Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2015 ПО ДЕЛУ N А13-6275/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. по делу N А13-6275/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ" Мельниковой С.Е. по доверенности от 03.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2014 года по делу N А13-6275/2014 (судья Лукенюк О.И.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ" (ОГРН 1033500038110, ИНН 3525096890, место нахождения: 160530, г. Вологда, ул. Железнодорожная, д. 4А, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 107078, Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:45, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, общей площадью 10 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты оптовой и мелкооптовой торговли, в размере его рыночной стоимости, равной 14 332 800 руб. (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, администрация города Вологды (далее - Администрация).
Решением суда от 27 октября 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Также с Кадастровой палаты в пользу Общества в возмещение судебных расходов взыскано 4000 руб.
Кадастровая палата с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части взыскания с Кадастровой палаты в пользу Общества 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Доводы жалобы сводятся к следующему. Судебные расходы по настоящему делу должны быть отнесены на истца. Как таковой спор между истцом и органом кадастрового учета отсутствует, через арбитражный процесс истец использовал альтернативный способ определения кадастровой стоимости. Заявленные требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости указанного земельного участка на ее рыночную стоимость. При этом действия Кадастровой палаты по внесенной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не оспариваются, вины ответчика в возникновении спора не имеется. Какая-либо прямая заинтересованность в факте установления или не установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости у органа кадастрового учета отсутствует. Орган кадастрового учета участвовал в качестве ответчика только в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета и выступает только в роли технического исполнителя, обязанного внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков.
Представитель истца в судебном заседании просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку ответчиком обжалуется только часть решения, то в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений сторон проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 (ред. от 23.07.2009) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при отсутствии возражений сторон по проверке судебного акта в обжалуемой части до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 35:24:0403001:45, расположенный по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, общей площадью 10 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты оптовой и мелкооптовой торговли, что подтверждается договором аренды N 01-824 в редакции дополнительного соглашения (т. 1, л. 92 - 103).
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка N 13/70, выполненным по заказу истца, рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 02.06.2012 в размере 13 527 600 руб.
Данный отчет имеет положительное экспертное заключение N 533/04/14, выполненное НП Саморегулируемой организацией оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд настоящим иском.
Определением суда от 01.08.2014, по ходатайству Администрации, судом назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:45. Проведение экспертизы поручено независимому оценщику Парменовой Светлане Евгеньевне.
Согласно заключению эксперта размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:45, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Вологда, общей площадью 10 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты оптовой и мелкооптовой торговли, в размере его рыночной стоимости, по состоянию на 2 июня 2012 года составил 14 332 800 руб.
С учетом указанного заключения Общество уточнило исковые требования, просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0403001:45, в размере его рыночной стоимости, равной 14 332 800 руб.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с оспариваемым судебным актом в обжалуемой части.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценил в порядке статьи 71 АПК РФ экспертное заключение от 12.08.2014 N 462 и пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена на основании данного заключения. В указанной части решение суда не обжалуется.
Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для возложения на Кадастровую палату судебных расходов является необоснованным, поскольку основан на неправильном толковании норм процессуального права.
В случае удовлетворения арбитражным судом требований заявителя, не освобожденного от уплаты государственной пошлины по делу, распределение судебных расходов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
Если проигравшей стороной является государственный орган, орган местного самоуправления, освобожденный от уплаты государственной пошлины, то с него взыскиваются в пользу другой - выигравшей стороны понесенные судебные расходы, в том числе и государственная пошлина.
При соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд вправе отнести на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением (часть 4 статьи 110 АПК РФ).
По настоящему делу такого соглашения между сторонами не достигнуто.
С учетом того что Кадастровая палата является ответчиком по настоящему спору, судебные расходы суд первой инстанции правомерно распределил по правилам статьи 110 АПК РФ.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Кадастровая палата освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2014 года по делу N А13-6275/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА

Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Ю.В.ЗОРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)