Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.07.2015 N 33-4017

Требование: 1) О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления; 2) Об обязании предоставить земельный участок в собственность.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявители являются арендаторами земельного участка. Участок предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством. Орган местного самоуправления не дал ответа на заявление о предоставлении участка в собственность заявителей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N 33-4017


Судья Передреева Т.Е.

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Литвиновой М.В., Макаровой Н.А.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Г. и М. о признании незаконным бездействия администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность, по апелляционной жалобе Г. и М. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 30 апреля 2015 года, которым требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя администрации Саратовского муниципального района Саратовской области Х., действовавшей на основании доверенности от 29 сентября 2014 года, возражавшей по доводам апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия

установила:

М. и Г. обратились в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, в котором просили признать незаконным бездействие администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) по осуществлению порядка предоставления заявителям в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N площадью 168600 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Расковское муниципальное образование, на расстоянии 0,5 км северо-восточнее пересечения автодорог Саратов - Вольск, Саратов - Сокур, для целей, не связанных со строительством, возложить на Администрацию обязанность предоставить заявителям в собственность за плату данный земельный участок в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 22 ЗК РФ. В обоснование заявленных требований указали, что являются арендаторами указанного земельного участка на основании договора аренды от 01 декабря 2014 года N 411, заключенного между Администрацией и Саратовским областным отделением международного общественного фонда "Российский фонд мира", а также договора замены стороны в обязательстве от 29 декабря 2014 года, по условиям которого указанный фонд уступил права и обязанности на земельный участок заявителям. Ссылались, что земельный участок предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством. 22 января 2015 года заявители обратились в Администрацию с заявлением о предоставлении данного земельного участка им в собственность за плату, однако в установленный ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) срок ответ не дан, полагали, что в силу п. 8 ст. 22 ЗК РФ имели преимущественное право покупки земельного участка и согласно ст. ст. 28, 34 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении заявителям земельного участка в собственность отсутствовали. Ссылались также, что после повторного обращения в Администрацию по вопросу о предоставлении земельного участка в собственность, 17 марта 2015 года заявителям направлено уведомление, согласно которому они вправе реализовать свое право на предоставление земельного участка путем участия в торгах в порядке, предусмотренном ст. 38 ЗК РФ. Полагали, что Администрация незаконно бездействует.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 30 апреля 2015 года признано незаконным бездействие Администрации по несвоевременному рассмотрению заявления Г., М. от 22 января 2015 года о предоставлении земельного участка в собственность, в удовлетворении остальной части требований отказано.
М. и Г. не согласились с решением суда, в апелляционной жалобе и дополнениях к жалобе просят его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считают необоснованным вывод суда о рассмотрении 24 февраля 2015 года Администрацией заявления о предоставлении земельного участка от 22 января 2015 года, об обращении заявителей 19 марта 2015 года по вопросу предоставления земельного участка с самостоятельным заявлением. Ссылаются на бездействие Администрации, выразившееся в нерассмотрении в установленном земельным законодательством порядке их заявления, с учетом дополнительно поданного заявления, о предоставлении в собственность за плату земельного участка. Считают необоснованным вывод суда об уведомлении 10 апреля 2015 года Администрацией заявителей о продлении срока рассмотрения их обращения, ссылаясь на непредставление заинтересованным лицом доказательств направления данного уведомления. Полагают, что решение незаконно, поскольку, признавая бездействие Администрации по несвоевременному рассмотрению заявления Г., М. от 22 января 2015 года, судом не указано на какие-либо меры для восстановления нарушенных прав и свобод заявителей, устранения препятствий к их осуществлению, а, кроме того, по указанным основаниям заявители не оспаривали бездействие администрации.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие данных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях к жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2).
Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответ на обращение М. и Г. от 22 января 2015 года о предоставлении земельного участка в собственность предоставлен заявителям Администрацией 24 февраля 2015 года. При этом срок рассмотрения заявления, предоставленный Законом N 59-ФЗ, по аналогичному обращению от 19 марта 2015 года не истек, в связи с чем незаконное бездействие со стороны Администрации отсутствует. Однако судебная коллегия считает данный вывод суда ошибочным, несоответствующим обстоятельствам дела, полагает, что суд, оценивая представленные доказательства, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 10 марта 2015 года) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 1 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Собрание депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области, руководствуясь ст. 34 ЗК РФ, решением от 16 апреля 2009 года N 01-7/204 утвердило Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Саратовского муниципального района для целей не связанных со строительством (далее - Положение). Предметом регулирования Положения является определение порядка распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Саратовского муниципального района Саратовской области (п. 1.2 Положения). Положение регламентирует предоставление заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством (п. 1.3 Положения).
Пунктом 3.2 Положения предусмотрено, что лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся на территории Саратовского муниципального района Саратовской области, для целей, не связанных со строительством, подают заявление на имя главы администрации Саратовского муниципального района в администрацию Саратовского муниципального района, по установленной форме.
Согласно п. 3.5 Положения рассмотрение заявления включает в себя мероприятия, в том числе: анализ поступивших заявлений и представленных заявителем документов в целях определения возможности предоставления конкретного земельного участка заявителю на испрашиваемом праве и для целей, указанных в заявлении, в соответствии с нормами действующего законодательства; направление в случае необходимости сообщения заявителю с предложением привести заявление в соответствие с установленными требованиями; обеспечение заблаговременного информирования о предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в периодическом печатном издании - газете "Большая Волга".
Пунктом 3.7 Положения предусмотрены сроки принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, в том числе установлено, что в случае, если по истечении четырнадцати календарных дней после опубликования информации о земельном участке подано более одного заявления на один земельный участок, такой участок предоставляется физическому или юридическому лицу, заявление которого ранее других поступило и зарегистрировано в администрации Саратовского муниципального района Саратовской области.
Таким образом, законодателем предусмотрен определенный порядок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 21 ноября 2014 года N 3075 принято решение о предоставлении Саратовскому областному отделению международного общественного фонда "Российский фонд мира" в аренду, сроком на 25 лет, земельного участка с кадастровым номером N площадью 168600 кв. м, расположенного в Саратовской области Саратовском муниципальном районе на расстоянии 0,5 км северо-восточнее пересечения автодорог Саратов - Вольск, Саратов - Сокур, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, для размещения детского автодрома без права капитального строительства.
01 декабря 2014 года между Администрацией и указанным отделением международного общественного фонда заключен соответствующий договор аренды N 411.29 декабря 2014 года между арендатором, М. и Г. заключен договор замены стороны в обязательстве, по условиям которого указанный фонд уступил права и обязанности на земельный участок заявителям.
22 января 2015 года Г. и М. обратились в Администрацию с заявлением, в котором просили продать им переданный в аренду земельный участок в собственность без выставления на торги в соответствии с п. 5.2 Порядка предоставления земельных участков на территории Саратовского района, утвержденного решением районного совета ОМО Саратовского района Саратовской области от 21 апреля 2005 года N 01-7/23. К заявлению был приложен экземпляр договора замены стороны в обязательстве от 29 декабря 2014 года.
В письме от 24 февраля 2015 года в адрес М. Администрация уведомила последнего о рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, сослалась, что арендуемый земельный участок может быть продан на торгах, в связи с признанием решения районного совета ОМО Саратовского района Саратовской области от 21 апреля 2005 года N 01-7/23 утратившим силу на основании решения собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 20 февраля 2009 года N 01-7/87 "О протестах прокуратуры Саратовского района".
Данное письмо от 24 февраля 2015 года направлено Администрацией в адрес М. 17 марта 2015 года по почте простой корреспонденцией. Не получив в установленный законом срок ответа на заявление, Г. и М. повторно 19 марта 2015 года направили в Администрацию заявление, в котором просили предоставить им испрашиваемый земельный участок в собственность (заключить договор купли-продажи) для целей, указанных в договоре аренды, в соответствии с действующим законодательством РФ.
