Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 06 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПримСклад",
апелляционное производство N 05АП-13106/2014
на решение от 25.08.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-15903/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПримСклад" (ИНН 2540195051, ОГРН 1132540008611, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.09.2013),
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: администрация города Владивостока
об оспаривании действий и решения,
при участии в заседании:
- от заявителя: не явились, уведомлены надлежаще;
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4178);
- от третьего лица: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 30.12.2013 N 1-3/4679);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПримСклад" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока"), выразившихся в письме от 25.04.2014 N 1249/20у о необходимости предоставления схемы подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на земельном участке 14 934 кв. м, расположенном в районе ул. Фадеева, 53 в г. Владивостоке, и решения от 26.05.2014 N 1249/20у об отказе в выборе земельного участка и об обязании УГА г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор обществу испрашиваемого им земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация г. Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество считает ошибочными выводы суда первой инстанции о нахождении спорного земельного участка в запретной зоне военного объекта. Пояснило, что в государственном кадастре недвижимости сведения о наличии такой зоны в районе ул. Фадеева, 53 в г. Владивостоке отсутствуют, а сведения из геоинформационной системы, в которую на основании постановления Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг внесены границы запретных зон и запретных районов, не являются общеобязательными. Общество настаивает на том, что спорный земельный участок не попадает в запретную зону войсковой части 13079, границы которой, по мнению общества, совпадают с зоной охраняемого военного объекта и не могут выходить за пределы территории воинской части, обозначенной внешним ограждением (забором).
УГА г. Владивостока и администрация г. Владивостока в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразили. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
15.01.2014 общество обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка ориентировочной площадью 20 472 кв. м, расположенного в районе ул. Фадеева, 53 в г. Владивостоке для строительства объекта складского назначения с предварительным согласованием места размещения объекта. К заявлению общества были приложены копии регистрационных и учредительных документов общества и копия обзорной схемы.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
10.02.2014 обществом в УГА г. Владивостока представлены дополнительные документы, а именно топографическая съемка, ситуационный план земельного участка с каталогом координат вершин углов поворота границ участка, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном и электронном носителях.
Письмом от 25.04.2014 N 1249/20у УГА г. Владивостока предложило обществу представить схему подеревной съемки и перечетную ведомость зеленых насаждений.
В связи с непредставлением запрошенных документов, а также нахождением земельного участка в запретной зоне военного объекта письмом от 26.05.2014 N 1249/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка.
Посчитав действия УГА г. Владивостока, связанные с запросом дополнительных документов, и письмо от 26.05.2014 N 1249/20у не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из невозможности выбора спорного земельного участка в связи с его нахождением в границах запретной зоны военного объекта.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - "Регламент"), предусмотрено аналогичное правило.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта складского назначения на земельном участке площадью 14 934 кв. м в районе ул. Фадеева, 53 в г. Владивостоке.
К указанному заявлению были приложены копии устава заявителя, свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица и постановке на налоговый учет, решения о назначении генерального директора, топографическая съемка, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном и электронном носителях.
Обоснование примерного размера земельного участка представлено не было, при этом по тексту заявления общество указало, что 8 960 кв. м планируется использовать непосредственно для строительства и 5 974 кв. м для обустройства подъездных путей и разворотной площадки.
Оценив пакет документов, представленный обществом в департамент, коллегия находит его не соответствующим требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.6 Регламента в связи с непредставлением обществом обоснования примерного размера земельного участка.
Ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Регламентом какие-либо требования к обоснованию примерного размера земельного участка не установлены, в связи с чем коллегия считает, что в нем должны отражаться сведения о планируемом строительством объекте, влияющие на определение потребности в земельном участке.
Согласно письму УГА г. Владивостока от 19.06.2014 N 27/2-3-2317 и фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока спорный земельный участок расположен в границах зоны производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности определена для размещения промышленных и производственно-коммунальных предприятий V класса вредности с низким уровнем шума и загрязнения окружающей среды.
Сочетание различных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах данной зоны возможно только при соблюдении нормативных санитарных требований.
В частности, подпунктом 6 пункта 3 этой же статьи установлен максимальный класс вредности объектов капитального строительства, размещаемых на территории зоны - IV, размер санитарно-защитных зон: для объектов V класса - 50 м.
