Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8328/2015

Требование: О ликвидации несанкционированной свалки.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указывает на то, что в ходе проверки у обочины автодороги обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов, образованная в вырытом карьере, свалка находится на землях лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2015 г. по делу N 33-8328/15


Судья: Балакирева Н.В.
Судья-докладчик: Черемных Н.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Кравченко Е.Г. и Черемных Н.К.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области к администрации Баклашинского сельского поселения о ликвидации несанкционированной свалки,
по апелляционной жалобе ответчика администрации Баклашинского сельского поселения на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 14 мая 2015 года,

установила:

В обоснование иска Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области указало, что в ходе проверки на расстоянии семи километров от десятого километра федеральной трассы М-55 "Байкал" по направлению "северо-запад" у обочины автодороги вблизи с. Баклаши обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов, образованная в вырытом карьере. Площадь свалки составляет (данные изъяты) кв. м. Свалка находится на землях лесного фонда на территории Баклашинского муниципального образования.
Истец просил суд обязать администрацию Баклашинского сельского поселения в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Иркутской области Ш. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Б. иск признала, однако просила предоставить для ликвидации свалки срок до Дата изъята, так как на проведение необходимых мероприятий требуется время и дополнительное финансирование.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию Баклашинского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Баклашинского сельского поселения просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что подготовка полигона для утилизации отходов является обязанностью администрации Шелеховского муниципального района. Для проведения мероприятий по организации площадки временного хранения отходов в бюджете Баклашинского сельского поселения средства отсутствуют. Кроме того, для их проведения требуется значительное время.
Управление Росприроднадзора по Иркутской области в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., выслушав объяснения представителя истца С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст), несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В п. 4.11 ГОСТ 30772-2001, ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" указано, что к объектам размещения отходов относятся: полигоны, шламохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Судом установлено, что в ходе рейдовой проверки Управления Росприроднадзора по Иркутской области на расстоянии семи километров от десятого километра федеральной трассы М-55 "Байкал" по направлению "северо-запад" у обочины автодороги вблизи с. Баклаши обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов, образованная в вырытом карьере. Площадь свалки составляет (данные изъяты) кв. м. Свалка находится на землях лесного фонда на территории Баклашинского муниципального образования. Данные обстоятельства ответчик не оспаривал.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 7 Устава Баклашинского муниципального образования к вопросам местного значения Баклашинского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3.1 раздела 3 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88" обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Согласно п. 4.2 раздела 4 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами, обоснованно исходил из того, что организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения поселения, наличие несанкционированной свалки на землях лесного фонда ведет к деградации земель, в целом наносит вред окружающей среде, а также нарушает право жителей Баклашинского сельского поселения на благоприятную окружающую среду.
Срок для ликвидации несанкционированной свалки, установлен судом с учетом временных и финансовых затрат, необходимых для проведения соответствующих мероприятий, является разумным. Как правильно указал суд первой инстанции, установление более длительного срока будет противоречить задачам обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Выводы суда исчерпывающим образом мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе администрацией Баклашинского сельского поселения, сами по себе не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию данных полномочий с наличием финансовой возможности.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 14 мая 2015 года по гражданскому делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области к администрации Баклашинского сельского поселения о ликвидации несанкционированной свалки оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.ВОЕВОДИНА

Судьи
Е.Г.КРАВЧЕНКО
Н.К.ЧЕРЕМНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)