Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2014 ПО ДЕЛУ N А11-1482/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. по делу N А11-1482/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2014.
Полный текст постановления изготовлен 28.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.
при участии представителя
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью
"Газпром трансгаз Нижний Новгород": Урлиной Н.Е. (по доверенности от 13.06.2012)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
администрация города Владимира
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.10.2013,
принятое судьей Киселевой М.Ф., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014,
принятое судьями Малышкиной Е.Л., Богуновой Е.А., Вечкановым А.И.,
по делу N А11-1482/2013
по иску администрации города Владимира
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Владимирской области,
общество с ограниченной ответственностью
"Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала
Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов
об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
и
установил:

администрация города Владимира (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее - Теруправление) об истребовании земельного участка площадью 43 327 квадратных метров, с кадастровым номером 33:22:032204:7, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, из чужого незаконного владения Российской Федерации, путем обязания ответчика вернуть земельный участок в неразграниченную государственную собственность.
Исковые требования основаны на статьях 13, 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы неправомерными действиями ответчика, выразившимися в незаконной регистрации права собственности на земельный участок, право на распоряжение которым принадлежит Администрации.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 03.10.2013, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014, отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Руководствуясь статьями 6, 7, 17, 83, 85 и 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 1 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и статьями 5 и 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), суд пришел к выводу, что на спорном земельном участке расположены объекты, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов Единой системы газоснабжения, следовательно, земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, в связи с чем необоснованно применение судами пункта 4 статьи 87 ЗК РФ. На спорный земельный участок государственная собственность не разграничена, в связи с чем Администрации принадлежит право распоряжения земельным участком. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
В судебном заседании представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее - ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород") отклонил доводы кассационной жалобы, представив отзыв на нее.
Истец, ответчик и третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (Управление Росреестра), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик направил отзыв на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области от 03.10.2013 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителя третьего лица и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, в соответствии с постановлениями Главы Администрации от 13.07.2009 N 2087 и от 21.09.2009 N 2885 Администрация (арендодатель) и ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов (арендатор) заключили договор от 05.11.2009 N 12727 аренды земельного участка площадью 43 327 квадратных метров, с кадастровым номером 33:22:32204:7, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, для содержания производственной базы. Срок аренды установлен с 13.07.2009 по 01.06.2029. Договор 25.01.2010 зарегистрирован в установленном порядке.
На основании статьи 17 и пункта 4 статьи 87 ЗК РФ, статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Управление Росреестра 25.11.2011 произвело государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на поименованный земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - содержание производственной базы, и выдало свидетельство о государственной регистрации права от 25.11.2011 серии 33 АЛ N 261816.
Сославшись на то, что отсутствуют правовые основания для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ с требованием о виндикации имущества может обратиться лишь его законный владелец, следовательно, в силу статьи 65 АПК РФ, истец должен представить соответствующие доказательства.
Согласно пунктам 32 и 36 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении статьи 301 ГК РФ судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении, и лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к выводу о недоказанности подтверждения наличия у истца права собственности на спорный земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В пункте 1 статьи 87 ЗК РФ определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В пунктах 1 и 2 статьи 83 ЗК РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2).
Спорный земельный участок находится в пределах городской черты города Владимира и отнесен согласно кадастровому паспорту к категории земель населенных пунктов.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам инженерных и транспортных инфраструктур (пункт 1). Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (пункт 8).
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК РФ категорий земель является обязательным (часть 1). Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 5).
Из материалов дела следует, что разрешенным использованием спорного земельного участка является содержание производственной базы, который используется для обеспечения деятельности магистральных газопроводов и поддержания их нормального, безопасного функционирования, следовательно, он сформирован для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации (магистрального газопровода) и относится к единой системе газоснабжения, что согласуется с положениями статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ, "О газоснабжении в Российской Федерации", которая определяет единую систему газоснабжения как имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
В пункте 2.1 положения о филиале ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов, утвержденного 01.02.2008, предусмотрено, что основными целями деятельности филиала является: организация надежной и бесперебойной транспортировки по магистральным трубопроводам природного газа на территории Российской Федерации и обеспечение потребителей газом.
В подпунктах 1 и 2 пункта 6 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе и для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
На спорном земельном участке находятся: склад, система газопотребления и транспортный участок, относящиеся к Владимирскому линейному производственному управлению магистральных газопроводов, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, представленными в дело.
Кроме того, представлены свидетельства о государственной регистрации права на линейное сооружение - магистральный газопровод "Горький-Череповец", на линейное сооружение - магистральный газопровод "Починки-Ярославль", на линейное сооружение - магистральный газопровод "Горький-Центр" и на линейное сооружение - газовая перемычка от города Владимира до газового кольца Московской области.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Расположение земельного участка в пределах населенного пункта не исключает применение приведенной нормы, ввиду того, что нормой статьи 85 ЗК РФ предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента.
Истец не представил доказательств несоответствия разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту, следовательно, необоснован довод заявителя о том, что расположение земельного участка в пределах населенного пункта исключает отнесение его к объектам федеральной собственности.
Право федеральной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано в соответствии с требованиями действующего законодательства и им не противоречит, в связи с чем суды обеих инстанций верно указали, что земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителей кассационных жалоб. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.10.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу N А11-1482/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрация города Владимира - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.В.БАБАЕВ
Судьи
О.Н.ГОЛУБЕВА
Е.Г.КИСЛИЦЫН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)