В суд первой инстанции Администрацией была представлена копия письма в адрес Г. и М. от 10 апреля 2015 года, согласно которой в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона N 59-ФЗ Администрацией принято решение о продлении срока рассмотрения обращения от 19 марта 2015 года, в связи с большим количеством заявлений, особой сложностью их рассмотрения и изучения материалов. Вместе с тем, поскольку заявителями оспаривается факт получения ответа на их первоначальное заявление, а заинтересованным лицом не представлено доказательств вручения (получения) заявителями решения на их заявление от 22 января 2015 года, заявление, поданное в Администрацию 19 марта 2015 года, следует расценивать как дополнительное к поданному ранее заявлению.
Кроме того, в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 даны разъяснения о том, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Между тем, учитывая, что ст. 38 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01 марта 2015 года) было регламентировано приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), письмо Администрации от 24 февраля 2015 года не содержит предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в предоставлении в собственность заявителям испрашиваемого земельного участка, ссылок на соответствующие нормы действующего законодательства, которые бы препятствовали в предоставлении данного земельного участка в собственность за плату.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что доказательств, свидетельствующих о совершении Администрацией действий, предусмотренных порядком рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельного участка в собственность, заинтересованным лицом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, судебная коллегия приходит к выводу о том, что со стороны Администрации имеет место незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении в установленном земельным законодательством порядке заявления М. и Г. от 22 января 2015 года, с учетом дополнительного заявления от 19 марта 2015 года, о предоставлении земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах требования о возложении на Администрацию обязанности по представлению заявителям испрашиваемого земельного участка в собственность являются преждевременными, поскольку какого-либо решения по заявлению М. и Г. от 22 января 2015 года, с учетом заявления от 19 марта 2015 года, Администрацией в установленном законом порядке не принято.
С учетом изложенного, решение Саратовского районного суда Саратовской области от 30 апреля 2015 года не может быть признано законным и обоснованным, поскольку постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, что в силу п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке с принятием нового решения об удовлетворении заявления о признании незаконным указанного выше бездействия Администрации по тем основаниям, о которых было заявлено М. и Г.
Кроме того, Г. и М. в обоснование заявленных требований ссылались на нерассмотрение их заявления от 22 января 2015 года, с учетом дополнительно поданного заявления от 19 марта 2015 года, в порядке, предусматривающем предоставление земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, признавая незаконным бездействие Администрации по несвоевременному рассмотрению заявления Г. и М. от 22 января 2015 года суд первой инстанции в нарушение требований ч. 3 ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы заявленных требований, не обосновав принятое процессуальное решение.
При таких обстоятельствах, учитывая разъяснения, данные в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2, о том что, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации, выразившегося в несвоевременном рассмотрении обращения заявителей от 22 января 2015 года, поскольку такие требования не заявлялись, в связи с чем в данной части решение суда подлежит отмене.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2, при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Администрацию обязанность рассмотреть заявление М. и Г. от 22 января 2015 года, с учетом дополнительного заявления от 19 марта 2015 года, о предоставлении земельного участка в собственность в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Саратовского районного суда Саратовской области от 30 апреля 2015 года по заявлению Г. и М. о признании незаконным бездействия администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность - отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным бездействие администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, выразившееся в нерассмотрении в установленном земельным законодательством порядке заявления М. и Г. от 22 января 2015 года, с учетом дополнительного заявления от 19 марта 2015 года, о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 64:32:022306:38 площадью 168600 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Расковское муниципальное образование, на расстоянии 0,5 км северо-восточнее пересечения автодорог Саратов - Вольск, Саратов - Сокур, для целей, не связанных со строительством.
Обязать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области рассмотреть заявление М. и Г. от 22 января 2015 года, с учетом дополнительного заявления от 19 марта 2015 года, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
В удовлетворении требований о возложении на администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области обязанности предоставить М. и Г. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером N площадью 168600 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Расковское муниципальное образование, на расстоянии 0,5 км северо-восточнее пересечения автодорог Саратов - Вольск, Саратов - Сокур, для целей, не связанных со строительством - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)