Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 декабря 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.09.2013, принятое по делу N А72-10796/2012 (судья Абрашин С.А.)
по иску закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" (ОГРН 1027301570636, ИНН 7328032711), г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ОГРН 1107325002509), г. Ульяновск,
третьи лица: Правительство Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Никитина Елена Владимировна, Михайлов Виктора Николаевич, общество с ограниченной ответственностью "АКОС-73", общество с ограниченной ответственностью "Завод Сигнал", общество с ограниченной ответственностью "Промышленная экспертиза", Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство Заволжья",
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Тараканова Н.В. по доверенности от 14.08.2013,
установил:
закрытое акционерное общество "Авиастар-СП" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, площадью 2 902 425 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, проспект Антонова, 1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 г. отчетом ЗАО Консалтинговая группа "Бизнес-КРУГ" N 127/12 от 30.05.2012 г. в размере 1 581 705 528 рублей.
Определением от 26.11.2012 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Определением от 20.12.2012 г. суд удовлетворил ходатайство сторон об утверждении мирового соглашения, производство по делу прекратил.
Постановлением от 11.04.2013 г. Федерального арбитражного суда Поволжского округа определение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2012 г. по настоящему делу отменено, дело направлено для рассмотрения заявленных требований по существу.
Определением от 25.04.2013 г. судьей Абрашиным С.А. дело принято для рассмотрения заявленных требований по существу.
Определением от 01.07.2013 г. суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве соответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Определением от 01.07.2013 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Никитину Елену Владимировну, Михайлова Виктора Николаевича, ООО "АКОС-73", ООО "Завод Сигнал", ООО "Промышленная экспертиза", Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство Заволжья".
До принятия судебного акта истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ заявил об уточнении исковых требований и просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, площадью 2 902 425 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, проспект Антонова, 1, равной его рыночной стоимости в размере 2 078 368 498 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.09.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению ТУ Росимущества отчет об оценке не соответствует требованиям действующего законодательства, следовательно, можно сделать вывод об отсутствии правовых оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, заявитель жалобы считает, что суд применил закон, не подлежащий применению.
Представитель истца в судебном заседании 17.12.2013 с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, закрытому акционерному обществу "Авиастар-СП" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производством, с кадастровым номером 73:24: 000000:221, площадью 2902425 кв. м, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, проспект Антонова, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АТ N 175754 от 06.04.2011 г. (т. 1, л.д. 27).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 в размере 4148713741 руб. 08 коп.
ЗАО "Авиастар-СП" обратилось в ЗАО Консалтинговая группа "Бизнес-КРУГ", которое произвело оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, по результатам которой был подготовлен отчет об оценке N 127/12 от 30.05.2012 г. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 1 581 705 528 руб. Кроме этого произведена экспертиза данного отчета об оценке и дано положительное экспертное заключение НП "Саморегулируемая организация Ассоциация Российских магистров оценки" N 142-НП/12 от 01.08.2012 г.
Истец считает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 4148713741 руб. 08 коп. является недостоверной и нарушает права и законные интересы истца, в том числе в сфере налогообложения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением. В ходе судебного разбирательства, истец, в связи получением экспертного заключения ЗАО "МДЦ", уточнил размер рыночной стоимости земельного участка.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка является завышенной, реализуя свое право, установленное статьей 66 Земельного Кодекса РФ, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как следует из материалов дела, истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:221, площадью 2902425 кв. м, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, проспект Антонова, 1.
При этом из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:221, общей площадью 2 902 425 кв. м был образован следующим образом.
В 2002 г. ЗАО "Авиастар-СП" зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 73:24:021103:0005, площадью 3 180 492 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.03.2002 г.
В связи с неизвестностью на момент государственной регистрации права точных границ земельного участка ЗАО "Авиастар-СП" провело уточнение границ, в результате 31.05.2010 г. истцу выдан кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 73:24:0:202, площадью 3 181 224 кв. м.
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 73:24:0:202 зарегистрировано 05.07.2010 г., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 73-АА 034102.
В последующем истец продал ЗАО "АэроКомпозит-Ульяновск" объект недвижимости (здание корпуса N 1В 2 очередь), в связи с этим земельный участок с кадастровым номером 73:24:0:202 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:021103:17 (земельный участок, на котором расположен объект недвижимости ЗАО "АэроКомпозит-Ульяновск") и 73:24:000000:221.
26.08.2010 г. на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:221, общей площадью 2 902 425 кв. м (т. 1, л.д. 28).
06.04.2011 г. ЗАО "Авиастар-СП" зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:221, общей площадью 2 902 425 кв. м, что подтверждается свидетельством 73-АА 175754.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, площадью 2902425 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пр.Антонова, 1, установлена на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" по состоянию на 01.01.2011 года в размере 4148713741 руб. 08 коп. (т. 1, л.д. 28-29).
