Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "29" августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" сентября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.
при участии:
- от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Горка"): Ситниковой Е.А., представителя по доверенности от 11.11.2013 (до и после перерыва);
- от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Магнум"): Ситниковой Е.А., представителя по доверенности от 05.12.2013 (до и после перерыва);
- от ответчика (Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва): Ондар О.Б., представителя по доверенности от 19.06.2014 N 17 (до и после перерыва);
- от прокуратуры Красноярского края: Моргуна О.В. - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края по поручению от 11.07.2014 N 8/111-14 (до и после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, прокуратуры Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "15" мая 2014 года по делу N А69-3632/2013, принятое судьей Павловым А.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Горка" (далее - ООО "Горка", ОГРН 1081701000281) и общество с ограниченной ответственностью "Магнум" (далее - ООО "Магнум", ОГРН 1101719000558) обратились в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - министерство, ответчик) о признании недействительным распоряжения от 14.10.2013 N 2727 об отмене распоряжения от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка".
Дело рассмотрено при участии прокуратуры Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 15 мая 2014 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Горка" и общества с ограниченной ответственностью "Магнум" удовлетворено, признано недействительным и отменено распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 14.10.2013 N 2727.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласно, считает, что заявителями избран ненадлежащий способ защиты, поскольку поводом для обращения в суд послужило не нарушение их прав и законных интересов оспариваемым ненормативным актом, а подтверждение судебным актом законности проведенной государственной регистрации права собственности ООО "Горка", в последующем ООО "Магнум" на земельный участок; признание недействительным распоряжения министерства не влечет правовых последствий, связанных с восстановлением права заявителей на получение и подтверждение права собственности на спорный земельный участок.
Министерство указывает на то, что заявителями не представлены доказательства нарушения их прав и законных интересов оспариваемым распоряжением; отмененное распоряжение принято с нарушением статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Прокуратура Республики Тыва обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы прокуратура ссылается на отсутствие предусмотренных законом оснований для изъятия спорного земельного участка; отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителей оспариваемым распоряжением и избрание заявителями ненадлежащего способа защиты прав.
Заявители представили возражения на апелляционную жалобу, в котором просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своей позиции заявители ссылаются на то, что оспариваемое распоряжение не мотивировано; спорный земельный участок, отнесенный к зоне особого и специального назначения в связи с наличием радионавигационного оборудования, изъят в целях обеспечения безопасности полетов, осуществляемых ФГУ "Аэропорт Кызыл".
Заявители указывают на то, что оспариваемое распоряжение нарушает их права и законные интересы, так как спорный земельный участок находится на территории зоны особого и специального назначения, что исключает его коммерческое использование.
Представитель ответчика заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с тем, что по заявлению прокуратуры Республики Тыва о признании недействительным соглашения между ООО "Горка" и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва назначено судебное заседание на 08.09.2014.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с тем, что данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела в текущем судебном заседании.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 29.08.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель заявителей заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: выписки из постановления мэрии города Кызыла N 702 от 26.03.2010 "Об изменении разрешенного использования (назначения) земельных участков по результатам публичных слушаний; выписки из протокола совещания у исполняющего обязанности заместителя мэра города Кызыла по градостроительной и жилищной политике от 13.09.2007.
Протокольным определением от 29.08.2014 суд апелляционной инстанции в соответствии со статьями 262, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленное ходатайство и приобщил указанные документы к материалам дела, как представленные в обоснование доводов, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу Республика Тыва город Кызыл улица Магистральная дом 3/1, топографического плана данного земельного участка.
Протокольным определением от 29.08.2014 суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении ходатайства, поскольку представитель ответчика не обосновал невозможность получения данного доказательства и его представления при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения министерства от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка для государственных нужд" у собственника - общества с ограниченной ответственностью "Горка" изъят земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:0138, общей площадью 118 883 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Магистральная 3\\1.
Взамен изымаемого земельного участка ООО "Горка" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:289, общей площадью 120 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, 268 метра юго-западнее от торгового склада по ул. Интернациональная 117.
Между министерством и ООО "Горка" 19.10.2011 заключено соглашение о предоставлении земельного участка взамен изымаемого. На основании вышеуказанных документов ООО "Горка" произведена государственная регистрация права на земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:289, общей площадью 120 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, 268 метров юго-западнее от торгового склада по ул. Интернациональная 117, о чем 26.10.2011 выдано свидетельство серии 17-АВ N 101217.
