Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2015 N 18АП-9999/2015 ПО ДЕЛУ N А76-782/2015

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2015 г. N 18АП-9999/2015

Дело N А76-782/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Федорова Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2015 по делу N А76-782/2015 (судья Белякович Е.В.).
В заседании принял участие Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Федоров Сергей Николаевич.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Федоров Сергей Николаевич (далее - заявитель, Глава КФХ Федоров С.Н., Федоров С.Н.) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) в предоставлении в собственность за плату, для ведения крестьянского фермерского хозяйства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га, находящегося севернее деревни Крутолапова Аргаяшского района с севера от земельного участка с кадастровым номером 74:02:1212002:1233, обязании выдать утвержденную схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2015 (резолютивная часть оглашена 26.06.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Федоров С.Н. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям рекреационного назначения. Полагает, что Администрацией не представлено документальных доказательств соблюдения порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий, предусмотренного пунктом 4 решения Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района N 21 от 18.03.2009 - вынесения соответствующего постановления Администрации Аргаяшского муниципального района. Схема территориального планирования к таким доказательствам не относится. На публичной кадастровой карте информация об отнесении земельного участка к землям рекреационного назначения отсутствует. Поскольку Администрацией не указано точное расположение испрашиваемого земельного участка, вывод о недопустимости использования его для сельскохозяйственного производства является преждевременным и противоречащим пояснениям главного архитектора района в судебном заседании, а также заключению кадастрового инженера.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.12.2014 Федоров С.Н. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату, для ведения крестьянского фермерского хозяйства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 га, находящегося севернее деревни Крутолапова Аргаяшского района с севера от земельного участка с кадастровым номером 74:02:1212002:1233 (л.д. 55).
В письме N 3844 от 30.12.2014 администрация отказала в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что в соответствии со схемой территориального планирования Аргаяшского муниципального района Челябинской области испрашиваемый земельный участок учтен как зона рекреации (л.д. 8).
Полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы, Глава КФХ Федоров С.Н. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил отнесение испрашиваемого заявителем земельного участка к землям рекреационного назначения. Сделав вывод, что исходя из принципа использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, для осуществления деятельности фермерского хозяйства возможно предоставление земельных участков исключительно из земель сельскохозяйственного назначения, суд отклонил требования заявителя.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу пунктов 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 1 названного Закона, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Из пункта 1 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ следует, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться среди прочего крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Поскольку оспариваемый отказ Администрации в предоставлении земельного участка был вынесен до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, арбитражный суд первой инстанции обосновано применил к спорным правоотношениям положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о КФХ) в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого ненормативного правового акта (до 01.03.2015).
В силу пункта 1 статьи 12 Закона о КФХ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду; условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно пункту 3 указанной статьи орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Согласно пункту 4 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения (пункт 5 указанной статьи).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (пункт 6 указанной статьи).
Из содержания названных выше правовых норм, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в рамках специальных процедур, предусмотренных Законом о КФХ, подлежат предоставлению исключительно земельные участки сельскохозяйственного назначения.
В силу статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
При этом, на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (пункт 5 названной нормы).
В силу названного, обоснованность отказа в предоставлении земельного участка Федорову С.Н. для осуществления деятельности крестьянским фермерским хозяйством, связана с доказанностью отнесения названного в заявлении от 26.11.2014 земельного участка к землям рекреационного назначения.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации муниципального района Челябинской области N 2241 от 27.10.2010 была утверждена, согласованная в порядке предусмотренном статьей 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, схема территориального планирования Аргаяшского муниципального района (л.д. 31).
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Статьей 9 названного кодекса определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Пунктами 2 и 3 названной нормы определено, что документы территориального планирования, включая документы территориального планирования муниципальных образований являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схемы территориального планирования муниципальных районов отнесены к документам территориального планирования.
Представленная заинтересованным лицом выкопировка из схемы территориального планирования Аргаяшского района, при соотнесении ее с сообщением отдела архитектуры и градостроительства Аргаяшского муниципального района на письмо Администрации от 16.12.2014, позволяет сделать вывод об отнесении испрашиваемого Федоровым С.Н. земельного участка к землям рекреационного назначения (л.д. 59, 60, 61, 62, 71).
В судебном порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района не оспорена.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на заключение кадастрового инженера Уразаева Руслана Мирзановича от 25.05.2015 (л.д. 63) не принимается судебной коллегией в качестве опровержения указанных сведений. Вывод кадастрового инженера о расположении испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 74:02:0000000:53 колхоза "Заря" не позволяет сделать вывод о сопоставимости с кадастровым кварталом 74:02:1212002, в котором расположен испрашиваемый участок. Алгоритм выводов в заключении кадастрового инженера не приведен.
Также не может быть признан обоснованным довод апеллянта о несоблюдении Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий, утвержденного решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района N 21 от 18.03.2009, предусматривающего вынесение соответствующего постановления Администрации Аргаяшского муниципального района. Из содержания раздела 4 названного порядка усматривается его применимость к отнесению к землям рекреационного назначения земельных участков, сформированных и поставленных на кадастровый учет в установленном порядке, что отсутствует в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2015 по делу N А76-782/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Федорова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
М.И.КАРПАЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)