Таким образом, размещение объектов иного класса опасности в территориальной зоне П-4 не предусмотрено.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В развитие названного Закона разработаны санитарные правила и нормы, в том числе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее по тексту - "Правила"). Требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 1.2).
Главой VII Правил установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы в отношении объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, в том числе в отношении складов. Размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы зависят от класса опасности объекта.
В заявлении, поданном в департамент, общество не указало, к какому классу опасности относится объект складского назначения, для строительства которого испрашивает земельный участок, в связи с чем оценить возможность размещения объекта с учетом необходимости установления санитарно-защитной зоны УГА г. Владивостока не могло.
Показатели деятельности, влияющие на функционально-планировочную организацию производственных зон и подлежащие отражению в обосновании примерного размера земельного участка установлены Региональными нормативами градостроительного проектирования в Приморском крае, утвержденными постановлением Администрации Приморского края от 21.05.2010 N 185-па (далее по тексту - "постановление N 185-па"), и Нормативами градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденными постановлением главы города Владивостока от 10.02.2011 N 111 (далее по тексту - "постановление N 111").
Так, согласно пункту 9.8 постановления N 111 размер земельного участка для строительства объекта в границах производственной зоны зависит от следующих показателей: класса вредности; величины занимаемой территории; интенсивности использования территории; численности работающих; величины грузооборота; величины потребляемых ресурсов, в том числе водопотребления и теплопотребления.
Кроме того, для целей выбора земельного участка имеет значение использование предполагаемого объекта строительства в определенной отрасли промышленности.
По правилам пункта 9.20 постановления N 111 площадь земельных участков должна обеспечивать нормативную плотность застройки участка, предусмотренную для предприятий данной отрасли промышленности, в соответствии с приложениями N 1 и N 2 к постановлению.
Аналогичная норма закреплена в постановлении N 185-па.
В силу пункта 9.32 постановления N 111 размеры территории участков складов, предназначенных для обслуживания населения в городах и других поселениях, допускается принимать из расчета 2 кв. метра на одного человека в крупных городах с учетом строительства многоэтажных складов и 2,5 кв. метра - в остальных поселениях.
Размеры земельных участков, площади, вместимость складов общетоварных и специализированных для хранения овощей, фруктов, топлива и строительных материалов согласно пункту 9.33 постановления N 111 принимаются в соответствии с заданием на проектирование и с учетом противопожарных требований.
Таким образом, все вышеперечисленные показатели должны быть приведены в обосновании примерного размера земельного участка.
Коллегией установлено, что заявление общества о предоставлении земельного участка не содержит информации о классе вредности, интенсивности использования территории, численности работающих, величине грузооборота, величине потребляемых ресурсов, в том числе водопотребления и теплопотребления, а также о целевом назначении объекта складского назначения.
В отсутствие таких данных, влияющих на определение потребности общества в земельном участке, УГА г. Владивостока было объективно лишено возможности определить его размер и осуществить его выбор.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении заявления общества от 15.01.2014 вопрос о его соответствии требованиям статьи 31 ЗК РФ и пункта 2.6 Регламента не исследовался. Рассмотрев представленные обществом документы, УГА г. Владивостока предложило ему в течение месяца представить схему подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на земельном участке.
Оценивая действия УГА г. Владивостока в указанной части, коллегия исходит из того, что исчерпывающий перечень требований к заявлению о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и представляемым с ним документам установлен пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ. Норма данного пункта носит императивный характер и не наделяет органы местного самоуправления правом устанавливать дополнительные требования заявлениям и к перечню представляемых документов. Именно поэтому в Регламенте предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" требование об обязательном предоставлении заинтересованным лицом схемы подеревной съемки и перечетной ведомости зеленых насаждений отсутствует.
В соответствии с пунктом 5.6 Временных правил содержания и охраны зеленых насаждений на территории г. Владивостока, утвержденных приложением N 1 к решению Думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 83, подеревная съемка выполняется при составлении проектов застройки, прокладки дорог, инженерных коммуникаций и согласовании проектной документации при выполнении разделов "Благоустройство и озеленение" и (или) "Рекультивация территории и сохранение растительного слоя почвы". При этом каждое дерево нумеруется, его номер должен соответствовать номеру по ведомости.
