земельном участке данному участку была определена категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной базы.
ОАО "Раменская ПМК-17" направлялись в адрес кадастровой палаты и иных лиц обращения о том, что данный вид разрешенного использования определен неверно.
На указанные обращения обществом получены соответствующие ответы, однако какие-либо действия (бездействие) ответчика или иных органов власти ОАО "Раменская ПМК-17" не обжаловались.
Обществу в письме кадастровой палаты от 03.07.2012 N 01-39/1102 разъяснялось, что изменение вида разрешенного использования земельного участка происходит в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации, однако в заявлением об изменением вида разрешенного использования земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 30, 36, 37 ГрК РФ, ОАО "Раменская ПМК-17" в администрацию не обращалось.
Таким образом, учитывая, что в установленном законом порядке вид разрешенного использования спорного земельного участка не изменялся, его кадастровая стоимость определена и внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с установленными для данного земельного участка характеристиками (в том числе видом разрешенного использования), в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для вывода о том, что в государственном кадастре недвижимости допущена ошибка в отношении его кадастровой стоимости.
При этом фактическое использование земельного участка для сельскохозяйственных целей, при том, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о виде разрешенного использования - для производственной базы, не имеет правового значения для определения его кадастровой стоимости. Однако общество вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка в порядке, предусмотренным ГрК РФ, и в дальнейшем пересчитать его кадастровую стоимость (определить рыночную стоимость).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске обществом срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Поскольку требования по настоящему спору направлены на установление кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка, такие требования рассматриваются в исковом производстве, в связи с чем пункт 4 статьи 198 АПК РФ не подлежит применению в рассматриваемом случае.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о пропуске обществом срока на обращение в суд с настоящим заявлением не привел к принятию неправильного судебного акта.
Оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2014 по делу N А41-52845/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)