Определением суда от 25.07.2013 г. по ходатайству истца назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ЗАО "Многопрофильный деловой центр".
В соответствии с заключением судебной экспертизы Отчет об оценке N 127/12 от 30.05.2012 г. об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, общей площадью 2 902 425 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, проспект Антонова, 1, составленный ЗАО Консалтинговая группа "Бизнес-КРУГ" не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно заключению эксперта рыночная стоимость земельного участка площадью 2902425 кв. м с кадастровым номером 73:24:000000:221, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пр. Антонова, 1, по состоянию на 01.01.2011 года составляет 2 078 368 494 руб. 00 коп.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, площадью 2 902 425 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, проспект Антонова, 1, равной его рыночной стоимости, в размере 2 078 368 494 руб.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Ульяновской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, с 01.07.2010 были переданы Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области, являющемуся правопредшественником Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Согласно Положению о филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области Филиал осуществляет в том числе, следующие виды деятельности: ведение государственного кадастра недвижимости; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, поскольку органом кадастрового учета является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, то данное следует считать надлежащим ответчиком по настоящему делу. В связи с этим, в отношении ТУФАУГИ в Ульяновской области в иске отказано. В этой части решение не оспаривается.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что поскольку истец не является собственником спорного земельного участка, то он не обладает правом на обращение в экспертную организацию за установлением рыночной стоимости земельного участка, а, соответственно, не имеет право на подачу рассматриваемого иска, апелляционным судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно ст. 6 Закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Суд считает, что ответчиками не учтено то, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 при доказывании действительной рыночной стоимости земельного участка, для ее определения в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 82 АПК РФ для разъяснения, возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
На основании ходатайства истца, судом первой инстанции в соответствии со ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ЗАО "МДЦ" Шабалиной С.А., которая подготовила экспертное заключение N э3000/13. В данном заключении эксперт определил и размер рыночной стоимости земельного участка.
Более того наличие у общества права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, земельный налог с которого определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
Соответственно, общество как землепользователь спорного земельного участка и плательщик земельного налога имеет право на предъявление требований об определении кадастровой стоимости данного земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы, который освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.09.2013 по делу N А72-10796/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2013 ПО ДЕЛУ N А72-10796/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. по делу N А72-10796/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 декабря 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.09.2013, принятое по делу N А72-10796/2012 (судья Абрашин С.А.)
по иску закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" (ОГРН 1027301570636, ИНН 7328032711), г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757), г. Москва, в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ОГРН 1107325002509), г. Ульяновск,
третьи лица: Правительство Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Никитина Елена Владимировна, Михайлов Виктора Николаевич, общество с ограниченной ответственностью "АКОС-73", общество с ограниченной ответственностью "Завод Сигнал", общество с ограниченной ответственностью "Промышленная экспертиза", Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство Заволжья",
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Тараканова Н.В. по доверенности от 14.08.2013,
установил:
закрытое акционерное общество "Авиастар-СП" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, площадью 2 902 425 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, проспект Антонова, 1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011 г. отчетом ЗАО Консалтинговая группа "Бизнес-КРУГ" N 127/12 от 30.05.2012 г. в размере 1 581 705 528 рублей.
Определением от 26.11.2012 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Определением от 20.12.2012 г. суд удовлетворил ходатайство сторон об утверждении мирового соглашения, производство по делу прекратил.
Постановлением от 11.04.2013 г. Федерального арбитражного суда Поволжского округа определение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.12.2012 г. по настоящему делу отменено, дело направлено для рассмотрения заявленных требований по существу.
Определением от 25.04.2013 г. судьей Абрашиным С.А. дело принято для рассмотрения заявленных требований по существу.
Определением от 01.07.2013 г. суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве соответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Определением от 01.07.2013 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Никитину Елену Владимировну, Михайлова Виктора Николаевича, ООО "АКОС-73", ООО "Завод Сигнал", ООО "Промышленная экспертиза", Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство Заволжья".
До принятия судебного акта истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ заявил об уточнении исковых требований и просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, площадью 2 902 425 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, проспект Антонова, 1, равной его рыночной стоимости в размере 2 078 368 498 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.09.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению ТУ Росимущества отчет об оценке не соответствует требованиям действующего законодательства, следовательно, можно сделать вывод об отсутствии правовых оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, заявитель жалобы считает, что суд применил закон, не подлежащий применению.
Представитель истца в судебном заседании 17.12.2013 с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, закрытому акционерному обществу "Авиастар-СП" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производством, с кадастровым номером 73:24: 000000:221, площадью 2902425 кв. м, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, проспект Антонова, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АТ N 175754 от 06.04.2011 г. (т. 1, л.д. 27).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221 в размере 4148713741 руб. 08 коп.