Из изложенного следует, что подеревная съемка составляется непосредственно в ходе подготовки проектной документации после предоставления земельного участка для строительства, когда уже известны конкретные границы земельного участка и можно с достоверностью определить, какое количество зеленых насаждений попадает в зону вырубки, а какие подлежат сохранению или пересадке в границах отведенного земельного участка. Поскольку подеревная съемка является основанием для определения размера ущерба, подлежащего компенсации за вред, причиненный окружающей природной среде в связи с уничтожением зеленых насаждений, непредставление данного документа не влияет на возможность выбора земельного участка для строительства.
При таких обстоятельствах действия УГА г. Владивостока, связанные с направлением в адрес заявителя письма от 25.04.2014 N 1249/20у с требованием о предоставлении подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, не соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции в указанной части являются верными.
Отказывая в выборе земельного участка письмом от 26.05.2014 N 1249/20у, УГА г. Владивостока исходило из непредставления заявителем подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, а также из нахождения части земельного участка в запретной зоне.
По правилам пункта 2 статьи 31 ЗК РФ выбор земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока спорный земельный участок полностью расположен в запретной зоне военного объекта.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
Пунктом 7 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства предусмотрено установление запретных и иных зон с особыми условиями использования земель.
Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 N 135 было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - Положение N 135).
Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Аналогичные понятия запретных зон (районов) и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 (вступившим в силу с 15.05.2014, далее - Положение N 405).
Запретные зоны военных объектов на территории Приморского края установлены постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" на основании пункта 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135.
Согласно приложению N 1 к постановлению Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг в отношении объектов воинской части 13079 Тихоокеанского флота, дислоцирующихся в районе "Зеленого угла", установлена запретная зона в размере 200 м и запретный район в размере 3 км.
Поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 требования об обязательном кадастровом учете запретных зон и запретных районов установлены не были, границы указанных территорий были внесены в геоинформационную систему и в документы градостроительного зонирования на территории г. Владивостока (Карта запретных зон и районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое) и подлежали обязательному учету при решении вопроса о выборе земельного участка.
Доводы заявителя со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 о том, что границы запретных территорий подлежали внесению в государственный кадастр недвижимости и не могут выходить за пределы территории воинской части, обозначенной внешним ограждением (забором), коллегией рассмотрены и отклоняются.
Действительно, на момент рассмотрения заявления общества постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 было отменено и вместо него принято постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", предусматривающее межевание и последующий кадастровый учет запретных зон, зон охраняемых военных объектов и охранных зон военных объектов.
Вместе с тем принятое постановление не содержит указаний на отмену ранее установленных границ запретных территорий. Пунктом 3 постановления Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации предписано осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель в соответствии в постановлением в срок до 31 декабря 2015 г. До указанного срока действуют ранее введенные ограничения.
Не могут быть приняты во внимание и указания общества на то, что границы запретной зоны в районе "Зеленого Угла" должны совпадать с зоной охраняемого военного объекта, и не могут выходить за пределы территории воинской части, обозначенной внешним ограждением (забором).
Правила, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, распространяются на запретные зоны, которые будут сформированы после его принятия.
Кроме того, в пункте 6 постановления закреплено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона устанавливается по внешнему ограждению территории военного объекта либо, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
То есть отсутствие внешнего ограждения само по себе не свидетельствует об отсутствии запретной зоны, поскольку такая зона может быть установлена по внешнему периметру военного объекта.
Поскольку доказательства того, что постановление Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг отменено и спорный земельный участок исключен из границ запретной зоны военного объекта, в материалы дела не представлено, на спорный земельный участок распространяются ограничения в использовании, предусмотренные для запретных территорий.
Заключение кадастрового инженера ООО "МЕГАПОЛИС" от 16.09.2014, представленное заявителем в суд апелляционной инстанции, указанный вывод не опровергает. Указанное заключение сделано исключительно на основании данных государственного кадастра недвижимости, в который сведения о запретных территориях не вносились, и без учета особенностей градостроительного планирования Владивостокского городского округа, в связи с чем оно не влияет на оценку возможности выбора земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Аналогичное правило было установлено пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135.
Поскольку спорный земельный участок расположен в границах запретной зоны, его выбор и последующее строительство на нем объекта заявителя запрещено.
