Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2015 ПО ДЕЛУ N А38-3788/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2015 г. по делу N А38-3788/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Бухтояровой Л.В., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.02.2015 по делу N А38-3788/2014, принятое судьей Лежниным В.В.,
по иску муниципального образования городской округ "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытое акционерное общество "Тандер",
о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка,
Путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Марий Эл в заседании приняли участие представители истца - Фурсикова Л.В. по доверенности сроком действия по 01.02.2016; третьего лица - Антонова И.М. по доверенности от 26.12.2014 N 2-4/647 сроком действия один год.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

муниципальное образование городской округ "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл (далее - ФГУП "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ответчик) о внесении в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703003:86, местоположение: примерно в 6 м по направлению на северо-восток от ориентира: строение, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Героев Сталинградской битвы, д. 39, площадью 2025 кв. м в размере рыночной стоимости 8 600 000 руб. в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что кадастровая оценка спорного земельного участка проведена Правительством Республики Марий Эл в 2003 году, что не соответствует правилам статьи 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ о необходимости проведения такой оценки не реже одного раза в пять лет. Поэтому кадастровая оценка является недействительной, недостоверной и не может быть применена.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", третье лицо).
Решением от 18.02.2015 Арбитражный суд Республики Марий Эл оставил исковые требования без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу решением, Комитет обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя жалобы оснований для отказа в иске у суда первой инстанции не имелось. В обоснование своих доводов заявитель указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Положения части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают условий о дате, на которую должна определяться рыночная стоимость земельного участка.
Заявитель обратил внимание суда, что решением об отказе во внесении сведений в кадастр в размере рыночной стоимости, мотивированное необходимостью определения рыночной стоимости по состоянию на 07.04.2008, нарушены права и законные интересы муниципального образования "Город Йошкар-Ола" как получателя земельного налога, арендных платежей, выкупной стоимости земельных участков, лишает права на получение неналоговых и налоговых доходов от использования земельного участка в экономически обоснованном размере.
Более того, заявитель жалобы полагает, что последней датой определения кадастровой стоимости является 2012 год, а не 2008 год.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица в судебном заседании и отзыве указал на законность принятого решения, несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.04.2008 на основании заявления Комитета и описания земельного участка на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 2025 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: примерно в 6 м по направлению на северо-восток от ориентира: строение, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Героев Сталинградской битвы, д. 39. Участку присвоен кадастровый номер 12:05:0703003:86. По данным кадастрового паспорта и акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 03.04.2008 кадастровая стоимость земельного участка равна 2 655 321 руб. 75 коп., удельный показатель кадастровой стоимости равен - 1311 руб. 27 коп. за метр квадратный.
При этом государственная собственность на земельный участок не разграничена. Право собственности на него не зарегистрировано. Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований, в которых такие участки расположены. В рассматриваемом споре таким органом местного самоуправления в силу предоставленных ему пунктом 2.3.4 положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением XIII сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 20.04.2006 N 243-IV, является Комитет.
Выполняя функции по распоряжению земельным участком, муниципалитет на основании договора аренды от 22.05.2008 N 3909/2008н предоставил спорный земельный участок в аренду ООО "Прайм".
Впоследствии арендатор передал права и обязанности арендатора по указанному договору аренды ЗАО "Тандер" на основании договора от 18.12.2009. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Позже 28.02.2014 по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор обратился с заявлением о приватизации земельного участка, однако получил решение об отказе в его приватизации, которое оспаривается им в Арбитражном суде Республики Марий Эл в рамках дела N А38-3200/2014.
Кадастровая стоимость земельных участков на территории Республики Марий Эл определяется на основании постановления Правительства РМЭ от 14.01.2003 N 6, которым утверждены материалы государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл и переданы на ответственное хранение в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Республике Марий Эл.
Впоследствии Правительством РМЭ принято постановление от 06.12.2008 N 329 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Марий Эл по состоянию на 01.01.2007: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл согласно приложению N 1; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Марий Эл согласно приложению N 2; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Республики Марий Эл согласно приложению N 3.
Пунктом 2 указанного постановления признано утратившим силу постановление Правительства РМЭ от 14.01.2003 N 6 "Об утверждении материалов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл". Пунктом 3 постановления предусмотрено, что оно вступает в силу с 01.01.2010. Однако постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18.11.2009 N 246 внесены изменения в пункт 3 постановления Правительства РМЭ от 06.12.2008 N 329, в соответствии с которыми указанное постановление вступает в силу со дня принятия решения Правительства РМЭ о применении результатов государственной кадастровой оценки, указанных в пункте 1 постановления.
На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 24.17 Федерального закона N 135-ФЗ, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" Правительством РМЭ принято постановление от 20.06.2013 N 199 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл", в силу пункта 1 которого утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл по состоянию на 01.01.2012: кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл согласно приложению N 1; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов Республики Марий Эл согласно приложению N 2; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) в Республике Марий Эл согласно приложению N 3.