ООО "Горка" 09.04.2013 приняло решение о внесении в качестве вклада в имущество ООО "Магнум" земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105061:289, общей площадью 120 000 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, 268 метров юго-западнее от торгового склада по ул. Интернациональная 117. На основании протокола общего собрания учредителей ООО "Магнум" от 09.04.2013 N 3 и акта приема-передачи земельного участка от 09.04.2013 произведена государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:289, общей площадью 120 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, 268 метров юго-западнее от торгового склада по ул. Интернациональная 117 от ООО "Горка" к ООО "Магнум", о чем 26.04.2013 выдано свидетельство от серии 17-АВ N 190181.
Прокуратурой Республики Тыва проведена проверка законности изъятия министерством у ООО "Горка" земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105061:0138, общей площадью 118 883 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва г. Кызыл ул. Магистральная 3\\1, по результатам которой прокуратурой в адрес министерства вынесен протест от 04.10.2013 N 7/13-3613 с требованием отменить распоряжение от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка для государственных нужд" в связи с отсутствием уведомление собственников земельных участков о предстоящем изъятии и отсутствием оснований для изъятия указанного земельного участка.
Распоряжением министерства от 14.10.2013 N 2727 на основании протеста прокурора от 04.10.2013 N 7/13-3613 распоряжение от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка" отменено.
ООО "Горка" и ООО "Магнум", считая распоряжение 14.10.2013 N 2727 об отмене распоряжения от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка" незаконным и нарушающим их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом спора в настоящем деле является распоряжение министерства от 14.10.2013 N 2727 об отмене распоряжения от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка", в соответствии с которым у собственника - общества с ограниченной ответственностью "Горка" изъят для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:0138, общей площадью 118 883 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Магистральная, 3/1 (далее - спорный земельный участок).
Суд апелляционной инстанции полагает, что распоряжения министерства от 14.10.2013 N 2727 и от 19.09.2011 N 1081-р вынесены министерством в пределах предоставленных полномочий на основании следующего.
Пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" постановлением Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591 утверждено Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуре, в соответствии с которым Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).
В соответствии с указанным Положением Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными и республиканскими законами, актами Правительства Республики Тыва, полномочия собственника в отношении имущества Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжается земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, необходимого для осуществления исполнения функций органов государственной власти Республики Тыва в установленной в пункте 1 настоящего Положения сфере деятельности (пункт 7.1); принимает решения по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью Республики Тыва, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности, и земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, в пределах своей компетенции, определенной действующим законодательством (пункт 10); осуществляет в установленном действующим законодательством порядке резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Республики Тыва, в том числе путем выкупа (пункт 16). Министерство с целью реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности имеет право издавать в пределах своей компетенции распоряжения и другие акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом Республики Тыва, земельными участками, относящимися к государственной собственности, и земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена контролировать выполнение указанных актов, а также давать разъяснения по вопросам их применения (пункт 50.2).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 N 165 утвержден Временный порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, состава республиканской земельной комиссии и Положения о ней (действовавший на момент принятия распоряжения от 19.09.2011 N 1081-р, далее - Временный порядок), который направлен на обеспечение распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (пункт 1.1).
Пунктами 1.2, 1.11 Временного порядка предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - земельные участки), осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство). Министерство может принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, в форме распоряжений, в том числе на основании решений республиканской земельной комиссии.
Постановление Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 N 165 утверждено Положение о республиканской земельной комиссии (далее - Комиссия), основной задачей которой является принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (пункт 1.4); утвержден состав комиссии.
Пунктами 2.1 и 2.5 указанного Положения предусмотрено, что в компетенцию Комиссии входит принятие решений о необходимости изъятия земельных участков в соответствии с действующим законодательством; решение Комиссии является основанием для принятия распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В силу изложенных положений нормативных актов министерство вправе выносить распоряжение об изъятии земельного участка для государственных нужд и в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа исполнительной власти должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, орган исполнительной власти субъекта должен доказать, что отмененный им правовой акт принят с нарушением действующего законодательства, поскольку обратное означало бы возможность отмены правового акта по субъективным причинам. Решения об отмене ранее изданных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть отменен только незаконный правовой акт. Следовательно, с учетом статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативного правового акта об отмене другого ненормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации входит вопрос о законности (незаконности) акта, который отменен оспариваемым ненормативным правовым актом.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения министерства от 19.09.2011 N 1081-р (т. 1 л.д. 43) у общества с ограниченной ответственностью "Горка" изъят для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:0138, общей площадью 118 883 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Магистральная, 3/1 (далее - спорный земельный участок); указанному обществу предоставлен взамен земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:289, общей площадью 120 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, 268 метров юго-западнее от торгового склада по ул. Интернациональная, 117. При этом, основания для изъятия спорного земельного участка в распоряжении министерства от 19.09.2011 N 1081-р и в протоколе заседания республиканской земельной комиссии от 19.08.2011 не указаны.