Установив указанное обстоятельство, УГА г. Владивостока правомерно отказало обществу в выборе земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания действий и решения УГА г. Владивостока незаконными, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2014 по делу N А51-15903/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2014 N 05АП-13106/2014 ПО ДЕЛУ N А51-15903/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. N 05АП-13106/2014
Дело N А51-15903/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 06 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПримСклад",
апелляционное производство N 05АП-13106/2014
на решение от 25.08.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-15903/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПримСклад" (ИНН 2540195051, ОГРН 1132540008611, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.09.2013),
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: администрация города Владивостока
об оспаривании действий и решения,
при участии в заседании:
- от заявителя: не явились, уведомлены надлежаще;
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4178);
- от третьего лица: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 30.12.2013 N 1-3/4679);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПримСклад" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока"), выразившихся в письме от 25.04.2014 N 1249/20у о необходимости предоставления схемы подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на земельном участке 14 934 кв. м, расположенном в районе ул. Фадеева, 53 в г. Владивостоке, и решения от 26.05.2014 N 1249/20у об отказе в выборе земельного участка и об обязании УГА г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор обществу испрашиваемого им земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация г. Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, общество считает ошибочными выводы суда первой инстанции о нахождении спорного земельного участка в запретной зоне военного объекта. Пояснило, что в государственном кадастре недвижимости сведения о наличии такой зоны в районе ул. Фадеева, 53 в г. Владивостоке отсутствуют, а сведения из геоинформационной системы, в которую на основании постановления Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг внесены границы запретных зон и запретных районов, не являются общеобязательными. Общество настаивает на том, что спорный земельный участок не попадает в запретную зону войсковой части 13079, границы которой, по мнению общества, совпадают с зоной охраняемого военного объекта и не могут выходить за пределы территории воинской части, обозначенной внешним ограждением (забором).
УГА г. Владивостока и администрация г. Владивостока в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразили. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
15.01.2014 общество обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка ориентировочной площадью 20 472 кв. м, расположенного в районе ул. Фадеева, 53 в г. Владивостоке для строительства объекта складского назначения с предварительным согласованием места размещения объекта. К заявлению общества были приложены копии регистрационных и учредительных документов общества и копия обзорной схемы.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
10.02.2014 обществом в УГА г. Владивостока представлены дополнительные документы, а именно топографическая съемка, ситуационный план земельного участка с каталогом координат вершин углов поворота границ участка, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном и электронном носителях.
Письмом от 25.04.2014 N 1249/20у УГА г. Владивостока предложило обществу представить схему подеревной съемки и перечетную ведомость зеленых насаждений.
В связи с непредставлением запрошенных документов, а также нахождением земельного участка в запретной зоне военного объекта письмом от 26.05.2014 N 1249/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка.
Посчитав действия УГА г. Владивостока, связанные с запросом дополнительных документов, и письмо от 26.05.2014 N 1249/20у не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из невозможности выбора спорного земельного участка в связи с его нахождением в границах запретной зоны военного объекта.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - "Регламент"), предусмотрено аналогичное правило.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта складского назначения на земельном участке площадью 14 934 кв. м в районе ул. Фадеева, 53 в г. Владивостоке.
К указанному заявлению были приложены копии устава заявителя, свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица и постановке на налоговый учет, решения о назначении генерального директора, топографическая съемка, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном и электронном носителях.
Обоснование примерного размера земельного участка представлено не было, при этом по тексту заявления общество указало, что 8 960 кв. м планируется использовать непосредственно для строительства и 5 974 кв. м для обустройства подъездных путей и разворотной площадки.
Оценив пакет документов, представленный обществом в департамент, коллегия находит его не соответствующим требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.6 Регламента в связи с непредставлением обществом обоснования примерного размера земельного участка.
Ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Регламентом какие-либо требования к обоснованию примерного размера земельного участка не установлены, в связи с чем коллегия считает, что в нем должны отражаться сведения о планируемом строительством объекте, влияющие на определение потребности в земельном участке.
Согласно письму УГА г. Владивостока от 19.06.2014 N 27/2-3-2317 и фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока спорный земельный участок расположен в границах зоны производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности определена для размещения промышленных и производственно-коммунальных предприятий V класса вредности с низким уровнем шума и загрязнения окружающей среды.
Сочетание различных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах данной зоны возможно только при соблюдении нормативных санитарных требований.
В частности, подпунктом 6 пункта 3 этой же статьи установлен максимальный класс вредности объектов капитального строительства, размещаемых на территории зоны - IV, размер санитарно-защитных зон: для объектов V класса - 50 м.
