Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1364

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2014 г. по делу N 33-1364


Судья: Головина Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Гороховик А.С.,
судей - Евдокименко А.А. и Емелина А.В.,
при секретаре - П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению - Прокурора города Самары на решение Кировского районного суда города Самары от 11 декабря 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных исковых требований Прокурора города Самары в интересах субъекта Российской Федерации - Самарской области и неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании не возникшим (отсутствующим) право муниципальной собственности городского округа Самара на земельные участки, обязании погасить (аннулировать) запись регистрации о праве муниципальной собственности городского округа Самара и права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, признании недействительными свидетельства о регистрации права муниципальной собственности отказать.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционного представления заместителя прокурора города Самары - Смирновой М.Ю. и возражения на жалобу представителя ответчика - Администрации г.о. Самара - Б., представителя ответчика - Департамента управления имуществом г.о. Самара - Ш., представителя ответчика - Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - В.Е., представителя третьего лица - муниципального предприятия г.о. Самара "Спецкомбинат ритуальных услуг" - В.Н., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Самары обратился в суд, в защиту интересов неопределенного круга лиц и в интересах субъекта РФ - Самарской области, с иском о признании не возникшим права муниципальной собственности, погашении записей о регистрации права муниципальной собственности и признании недействительным свидетельства о регистрации права муниципальной собственности к ответчикам - Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара и Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара в обоснование своих требований указав, что спорные земельные участки заняты городским лесом, в связи с чем в силу требований ст. ст. 11, 12, 104 Лесного кодекса РФ создание и эксплуатация мест погребения, а также осуществление строительства на участках городских лесов не допускается. Указанные обстоятельства подтверждаются как самим планом границ земельного участка, утвержденного постановлением Главы города Самары N 2889 от ДД.ММ.ГГГГ года, а также они установлены вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Самары от 1 июня 2009 года по делу по иску прокурора города Самары к Администрации городского округа Самара о прекращении деятельности общественного муниципального кладбища "Сорокины хутора". В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Вышеуказанными нормами законов закреплены права и свободы неопределенного круга лиц - граждан, в интересах которых прокурор обращается в суд. Вышеуказанные права неопределенного круга лиц - жителей города Самары были нарушены регистрацией права муниципальной собственности на земельный участок, занимаемый кладбищем "Сорокины хутора" - в площадь земельного участка незаконно и необоснованно включен земельный участок площадью 45 901 кв. м, являющийся участком городского леса, не подлежащим хозяйственному освоению. Однако на него зарегистрировано право собственности как на участок, занятый кладбищем и предназначенный для строительства (реконструкции), то есть расширения кладбища. На основании изложенного истец просил суд: 1) признать не возникшим (отсутствующим) право муниципальной собственности городского округа Самара на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>": с кадастровым номером N, площадью 104 669,64 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - занимаемый кладбищем "Сорокины хутора"; с кадастровым номером N площадью 58 769 кв. м с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - занимаемый кладбищем "Сорокины хутора"; с кадастровым номером N площадью 45 901 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - занимаемый кладбищем "Сорокины хутора"; 2) возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области обязанность погасить (аннулировать) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации NN от ДД.ММ.ГГГГ года, N и N от ДД.ММ.ГГГГ года о праве муниципальной собственности городского округа Самара и права постоянного (бессрочного) пользования Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на земельные участки: с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> площадью 58 769 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - занимаемый кладбищем "Сорокины хутора"; с кадастровым номером N расположенный по адресу: <адрес>", площадью 45 901 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - занимаемый кладбищем "Сорокины хутора"; 3) признать недействительными свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности, выданные ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по самарской области N и N на земельные участки общей площадью 45 901 кв. м, с кадастровым номером N и общей площадью 58 769 кв. м, N расположенные по адресу: <адрес>
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое процессуальный истец - прокурор города Самары считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления прокурора судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, при этом вещные права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; из акта государственного органа или местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, а также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом (ст. 12 ГК РФ).
В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ городские леса относятся к категории защитных лесов.
Согласно ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В силу требований ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
В соответствии с п. п. 1, 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности городских округов может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В силу п. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Пунктом 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
По смыслу закона - ст. 18 и п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" земли общественных кладбищ могут быть только муниципальными, а сами кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, и право собственности на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.
Из материалов дела видно, что постановлением Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ года N 2889 утверждены проекты границ земельных участок, относящихся к категории земли поселений, расположенных в городе Самаре, в том числе земельного участка площадью 104 669,84 кв. м, занимаемого кладбищем "Сорокины хутора", расположенного в Кировском районе (том N 1, л.д. 14). Указанный земельный участок, площадью 104669,84 кв. м расположенный по адресу: <адрес>", был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N (том N 1, л.д. 184). Решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 104669,84 кв. м, расположенного по указанному адресу, при этом на ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителей путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном земельном участке (том N 1, л.д. 84-92). На указанный спорный земельный участок на основании п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановления Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ N 2889 зарегистрировано право собственности Муниципального образования городской округ Самара, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ года сделана запись регистрации N (том N 1, л.д. 25). Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ года N 1274 спорный земельный участок с кадастровым номером N в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, занимаемый кладбищем "Сорокины хутора", являющийся муниципальной собственностью городского округа Самара, представлен Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара в постоянное (бессрочное) пользование для проектирования и реконструкции кладбища (том N 1, л.д. 72). 3 декабря 2012 года Департаментом управления имуществом городского округа Самара издано Распоряжение N 1256 об образовании земельных участков площадью 45901,34 кв. м и 58768,50 кв. м путем раздела вышеуказанного земельного участка площадью 104669,84 кв. м с кадастровым номером N, занимаемого кладбищем "Сорокины хутора", утверждены схемы расположения земельных участков, образованных путем раздела земельного участка площадью 104669,84 кв. м, с кадастровым номером N, на кадастровом плане (кадастровой карте) на территории кадастрового квартала N: площадью 45901,34 кв. м, занимаемого кладбищем "Сорокины хутора", относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>"; площадью 58768,50 кв. м, занимаемого кладбищем "Сорокины хутора", относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>" (том N 1, л.д. 32-33).
