Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2015 по делу N А07-1296/2015 (судья Архиереев Н.В.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" - Изикаева Земфира Геязовна (доверенность от 01.01.2015 N 07-02).
Открытое акционерное общество "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" (далее - заявитель, общество, ОАО "АК ВНЗМ") обратилось в арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) и Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление по земельным ресурсам) с заявлением о признании недействительным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145, по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, западнее здания N 11 по улице Соединительное шоссе, выраженного в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх. N 24082 от 09.09.2014. Заявитель просил обязать Администрацию принять решение о предоставлении в аренду ОАО "АК ВНЗМ" указанного земельного участка и направить в адрес ОАО "АК ВНЗМ" проект договора аренды данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2015 (резолютивная часть оглашена 19.03.2015) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, ввиду несоответствия статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в аренду ОАО "АК ВНЗМ" земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам исх. N 24082 от 09.09.2014. Обязал Администрацию в пятнадцатидневный срок со дня принятия настоящего решения принять решение о предоставлении в аренду ОАО "АК ВНЗМ" земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145, и в месячный срок со дня принятия названного решения направить в адрес ОАО "АК ВНЗМ" проект договора аренды данного земельного участка.
С вынесенным решением не согласилась Администрация, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей информирование о предстоящем предоставлении земельных участков в целях соблюдения открытости и прозрачного процедуры их предоставления, учета мнения лиц, чьи права могут быть затронуты предоставлением земельного участка и возможных правообладателей данного участка. Считает решение, которым на Администрацию возложена обязанность по предоставлению земельного участка ОАО "АК ВНЗМ" при отсутствии соответствующей публикации, нарушающим принцип публичности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание, за исключением представителя заявителя, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
В судебном заседании открытым акционерным обществом "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" представлены письменные пояснения с возражениями на апелляционную жалобу, приобщенные к материалам дела в соответствии со статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявителем выражено несогласие с приведенными в ней доводами, представлены сведения о публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145 в аренду для целей не связанных со строительством в газете "Вечерняя Уфа" от 12.04.2014 N 70. Указанное дополнительное доказательство, представленное в обоснование возражений на апелляционную жалобу, приобщено к материалам дела в соответствии с абз. 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения общества "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" Главным управлением архитектуры и градостроительства городского округа город Уфа Республики Башкортостан было подготовлено и выдано градостроительное заключение 15.11.2013 N ГЗ-3364/С по условиям предоставления земельного участка площадью 1262,42 кв. м, расположенного в границах кадастрового квартала 02:55:030301 по адресному ориентиру: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, западнее здания N 11 по улице Соединительное шоссе, для целей, не связанных со строительством, под временную площадку для установки передвижных вагончиков, металлического склада.
Пункт 3 указанного градостроительного заключения содержит указание о расположении земельного участка в границах красных линий улицы Соединительное шоссе (л.д. 18-19).
23.09.2013 общество обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением N 02-6605 о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного в границах кадастрового квартала 02:55:030301 по адресному ориентиру: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, западнее здания N 11 по улице Соединительное шоссе, для целей, не связанных со строительством, под временную площадку для установки передвижных вагончиков, металлического склада (л.д. 47).
Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом N 24082 от 06.11.2013 (л.д. 15) сообщило заявителю, что в Главное Управление архитектуры и градостроительства городского округа город Уфа Республики Башкортостан направлен запрос о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
На основании утвержденной 31.01.2014 Управлением по земельным ресурсам схемы расположения земельного участка на плане территории (л.д. 23) и проведенных работ по оформлению межевого плана (л.д. 25-29), 10.02.2014 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:030301:145 площадью 1262 кв. м (л.д. 30).
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 09.09.2014 N 24082 ОАО "АК ВНЗМ" было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145 по основаниям расположения участка в границах красных линий улицы Соединительное шоссе (л.д. 17).
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует закону ОАО "АК ВНЗМ" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции не установил доказательств резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд и отнесения его к земельным участкам, изъятым из оборота. Установление красных линий градостроительным заключением Главного Управления архитектуры и градостроительства городского округа город Уфа Республики Башкортостан признано обстоятельством, которое не исключает возможность предоставления земельного участка в аренду. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Действующим в период спорных отношений пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 29.04.2014 года N 90-з, вступившего в силу 10.05.2014) органы местного самоуправления городского округа город Уфа, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфа.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме, в редакции, действующей до 01.03.2015, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пунктов 3, 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 названного кодекса заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из материалов дела усматривается, что ОАО "АК ВНЗМ" соблюдены требования статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При обращении в орган местного самоуправления заявителем указаны испрашиваемое право (аренда) и цель использования земельного участка (для временного размещения передвижных вагончиков, металлического склада), что следует из заявления от 23.09.2013 (л.д. 47). На основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в отношении земельного участка выполнены кадастровые работы.
