Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 36659);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 36660);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6607/2015) ООО "НАТАЛИЯ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.12.2014 по делу N А21-8754/2014 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "НАТАЛИЯ"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области
о признании незаконными и отмене постановлений
установил:
ООО "НАТАЛИЯ" (236004, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Белгородская, д. 26-9 ОГРН 1063917033201, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (236023, г. Калининград, Советский пр., д. 188В, далее - Управление Россельхознадзора) о признании незаконными постановления N 02/296/2014 от 28.08.2014 о назначении административного наказания по ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и прекращении производства по делу N 02/296/2014, постановления N 02/297/2014 от 28.08.2014 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и прекращении производства по делу N 02/297/2014.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ООО "НАТАЛИЯ" отказано, в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "НАТАЛИЯ" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить по тем основаниям, что судом не дана надлежащая оценка имеющимся в материалах дела документам, в том числе, подтверждающим объективную невозможность использования спорных земельных участков в соответствии с их целевым назначением в связи с наличием ограничения использования в виде обременения - охранная зона автодороги.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 13 по 28 августа 2014 года на основании приказа от 25.07.2014 N 885 отделом земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калининградской области проведена плановая выездная проверка ООО "НАТАЛИЯ" в сфере обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "НАТАЛИЯ" на праве собственности принадлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства:
- - земельный участок с кадастровым номером 39:01:03:12:05:17, площадью 42707 кв. м; местоположение: Россия, Калининградская обл., Багратионовский район, АО "Калининградец" на северо-запад от п. Медовое;
- - земельный участок с кадастровым номером 39:01:03:12:05:18, площадью 467293 кв. м; местоположение: Россия, Калининградская обл., Багратионовский район, АОЗТ "Калининградец" на северо-запад от п. Медовое.
13.08.2014 составлен акт обследования земель, в котором отражено, что общество не использует земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:01:031205:17 и 39:01:031205:18, общей площадью 71 га, расположенные вблизи поселка Медовое Багратионовского района Калининградской области для ведения сельскохозяйственного производства в течение срока, установленного Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; земельные участки частично зарастают древесно-кустарниковой растительностью, сорной растительностью, и следов снятия и перемещения плодородного слоя почв не обнаружено.
По результатам проверки составлен акт от 28.08.2014 N 02/236.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 28.08.2014 в отношении ООО "НАТАЛИЯ" протокола об административном правонарушении N 02/196/2014 по ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и протокола N 02/196/2014 по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
28.08.2014 должностным лицом Управления Россельхознадзора по Калининградской области вынесены постановления N 02/296/2014 о назначении обществу административного наказания по ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 рублей (неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения) и N 02/297/2014 о назначении обществу административного наказания по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите и охране почв).
Общество с указанными постановлениями не согласилось по тем основаниям, что в проверяемый период не имело возможности использовать спорные земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в признании оспариваемых постановлений незаконным, объективно оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Согласно части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
- Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно п. 5 ст. 6 вышеуказанного закона срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем 2 года.
Как видно из материалов дела, по данным проведения последнего землеустройства (картматериал) определен вид сельскохозяйственных угодий вышеуказанных земельных участков - пастбище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Согласно вышеуказанному перечню, признаком неиспользования земельного участка является не проведение выпаса скота на пастбище.
При проведении визуального осмотра (13.08.2014) установлено, что вышеуказанные земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства не используются, зарастают многолетней травянистой сорной растительностью (горошек мышиный, осот полевой, бодяк полевой, крапива, борщевик Сосновского), частично древесно-кустарниковой растительностью (боярышник). Следы ведения сельскохозяйственного производства, сенокошения, выпаса скота, механической обработки почвы, возделывания сельскохозяйственных культур отсутствуют.
Указанные факты подтверждены актом обследования земель сельскохозяйственного назначения от 13.08.2014 с приложением фототаблиц, составленным в присутствии генерального директора общества, акт проверки от 28.08.2014 N 02/326 и по существу заявителем не отрицаются. Для определения местоположения на местности вышеуказанных земельных участков административный орган использовал материалы кадастровой карты Росреестра, а также сертифицированный навигатор Garmin GPSmap 62stc.
Бездействие ООО "НАТАЛИЯ", в части неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственном производстве в свою очередь привело к невыполнению обязательных мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия почв, а именно, в целях сохранения плодородия почв не проводятся обязательные фитосанитарные, агротехнические и мелиоративные мероприятия.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 13 Земельного кодекса РФ предусматривается, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
При этом земельным законодательством Российской Федерации каких-либо количественных показателей зарастания не предусматривается.
Статья 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" закрепляет обязанности собственников по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
- - осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- - соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, фитосанитарных мероприятий.
Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" определяет, что мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Согласно Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1292-р, оценка качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения при проведении государственного мониторинга сельскохозяйственных земель проводится посредством оперативных, периодичных и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения).