Судом первой инстанции также установлено, что согласно предоставленных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области на запрос суда документам, находящимся в кадастровом деле N, N, произведено межевание земельного участка площадью 104669,84 кв. м расположенного по адресу: <адрес> на два земельных участка площадью 45901,34 кв. м и 58768,50 кв. м и принято решение от ДД.ММ.ГГГГ года за N о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости (том N 1, л.д. 190-232). Согласно свидетельству о государственной регистрации права 63-АК N 005756, выданному ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировано право собственности Муниципального образования городского округа Самара на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый кладбищем "Сорокины хутора", общей площадью 45901 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>", кадастровый номер N, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 января 2013 года сделана запись регистрации N (том N 1, л.д. 26, 156). Согласно свидетельству о государственной регистрации права 63-АК N 005757, выданному 14 января 2013 года зарегистрировано право собственности Муниципального образования городского округа Самара на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый кладбищем "Сорокины хутора", общей площадью 58769 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер N, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 января 2013 года сделана запись регистрации N (том N 1, л.д. 27, 157). Таким образом, исходный земельный участок площадью 104669,84 кв. м прекратил свое существование, вместо него были образованы два новых земельных участка. Для их образования проводилось межевание, земельные участки были поставлены на кадастровый учет, выдавались кадастровые паспорта, разрешенное использование образованных земельных участок не изменялось. Раздел земельного участка окончательно был оформлен в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Также из материалов дела видно, что согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с картой правового зонирования привал застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, часть спорного земельного участка площадью 104669,84 кв. м находится в зоне предприятий и складов У-1У классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) (ПК-1) и зоне природных ландшафтов (Р-3), а другая часть спорного участка расположена в красных линиях улицы Демократической и является территорией общего пользования (том N 1, л.д. 59-60). Постановлением одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращены разделы в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открытые на лесные участки, в частности на расположенные по адресу: <адрес> (площадью 809,00 га), куда также входит спорный земельный участок, на котором расположено кладбище "Сорокины хутора" (т. 1 л.д. 93-104).
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что вопрос о законности размещения кладбища на спорном земельном участке был разрешен Ленинским районным судом города Самары и соответствующие обстоятельства установлены решением указанного суда от ДД.ММ.ГГГГ года (том N 1, л.д. 105-112). Решением Ленинского районного суда города Самары от ДД.ММ.ГГГГ года на Администрацию городского округа Самара возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу издать нормативный акт о прекращении захоронений на кладбище "Сорокины хутора", за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (том N 1, л.д. 45-55). Главой городского округа Самара издано Постановление N 1040 от ДД.ММ.ГГГГ года "О прекращении деятельности общественного муниципального кладбища городского округа Самара "Сорокины хутора". Кроме того, заключению экспертной комиссии, утвержденное приказом Управления Роснедвижимости по Самарской области от 1 марта 2010 года N 18 уже также являлось предметом судебного разбирательства и ему дана правовая оценка во вступившем в законную силу судебном акте. Кроме того, решением Ленинского районного суда города Самары от ДД.ММ.ГГГГ года Прокурору города Самары было отказано в удовлетворении заявления поданного в интересах ФИО1,2 и неопределенного круга лиц об оспаривании Постановления Главы города Самары N 2889 от ДД.ММ.ГГГГ года "Об утверждении проектов границ земельных участок, расположенных в Красноглинском, Железнодорожном и Кировском районах" в части утверждения проекта границ земельного участка площадью 104669,84 кв. м, занимаемого кладбищем "Сорокины хутора", расположенного в Кировском районе города Самары, указанное решение вступило в законную силу.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, что прокурором не доказан ни факт заявленных им нарушений прав неопределенного круга лица, ни факт нарушения прав субъекта РФ - Самарской области, доводы прокурора об отсутствии права муниципальной собственности на спорные земельные участки основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства и опровергаются рядом вступивших в законную силу судебных постановлений, которые имеют преюдициальное значение при разрешении настоящего гражданского дела. Вместе с тем, судебная коллегия находит, что прокурор избрал ненадлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц, поскольку если даже допустить наличие угрозы создания нарушений прав неопределенного круга лиц заявленных прокурором, устранение угрозы таких нарушений путем прекращения права собственности явно несоразмерно последствиям таких нарушений. Кроме того, судебная коллегия находит, что фактически настоящий иск заявлен в целях преодоления ранее состоявшихся судебных постановлений, предметом которых являлись те же обстоятельства, которые заявлены в обоснование рассматриваемого иска, поэтому по существу предъявление настоящего иска является злоупотреблением правом, а указанное обстоятельство является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении рассматриваемого иска.
Не может судебная коллегия признать убедительными доводы апелляционного представления, поскольку все они по существу сводятся к доводам иска и основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства, вместе с тем, всем им судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Кировского районного суда города Самары от 11 декабря 2013 года - оставить без изменения, а апелляционное представление - Прокурора города Самары - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)