Указание на расположение земельного участка в границах красных линий в градостроительном заключении Главного Управления архитектуры и градостроительства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, не является свидетельством отнесения спорного земельного участка к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доказательств отнесения красных линий улицы Соединительное шоссе к элементам проекта планировки территории города, согласования проекта красных линий в установленном порядке материалы дела не содержат (части 4, 5 статьи 23, пункт 1 части 3 статьи 421 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В этой связи, указанное основание, достаточным для целей принятия органом власти решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду признано быть не может, о чем судом первой инстанции сделаны правильные выводы. Возражений в этой части апеллянтом не представлено.
Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении принципа публичности процедуры предоставления земельных участков, мотивированные возложением на Администрацию обязанности по предоставлению земельного участка ОАО "АК ВНЗМ" при отсутствии надлежащего информирования о предстоящем предоставлении земельных участков, подлежат отклонению.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. В силу указанной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны уполномочить специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью и обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), а также заблаговременную публикацию такой информации.
Предусмотренное законом требование об информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков обеспечивает реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также направлено на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка для размещения объектов аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Указанное требование закона было соблюдено путем публикации в газете "Вечерняя Уфа" от 12.04.2014 N 70 информации о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145 в аренду для целей не связанных со строительством (л.д. 87-88).
В нарушение предусмотренного пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределения бремени доказывания, Администрацией не представлено сведений о наличии лиц, заинтересованных в предоставлении того же земельного участка либо возражений относительно заявленного использования земельного участка.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку, являясь органом местного самоуправления, Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2015 по делу N А07-1296/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
М.И.КАРПАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2015 N 18АП-5429/2015 ПО ДЕЛУ N А07-1296/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N 18АП-5429/2015
Дело N А07-1296/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2015 по делу N А07-1296/2015 (судья Архиереев Н.В.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" - Изикаева Земфира Геязовна (доверенность от 01.01.2015 N 07-02).
Открытое акционерное общество "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" (далее - заявитель, общество, ОАО "АК ВНЗМ") обратилось в арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Администрация) и Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление по земельным ресурсам) с заявлением о признании недействительным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145, по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, западнее здания N 11 по улице Соединительное шоссе, выраженного в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх. N 24082 от 09.09.2014. Заявитель просил обязать Администрацию принять решение о предоставлении в аренду ОАО "АК ВНЗМ" указанного земельного участка и направить в адрес ОАО "АК ВНЗМ" проект договора аренды данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2015 (резолютивная часть оглашена 19.03.2015) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, ввиду несоответствия статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в аренду ОАО "АК ВНЗМ" земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145, выраженный в письме Управления по земельным ресурсам исх. N 24082 от 09.09.2014. Обязал Администрацию в пятнадцатидневный срок со дня принятия настоящего решения принять решение о предоставлении в аренду ОАО "АК ВНЗМ" земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145, и в месячный срок со дня принятия названного решения направить в адрес ОАО "АК ВНЗМ" проект договора аренды данного земельного участка.
С вынесенным решением не согласилась Администрация, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей информирование о предстоящем предоставлении земельных участков в целях соблюдения открытости и прозрачного процедуры их предоставления, учета мнения лиц, чьи права могут быть затронуты предоставлением земельного участка и возможных правообладателей данного участка. Считает решение, которым на Администрацию возложена обязанность по предоставлению земельного участка ОАО "АК ВНЗМ" при отсутствии соответствующей публикации, нарушающим принцип публичности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание, за исключением представителя заявителя, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
В судебном заседании открытым акционерным обществом "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" представлены письменные пояснения с возражениями на апелляционную жалобу, приобщенные к материалам дела в соответствии со статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявителем выражено несогласие с приведенными в ней доводами, представлены сведения о публикации информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145 в аренду для целей не связанных со строительством в газете "Вечерняя Уфа" от 12.04.2014 N 70. Указанное дополнительное доказательство, представленное в обоснование возражений на апелляционную жалобу, приобщено к материалам дела в соответствии с абз. 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения общества "Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж" Главным управлением архитектуры и градостроительства городского округа город Уфа Республики Башкортостан было подготовлено и выдано градостроительное заключение 15.11.2013 N ГЗ-3364/С по условиям предоставления земельного участка площадью 1262,42 кв. м, расположенного в границах кадастрового квартала 02:55:030301 по адресному ориентиру: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, западнее здания N 11 по улице Соединительное шоссе, для целей, не связанных со строительством, под временную площадку для установки передвижных вагончиков, металлического склада.