Материалами дела подтверждается, что ООО "НАТАЛИЯ", являющееся на момент совершения правонарушения собственником земельных участков с кадастровым номером 39:01:03:12:05:17 - площадью 42707 кв. м и номером 39:01:03:12:05:18 - площадью 467293 кв. м (местоположение: Россия, Калининградская обл., Багратионовский район, АО "Калининградец" на северо-запад от п. Медовое) не соблюдало порядок их использования, в виде выполнения агротехнических мероприятий для недопущения зарастания по всей его площади древесно-кустарниковой растительностью.
Во время проведения проверки документы, подтверждающие использование названных земельных участков сельскохозяйственного назначения, а равно и документы, подтверждающие выполнение на земельных участках соответствующих обязательных мероприятий: фитосанитарных, агротехнических и мелиоративных (статистическая форма 29-СХ о сборе урожая сельскохозяйственных культур; статистическая форма 9-СХ о внесении удобрений и проведении работ по химической мелиорации земель; акты списания, журналы учета применения минеральных и органических удобрений, известковых материалов, пестицидов, семян и др.) обществом предоставлены не были.
Наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе актом обследования земель сельскохозяйственного назначения от 13.08.2014 с приложением фототаблиц и актом проверки от 28.08.2014 N 02/326.
Состав вышеуказанных административных правонарушений формальный, наступления каких-либо последствий по ухудшению качества земель не требуется. Совершается указанное правонарушение путем бездействия, которое наказуемо в случаях, когда обязанность действовать возлагается на лицо законом, в данной ситуации такая обязанность возложена на лицо Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств невозможности соблюдения законодательства о защите сельхозугодий по каким-либо объективным, не зависящим от него причинам, у общества с 2008 года было достаточно времени, чтобы начать проводить необходимые мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания древесно-кустарниковой растительностью.
В ходе рассмотрения материалов административного дела генеральный директор общества Таймолкин А.В. пояснил, что в связи с расширением автодороги все съезды/заезды на вышеуказанные земельные участки ликвидированы, что подтверждается письмом тракториста. Иных документов, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению земельного законодательства, представлено не было.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности Управлением соблюден. Штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкциями вменяемых обществу статей Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и правильную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 декабря 2014 года по делу N А21-8754/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "НАТАЛИЯ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2015 N 13АП-6607/2015 ПО ДЕЛУ N А21-8754/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2015 г. по делу N А21-8754/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 36659);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 36660);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6607/2015) ООО "НАТАЛИЯ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.12.2014 по делу N А21-8754/2014 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "НАТАЛИЯ"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области
о признании незаконными и отмене постановлений
установил:
ООО "НАТАЛИЯ" (236004, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Белгородская, д. 26-9 ОГРН 1063917033201, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (236023, г. Калининград, Советский пр., д. 188В, далее - Управление Россельхознадзора) о признании незаконными постановления N 02/296/2014 от 28.08.2014 о назначении административного наказания по ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и прекращении производства по делу N 02/296/2014, постановления N 02/297/2014 от 28.08.2014 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и прекращении производства по делу N 02/297/2014.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ООО "НАТАЛИЯ" отказано, в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "НАТАЛИЯ" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить по тем основаниям, что судом не дана надлежащая оценка имеющимся в материалах дела документам, в том числе, подтверждающим объективную невозможность использования спорных земельных участков в соответствии с их целевым назначением в связи с наличием ограничения использования в виде обременения - охранная зона автодороги.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в период с 13 по 28 августа 2014 года на основании приказа от 25.07.2014 N 885 отделом земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калининградской области проведена плановая выездная проверка ООО "НАТАЛИЯ" в сфере обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "НАТАЛИЯ" на праве собственности принадлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства:
- - земельный участок с кадастровым номером 39:01:03:12:05:17, площадью 42707 кв. м; местоположение: Россия, Калининградская обл., Багратионовский район, АО "Калининградец" на северо-запад от п. Медовое;
- - земельный участок с кадастровым номером 39:01:03:12:05:18, площадью 467293 кв. м; местоположение: Россия, Калининградская обл., Багратионовский район, АОЗТ "Калининградец" на северо-запад от п. Медовое.
13.08.2014 составлен акт обследования земель, в котором отражено, что общество не использует земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:01:031205:17 и 39:01:031205:18, общей площадью 71 га, расположенные вблизи поселка Медовое Багратионовского района Калининградской области для ведения сельскохозяйственного производства в течение срока, установленного Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; земельные участки частично зарастают древесно-кустарниковой растительностью, сорной растительностью, и следов снятия и перемещения плодородного слоя почв не обнаружено.