Таким образом, размещение объектов иного класса опасности в территориальной зоне П-4 не предусмотрено.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В развитие названного Закона разработаны санитарные правила и нормы, в том числе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее по тексту - "Правила"). Требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 1.2).
Главой VII Правил установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы в отношении объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, в том числе в отношении складов. Размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы зависят от класса опасности объекта.
В заявлении, поданном в департамент, общество не указало, к какому классу опасности относится объект складского назначения, для строительства которого испрашивает земельный участок, в связи с чем оценить возможность размещения объекта с учетом необходимости установления санитарно-защитной зоны УГА г. Владивостока не могло.
Показатели деятельности, влияющие на функционально-планировочную организацию производственных зон и подлежащие отражению в обосновании примерного размера земельного участка установлены Региональными нормативами градостроительного проектирования в Приморском крае, утвержденными постановлением Администрации Приморского края от 21.05.2010 N 185-па (далее по тексту - "постановление N 185-па"), и Нормативами градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденными постановлением главы города Владивостока от 10.02.2011 N 111 (далее по тексту - "постановление N 111").
Так, согласно пункту 9.8 постановления N 111 размер земельного участка для строительства объекта в границах производственной зоны зависит от следующих показателей: класса вредности; величины занимаемой территории; интенсивности использования территории; численности работающих; величины грузооборота; величины потребляемых ресурсов, в том числе водопотребления и теплопотребления.
Кроме того, для целей выбора земельного участка имеет значение использование предполагаемого объекта строительства в определенной отрасли промышленности.
По правилам пункта 9.20 постановления N 111 площадь земельных участков должна обеспечивать нормативную плотность застройки участка, предусмотренную для предприятий данной отрасли промышленности, в соответствии с приложениями N 1 и N 2 к постановлению.
Аналогичная норма закреплена в постановлении N 185-па.
В силу пункта 9.32 постановления N 111 размеры территории участков складов, предназначенных для обслуживания населения в городах и других поселениях, допускается принимать из расчета 2 кв. метра на одного человека в крупных городах с учетом строительства многоэтажных складов и 2,5 кв. метра - в остальных поселениях.
Размеры земельных участков, площади, вместимость складов общетоварных и специализированных для хранения овощей, фруктов, топлива и строительных материалов согласно пункту 9.33 постановления N 111 принимаются в соответствии с заданием на проектирование и с учетом противопожарных требований.
Таким образом, все вышеперечисленные показатели должны быть приведены в обосновании примерного размера земельного участка.
Коллегией установлено, что заявление общества о предоставлении земельного участка не содержит информации о классе вредности, интенсивности использования территории, численности работающих, величине грузооборота, величине потребляемых ресурсов, в том числе водопотребления и теплопотребления, а также о целевом назначении объекта складского назначения.
В отсутствие таких данных, влияющих на определение потребности общества в земельном участке, УГА г. Владивостока было объективно лишено возможности определить его размер и осуществить его выбор.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении заявления общества от 15.01.2014 вопрос о его соответствии требованиям статьи 31 ЗК РФ и пункта 2.6 Регламента не исследовался. Рассмотрев представленные обществом документы, УГА г. Владивостока предложило ему в течение месяца представить схему подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, находящихся на земельном участке.
Оценивая действия УГА г. Владивостока в указанной части, коллегия исходит из того, что исчерпывающий перечень требований к заявлению о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и представляемым с ним документам установлен пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ. Норма данного пункта носит императивный характер и не наделяет органы местного самоуправления правом устанавливать дополнительные требования заявлениям и к перечню представляемых документов. Именно поэтому в Регламенте предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" требование об обязательном предоставлении заинтересованным лицом схемы подеревной съемки и перечетной ведомости зеленых насаждений отсутствует.
В соответствии с пунктом 5.6 Временных правил содержания и охраны зеленых насаждений на территории г. Владивостока, утвержденных приложением N 1 к решению Думы г. Владивостока от 21.07.2005 N 83, подеревная съемка выполняется при составлении проектов застройки, прокладки дорог, инженерных коммуникаций и согласовании проектной документации при выполнении разделов "Благоустройство и озеленение" и (или) "Рекультивация территории и сохранение растительного слоя почвы". При этом каждое дерево нумеруется, его номер должен соответствовать номеру по ведомости.