Вместе с тем пунктом 2 постановления признаны утратившими силу: постановление Правительства РМЭ от 14.01.2003 N 6 "Об утверждении материалов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл"; постановление Правительства РМЭ от 06.12.2008 N 329 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов"; пункт 2 постановления Правительства РМЭ от 18.11.2009 N 246 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл". При этом пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что оно вступает в силу со дня принятия Правительством РМЭ решения о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
Однако на день судебного заседания такое решение не принято по мотиву целесообразности сохранения действующих результатов кадастровой оценки на период предпринимаемых РФ мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.
При таких обстоятельствах постановление Правительства РМЭ от 06.12.2008 N 329 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" с изменениями и дополнениями от 18.11.2009, а также постановление Правительства РМЭ от 20.06.2013 N 199 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл" не вступили в законную силу ввиду наличия отлагательного условия, которое не наступило.
Тем самым единственным актом, которым утверждены материалы государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл, является постановление Правительства РМЭ от 14.01.2003 N 6.
По результатам исполнения муниципального контракта от 06.05.2014 N 24 исполнителем составлен отчет N 032Н.14 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703003:86, в размере 8 600 000 руб. В отношении указанного отчета составлено экспертное заключение на подтверждение стоимости объекта оценки, в соответствии с которым отчет N 032Н.14 соответствует Федеральному закону N 135-ФЗ, Федеральным стандартам оценки.
Письмом от 02.07.2014 муниципалитет обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка. Однако 14.07.2014 Комитету направлено письмо о необходимости судебного разрешения спора.
Полагая, что результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл являются недействительными, недостоверными и не подлежащими применению, муниципалитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной цены.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Между тем закон не определяет правовых последствий в случае, если уполномоченный на то орган государственной власти не принял решение о государственной кадастровой оценке по истечении пяти лет с даты проведения последней государственной кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах юридические и физические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления должны руководствоваться последними принятыми результатами государственной кадастровой оценки земель. Применительно к спорным правоотношениям последняя государственная кадастровая оценка земель на территории Республики Марий Эл определена постановлением Правительства РМЭ от 14.01.2003 N 6 "Об утверждении материалов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл". Следовательно, вывод муниципалитета о том, что результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл являются недействительными, недостоверными и не подлежащими применению, не основан на нормах права и подлежит отклонению.
Напротив, заинтересованное лицо не лишено права установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации). Федеральным законом N 167-ФЗ от 22.07.2010 внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 указал, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.10.2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703003:86 датой утверждения кадастровой стоимости является 02.04.2008. При этом, как следует из письменного ответа Управления Росреестра по РМЭ, а также ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РМЭ, кадастровая оценка спорного земельного участка рассчитана на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель, определенных в ходе работ по государственной оценке земель поселений Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства РМЭ от 14.01.2003 N 6. Указанные материалы не содержат результатов государственной кадастровой оценки конкретных земельных участков, так как это не было предусмотрено Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337. Удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составил 1311 руб. 27 коп. за квадратный метр его площади.
Нормативные акты, действовавшие на момент образования земельного участка и постановки его на кадастровый учет, не предполагали формирование перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 07.04.2008, то при определении его кадастровой стоимости подлежали применению положения Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222. Поэтому при образовании нового земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости. В данном случае такой датой может быть 07.04.2008. Истцом в качестве документа, определяющего рыночную стоимость спорного земельного участка, представлен отчет N 031Н.14, составленный на иную дату - 28.05.2014 (т. 1, л. д. 20 - 151). Поэтому рыночная стоимость объекта недвижимости и его кадастровая стоимость установлены на разные даты, что исключает возможность удовлетворения иска о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703003:86 в размере его рыночной стоимости.
Доводы заявителя апелляционной жалобы аналогичны правовой позиции истца, избранной в суде первой инстанции, были предметом подробного исследования и получили надлежащую правовую оценку судом.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Применительно к спорным правоотношениям последняя государственная кадастровая оценка земель на территории Республики Марий Эл определена постановлением Правительства РМЭ N 6 от 14.01.2003 "Об утверждении материалов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Республики Марий Эл".
Вопреки утверждениям заявителя апелляционной жалобы, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции верно определил, что в данном случае такой датой в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703003:86 может быть 02.04.2008.
В обоснование иска истец ссылается на отчет N 031Н.14. Вместе с тем он составлен на иную дату - 28.05.2014.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с установлением рыночной стоимости объекта недвижимости и его кадастровой стоимости на разные даты.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.02.2015 по делу N А38-3788/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.А.БОЛЬШАКОВА
Судьи
Л.В.БУХТОЯРОВА
Е.Н.НАУМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)