Оспариваемым распоряжением от 14.10.2013 N 2727 (т. 1 л.д. 37) указанное распоряжение министерства от 19.09.2011 N 1081-р об изъятии у общества с ограниченной ответственностью "Горка" спорного земельного участка отменено на основании протеста прокурора Республики Тыва от 04.10.2013 N 7/13-36-13 (т. 1 л.д. 33 - 35).
Довод заявителей о том, что оспариваемое распоряжение не мотивировано, не может быть принят судом апелляционной инстанции в качестве самостоятельного основания для признания незаконным оспариваемого распоряжения. Действительно, сам по себе протест прокурора не может служить основанием для отмены распоряжения министерства. Вместе с тем, в рамках рассмотрения настоящего дела подлежат оценке обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого распоряжения, которые указаны в протесте прокурора Республики Тыва.
Основанием для вынесения прокурором Республики Тыва протеста от 04.10.2013 N 7/13-36-13 послужили выводы о том, что министерство не уведомило общество о возможном выкупе спорного земельного участка для государственных нужд в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации; отсутствовали основания для изъятия спорного земельного участка, предусмотренные статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (пункт 1). Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (пункт 3).
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны и безопасности;
- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса (пункт 3).
Статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса (пункт 1). Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (пункт 2). Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (пункт 3).
В силу изложенных норм права земельный участок может быть изъят для государственных нужд только в исключительных случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, и с соблюдением установленной процедуры, в частности с предварительным уведомлением собственника о предстоящем изъятии земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью "Горка" надлежащим образом в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации уведомлено министерством о предстоящем изъятии спорного земельного участка, что подтверждается уведомлением от 14.09.2010 N ОД-С-2484/1 (т. 1 л.д. 45); уведомлением от 22.08.2011 N ОД-С-2232/1 (т. 1 л.д. 46); уведомлением от 14.10.2011 N 01/189/2011-165 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о государственной регистрации ограничения (обременения) на спорный земельный участок (т. 1 л.д. 47). Следовательно, вывод прокурора об обратном является необоснованным.
Однако суд первой инстанции не оценил второе из указанных в протесте прокурора оснований - отсутствие оснований для изъятия спорного земельного участка, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В распоряжении министерства от 19.09.2011 N 1081-р и в протоколе заседания республиканской земельной комиссии от 19.08.2011 не указаны основания для изъятия спорного земельного участка, предусмотренные вышеизложенными нормами права.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации исключительных случаев для изъятия министерством спорного земельного участка у общества с ограниченной ответственностью "Горка".
Из материалов кадастрового дела на спорный земельный участок (т. 1 л.д. 129 - 135), договора купли продажи от 11.03.2008 N 380-АЗ/КП (т. 2 л.д. 6 - 10) следует, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для нужд транспорта и связи.
В соответствии с письмами Управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла от 03.09.2013 N 182 (т. 1 л.д. 53), от 30.09.2013 N 180 (т. 2 л.д. 61), от 03.10.2013 N 182 (т. 3 л.д. 115) спорный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Кызыл Республики Тыва", утвержденным решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 N 432, расположен в зоне объектов инженерной инфраструктуры (ИТ-5); в соответствии с Генеральным планом города Кызыла от 26.04.2011 N 289 спорный земельный участок находится на территории особого назначения; на данном земельном участке в ближайшее время строительство не предусматривается, так как спорный земельный участок находится в зоне особого и специального назначения.
Вместе с тем, указанные обстоятельства в силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации не являются теми исключительными случаями, в связи с наличием которых допускается изъятие у собственника земельного участка для государственных нужд. Такое изъятие возможно в случае предполагаемого размещения на земельном участке объектов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно письму федерального казенного предприятия "Аэропорт Кызыл" от 25.09.2013 N 21/157 (т. 1 л.д. 52) данное предприятие не обращалось в министерство с заявлением о выделении спорного земельного участка.