По результатам проверки составлен акт от 28.08.2014 N 02/236.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 28.08.2014 в отношении ООО "НАТАЛИЯ" протокола об административном правонарушении N 02/196/2014 по ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и протокола N 02/196/2014 по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
28.08.2014 должностным лицом Управления Россельхознадзора по Калининградской области вынесены постановления N 02/296/2014 о назначении обществу административного наказания по ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 рублей (неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения) и N 02/297/2014 о назначении обществу административного наказания по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите и охране почв).
Общество с указанными постановлениями не согласилось по тем основаниям, что в проверяемый период не имело возможности использовать спорные земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в признании оспариваемых постановлений незаконным, объективно оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Согласно части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
- Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно п. 5 ст. 6 вышеуказанного закона срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем 2 года.
Как видно из материалов дела, по данным проведения последнего землеустройства (картматериал) определен вид сельскохозяйственных угодий вышеуказанных земельных участков - пастбище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Согласно вышеуказанному перечню, признаком неиспользования земельного участка является не проведение выпаса скота на пастбище.
При проведении визуального осмотра (13.08.2014) установлено, что вышеуказанные земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства не используются, зарастают многолетней травянистой сорной растительностью (горошек мышиный, осот полевой, бодяк полевой, крапива, борщевик Сосновского), частично древесно-кустарниковой растительностью (боярышник). Следы ведения сельскохозяйственного производства, сенокошения, выпаса скота, механической обработки почвы, возделывания сельскохозяйственных культур отсутствуют.
Указанные факты подтверждены актом обследования земель сельскохозяйственного назначения от 13.08.2014 с приложением фототаблиц, составленным в присутствии генерального директора общества, акт проверки от 28.08.2014 N 02/326 и по существу заявителем не отрицаются. Для определения местоположения на местности вышеуказанных земельных участков административный орган использовал материалы кадастровой карты Росреестра, а также сертифицированный навигатор Garmin GPSmap 62stc.
Бездействие ООО "НАТАЛИЯ", в части неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственном производстве в свою очередь привело к невыполнению обязательных мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия почв, а именно, в целях сохранения плодородия почв не проводятся обязательные фитосанитарные, агротехнические и мелиоративные мероприятия.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 13 Земельного кодекса РФ предусматривается, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
При этом земельным законодательством Российской Федерации каких-либо количественных показателей зарастания не предусматривается.
Статья 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" закрепляет обязанности собственников по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а именно:
- - осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- - соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, фитосанитарных мероприятий.
Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" определяет, что мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
Согласно Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 N 1292-р, оценка качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения при проведении государственного мониторинга сельскохозяйственных земель проводится посредством оперативных, периодичных и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения).
Материалами дела подтверждается, что ООО "НАТАЛИЯ", являющееся на момент совершения правонарушения собственником земельных участков с кадастровым номером 39:01:03:12:05:17 - площадью 42707 кв. м и номером 39:01:03:12:05:18 - площадью 467293 кв. м (местоположение: Россия, Калининградская обл., Багратионовский район, АО "Калининградец" на северо-запад от п. Медовое) не соблюдало порядок их использования, в виде выполнения агротехнических мероприятий для недопущения зарастания по всей его площади древесно-кустарниковой растительностью.
Во время проведения проверки документы, подтверждающие использование названных земельных участков сельскохозяйственного назначения, а равно и документы, подтверждающие выполнение на земельных участках соответствующих обязательных мероприятий: фитосанитарных, агротехнических и мелиоративных (статистическая форма 29-СХ о сборе урожая сельскохозяйственных культур; статистическая форма 9-СХ о внесении удобрений и проведении работ по химической мелиорации земель; акты списания, журналы учета применения минеральных и органических удобрений, известковых материалов, пестицидов, семян и др.) обществом предоставлены не были.
Наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе актом обследования земель сельскохозяйственного назначения от 13.08.2014 с приложением фототаблиц и актом проверки от 28.08.2014 N 02/326.
Состав вышеуказанных административных правонарушений формальный, наступления каких-либо последствий по ухудшению качества земель не требуется. Совершается указанное правонарушение путем бездействия, которое наказуемо в случаях, когда обязанность действовать возлагается на лицо законом, в данной ситуации такая обязанность возложена на лицо Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств невозможности соблюдения законодательства о защите сельхозугодий по каким-либо объективным, не зависящим от него причинам, у общества с 2008 года было достаточно времени, чтобы начать проводить необходимые мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания древесно-кустарниковой растительностью.
В ходе рассмотрения материалов административного дела генеральный директор общества Таймолкин А.В. пояснил, что в связи с расширением автодороги все съезды/заезды на вышеуказанные земельные участки ликвидированы, что подтверждается письмом тракториста. Иных документов, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению земельного законодательства, представлено не было.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности Управлением соблюден. Штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкциями вменяемых обществу статей Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и правильную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 декабря 2014 года по делу N А21-8754/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "НАТАЛИЯ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)