Пункт 3 указанного градостроительного заключения содержит указание о расположении земельного участка в границах красных линий улицы Соединительное шоссе (л.д. 18-19).
23.09.2013 общество обратилось в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением N 02-6605 о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного в границах кадастрового квартала 02:55:030301 по адресному ориентиру: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский район, западнее здания N 11 по улице Соединительное шоссе, для целей, не связанных со строительством, под временную площадку для установки передвижных вагончиков, металлического склада (л.д. 47).
Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом N 24082 от 06.11.2013 (л.д. 15) сообщило заявителю, что в Главное Управление архитектуры и градостроительства городского округа город Уфа Республики Башкортостан направлен запрос о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
На основании утвержденной 31.01.2014 Управлением по земельным ресурсам схемы расположения земельного участка на плане территории (л.д. 23) и проведенных работ по оформлению межевого плана (л.д. 25-29), 10.02.2014 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:030301:145 площадью 1262 кв. м (л.д. 30).
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 09.09.2014 N 24082 ОАО "АК ВНЗМ" было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145 по основаниям расположения участка в границах красных линий улицы Соединительное шоссе (л.д. 17).
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует закону ОАО "АК ВНЗМ" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции не установил доказательств резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд и отнесения его к земельным участкам, изъятым из оборота. Установление красных линий градостроительным заключением Главного Управления архитектуры и градостроительства городского округа город Уфа Республики Башкортостан признано обстоятельством, которое не исключает возможность предоставления земельного участка в аренду. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении испрашиваемого обществом земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Действующим в период спорных отношений пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со статьей 25.3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (в редакции Закона Республики Башкортостан от 29.04.2014 года N 90-з, вступившего в силу 10.05.2014) органы местного самоуправления городского округа город Уфа, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфа.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме, в редакции, действующей до 01.03.2015, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пунктов 3, 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 названного кодекса заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из материалов дела усматривается, что ОАО "АК ВНЗМ" соблюдены требования статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При обращении в орган местного самоуправления заявителем указаны испрашиваемое право (аренда) и цель использования земельного участка (для временного размещения передвижных вагончиков, металлического склада), что следует из заявления от 23.09.2013 (л.д. 47). На основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в отношении земельного участка выполнены кадастровые работы.
Указание на расположение земельного участка в границах красных линий в градостроительном заключении Главного Управления архитектуры и градостроительства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, не является свидетельством отнесения спорного земельного участка к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доказательств отнесения красных линий улицы Соединительное шоссе к элементам проекта планировки территории города, согласования проекта красных линий в установленном порядке материалы дела не содержат (части 4, 5 статьи 23, пункт 1 части 3 статьи 421 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В этой связи, указанное основание, достаточным для целей принятия органом власти решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду признано быть не может, о чем судом первой инстанции сделаны правильные выводы. Возражений в этой части апеллянтом не представлено.
Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении принципа публичности процедуры предоставления земельных участков, мотивированные возложением на Администрацию обязанности по предоставлению земельного участка ОАО "АК ВНЗМ" при отсутствии надлежащего информирования о предстоящем предоставлении земельных участков, подлежат отклонению.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. В силу указанной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны уполномочить специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью и обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), а также заблаговременную публикацию такой информации.
Предусмотренное законом требование об информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков обеспечивает реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также направлено на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка для размещения объектов аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Указанное требование закона было соблюдено путем публикации в газете "Вечерняя Уфа" от 12.04.2014 N 70 информации о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:030301:145 в аренду для целей не связанных со строительством (л.д. 87-88).
В нарушение предусмотренного пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределения бремени доказывания, Администрацией не представлено сведений о наличии лиц, заинтересованных в предоставлении того же земельного участка либо возражений относительно заявленного использования земельного участка.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку, являясь органом местного самоуправления, Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2015 по делу N А07-1296/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
М.И.КАРПАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)