ЗАО "Авиастар-СП" обратилось в ЗАО Консалтинговая группа "Бизнес-КРУГ", которое произвело оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, по результатам которой был подготовлен отчет об оценке N 127/12 от 30.05.2012 г. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 1 581 705 528 руб. Кроме этого произведена экспертиза данного отчета об оценке и дано положительное экспертное заключение НП "Саморегулируемая организация Ассоциация Российских магистров оценки" N 142-НП/12 от 01.08.2012 г.
Истец считает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 4148713741 руб. 08 коп. является недостоверной и нарушает права и законные интересы истца, в том числе в сфере налогообложения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением. В ходе судебного разбирательства, истец, в связи получением экспертного заключения ЗАО "МДЦ", уточнил размер рыночной стоимости земельного участка.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка является завышенной, реализуя свое право, установленное статьей 66 Земельного Кодекса РФ, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как следует из материалов дела, истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:221, площадью 2902425 кв. м, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, проспект Антонова, 1.
При этом из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:221, общей площадью 2 902 425 кв. м был образован следующим образом.
В 2002 г. ЗАО "Авиастар-СП" зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 73:24:021103:0005, площадью 3 180 492 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.03.2002 г.
В связи с неизвестностью на момент государственной регистрации права точных границ земельного участка ЗАО "Авиастар-СП" провело уточнение границ, в результате 31.05.2010 г. истцу выдан кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 73:24:0:202, площадью 3 181 224 кв. м.
Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 73:24:0:202 зарегистрировано 05.07.2010 г., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 73-АА 034102.
В последующем истец продал ЗАО "АэроКомпозит-Ульяновск" объект недвижимости (здание корпуса N 1В 2 очередь), в связи с этим земельный участок с кадастровым номером 73:24:0:202 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:021103:17 (земельный участок, на котором расположен объект недвижимости ЗАО "АэроКомпозит-Ульяновск") и 73:24:000000:221.
26.08.2010 г. на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:221, общей площадью 2 902 425 кв. м (т. 1, л.д. 28).
06.04.2011 г. ЗАО "Авиастар-СП" зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:221, общей площадью 2 902 425 кв. м, что подтверждается свидетельством 73-АА 175754.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, площадью 2902425 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пр.Антонова, 1, установлена на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" по состоянию на 01.01.2011 года в размере 4148713741 руб. 08 коп. (т. 1, л.д. 28-29).
Определением суда от 25.07.2013 г. по ходатайству истца назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам ЗАО "Многопрофильный деловой центр".
В соответствии с заключением судебной экспертизы Отчет об оценке N 127/12 от 30.05.2012 г. об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, общей площадью 2 902 425 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, проспект Антонова, 1, составленный ЗАО Консалтинговая группа "Бизнес-КРУГ" не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно заключению эксперта рыночная стоимость земельного участка площадью 2902425 кв. м с кадастровым номером 73:24:000000:221, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, пр. Антонова, 1, по состоянию на 01.01.2011 года составляет 2 078 368 494 руб. 00 коп.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:000000:221, площадью 2 902 425 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, проспект Антонова, 1, равной его рыночной стоимости, в размере 2 078 368 494 руб.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Пунктом 5.1.3 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Ульяновской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, с 01.07.2010 были переданы Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Ульяновской области, являющемуся правопредшественником Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе, внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
Согласно Положению о филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области Филиал осуществляет в том числе, следующие виды деятельности: ведение государственного кадастра недвижимости; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, поскольку органом кадастрового учета является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, то данное следует считать надлежащим ответчиком по настоящему делу. В связи с этим, в отношении ТУФАУГИ в Ульяновской области в иске отказано. В этой части решение не оспаривается.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что поскольку истец не является собственником спорного земельного участка, то он не обладает правом на обращение в экспертную организацию за установлением рыночной стоимости земельного участка, а, соответственно, не имеет право на подачу рассматриваемого иска, апелляционным судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно ст. 6 Закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Суд считает, что ответчиками не учтено то, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 при доказывании действительной рыночной стоимости земельного участка, для ее определения в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 82 АПК РФ для разъяснения, возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
На основании ходатайства истца, судом первой инстанции в соответствии со ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ЗАО "МДЦ" Шабалиной С.А., которая подготовила экспертное заключение N э3000/13. В данном заключении эксперт определил и размер рыночной стоимости земельного участка.
Более того наличие у общества права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, земельный налог с которого определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
Соответственно, общество как землепользователь спорного земельного участка и плательщик земельного налога имеет право на предъявление требований об определении кадастровой стоимости данного земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы, который освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.09.2013 по делу N А72-10796/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)