Из изложенного следует, что подеревная съемка составляется непосредственно в ходе подготовки проектной документации после предоставления земельного участка для строительства, когда уже известны конкретные границы земельного участка и можно с достоверностью определить, какое количество зеленых насаждений попадает в зону вырубки, а какие подлежат сохранению или пересадке в границах отведенного земельного участка. Поскольку подеревная съемка является основанием для определения размера ущерба, подлежащего компенсации за вред, причиненный окружающей природной среде в связи с уничтожением зеленых насаждений, непредставление данного документа не влияет на возможность выбора земельного участка для строительства.
При таких обстоятельствах действия УГА г. Владивостока, связанные с направлением в адрес заявителя письма от 25.04.2014 N 1249/20у с требованием о предоставлении подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, не соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Выводы суда первой инстанции в указанной части являются верными.
Отказывая в выборе земельного участка письмом от 26.05.2014 N 1249/20у, УГА г. Владивостока исходило из непредставления заявителем подеревной съемки с перечетной ведомостью зеленых насаждений, а также из нахождения части земельного участка в запретной зоне.
По правилам пункта 2 статьи 31 ЗК РФ выбор земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока спорный земельный участок полностью расположен в запретной зоне военного объекта.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
Пунктом 7 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства предусмотрено установление запретных и иных зон с особыми условиями использования земель.
Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 N 135 было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - Положение N 135).
Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Аналогичные понятия запретных зон (районов) и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 (вступившим в силу с 15.05.2014, далее - Положение N 405).
Запретные зоны военных объектов на территории Приморского края установлены постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" на основании пункта 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135.
Согласно приложению N 1 к постановлению Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг в отношении объектов воинской части 13079 Тихоокеанского флота, дислоцирующихся в районе "Зеленого угла", установлена запретная зона в размере 200 м и запретный район в размере 3 км.
Поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 требования об обязательном кадастровом учете запретных зон и запретных районов установлены не были, границы указанных территорий были внесены в геоинформационную систему и в документы градостроительного зонирования на территории г. Владивостока (Карта запретных зон и районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое) и подлежали обязательному учету при решении вопроса о выборе земельного участка.
Доводы заявителя со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 о том, что границы запретных территорий подлежали внесению в государственный кадастр недвижимости и не могут выходить за пределы территории воинской части, обозначенной внешним ограждением (забором), коллегией рассмотрены и отклоняются.
Действительно, на момент рассмотрения заявления общества постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 было отменено и вместо него принято постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", предусматривающее межевание и последующий кадастровый учет запретных зон, зон охраняемых военных объектов и охранных зон военных объектов.
Вместе с тем принятое постановление не содержит указаний на отмену ранее установленных границ запретных территорий. Пунктом 3 постановления Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации предписано осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель в соответствии в постановлением в срок до 31 декабря 2015 г. До указанного срока действуют ранее введенные ограничения.
Не могут быть приняты во внимание и указания общества на то, что границы запретной зоны в районе "Зеленого Угла" должны совпадать с зоной охраняемого военного объекта, и не могут выходить за пределы территории воинской части, обозначенной внешним ограждением (забором).
Правила, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, распространяются на запретные зоны, которые будут сформированы после его принятия.
Кроме того, в пункте 6 постановления закреплено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона устанавливается по внешнему ограждению территории военного объекта либо, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
То есть отсутствие внешнего ограждения само по себе не свидетельствует об отсутствии запретной зоны, поскольку такая зона может быть установлена по внешнему периметру военного объекта.
Поскольку доказательства того, что постановление Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг отменено и спорный земельный участок исключен из границ запретной зоны военного объекта, в материалы дела не представлено, на спорный земельный участок распространяются ограничения в использовании, предусмотренные для запретных территорий.
Заключение кадастрового инженера ООО "МЕГАПОЛИС" от 16.09.2014, представленное заявителем в суд апелляционной инстанции, указанный вывод не опровергает. Указанное заключение сделано исключительно на основании данных государственного кадастра недвижимости, в который сведения о запретных территориях не вносились, и без учета особенностей градостроительного планирования Владивостокского городского округа, в связи с чем оно не влияет на оценку возможности выбора земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Аналогичное правило было установлено пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135.
Поскольку спорный земельный участок расположен в границах запретной зоны, его выбор и последующее строительство на нем объекта заявителя запрещено.
Установив указанное обстоятельство, УГА г. Владивостока правомерно отказало обществу в выборе земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания действий и решения УГА г. Владивостока незаконными, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2014 по делу N А51-15903/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)