В письме территориального управления Росимущества в Республике Тыва от 20.02.2014 N ОЧ-01-230 (т. 3 л.д. 104 - 105) указано, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 17:18:010561:138 отсутствуют объекты недвижимости, закрепленные за Федеральным агентством воздушного транспорта и ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации". Объект ДПРМ-229/ПФР общей площадью 505 кв. м расположен на земельном участке с кадастровым номером 17:18:0105061:0137 общей площадью 3123 кв. м.
Из письма Тувинского центра ОВД филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" от 26.02.2014 (т. 3 л.д. 129) следует, что на земельном участке с кадастровым номером 17:18:0105061:0137 размещены средства аэронавигации и посадки, обеспечивающие привод воздушных судов в район аэродрома, выполнение предпосадочного маневра и дальнейший заход на посадку; указанный земельный участок используется для нужд Тувинского центра ОВД филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" и предоставлен ему в аренду на 49 лет.
Следовательно, на спорном земельном участке, который изъят у общества с ограниченной ответственностью "Горка", отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, необходимые для обеспечения безопасности полетов, осуществляемых ФГУ "Аэропорт Кызыл". На спорном земельном участке не предполагается размещение каких-либо объектов, перечисленных в подпункте 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Тот факт, что на соседнем земельном участке с кадастровым номером 17:18:0105061:0137 общей площадью 3123 кв. м расположено радионавигационное оборудование, не является основанием для изъятия спорного земельного участка с кадастровым номером 17:18:010561:138.
Ссылка общества на то, что земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:138 и земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:137 имеют единые координаты, не может быть принята судом апелляционной инстанции, так как согласно письму Федеральной кадастровой палаты по Республике Тыва от 21.02.2014 N 06-14/634 данное обстоятельство является кадастровой ошибкой (т. 3 л.д. 123 - 124) и не свидетельствует о наличии оснований для изъятия спорного земельного участка. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что указанные земельные участки являются самостоятельными земельными участками, поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров, имеют разную площадь.
Доказательств того, что на спорном земельном участке предполагалось размещение каких-либо объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также доказательств того, что спорный земельный участок после изъятия использовался в целях, предусмотренных в пункте 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет как неподтвержденные соответствующими доказательствами и не основанные на положениях статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации доводы заявителей о том, что спорный земельный участок, отнесенный к зоне особого и специального назначения в связи с наличием радионавигационного оборудования, изъят в целях обеспечения безопасности полетов, осуществляемых ФГУ "Аэропорт Кызыл". Доказательства, на которые ссылаются заявители (т. 1 л.д. 53, т. 2 л.д. 61 - 62, т. 3 л.д. 104 - 105, 116 - 117, 123 - 124, 129, доказательства, представленные в суд апелляционной инстанции и приобщенные судом к материалам дела), не подтверждают наличие исключительных случаев для изъятия спорного земельного участка для государственных нужд, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку законные основания для изъятия у общества с ограниченной ответственностью "Горка" спорного земельного участка отсутствовали, то министерство правомерно отменило распоряжение от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка". Следовательно, оспариваемое распоряжение от 14.10.2013 N 2727 соответствует закону и прав и законных интересов заявителей не нарушает, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Доводы заявителей о том, что оспариваемое распоряжение нарушает их права и законные интересы, так как спорный земельный участок находится на территории зоны особого и специального назначения, что исключает его коммерческое использование, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, так как отмена незаконного изъятия земельного участка у собственника не может нарушать права и законные интересы собственника, заинтересованного в сохранении своей собственности.
Доводы министерства и прокуратуры о том, что заявителями избран ненадлежащий способ защиты, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в силу статей 11 - 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, статей 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, которое считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, принят с нарушением закона и нарушает его права и законные интересы, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействительным. В данном случае заявителями подано заявление об оспаривании распоряжения министерства от 14.10.2013 N 2727, которое подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство и прокурор освобождены от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "15" мая 2014 года по делу N А69-3632/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
О.А.ИВАНЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2014 ПО ДЕЛУ N А69-3632/2013
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу N А69-3632/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "29" августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" сентября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.
при участии:
- от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Горка"): Ситниковой Е.А., представителя по доверенности от 11.11.2013 (до и после перерыва);
- от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Магнум"): Ситниковой Е.А., представителя по доверенности от 05.12.2013 (до и после перерыва);
- от ответчика (Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва): Ондар О.Б., представителя по доверенности от 19.06.2014 N 17 (до и после перерыва);
- от прокуратуры Красноярского края: Моргуна О.В. - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края по поручению от 11.07.2014 N 8/111-14 (до и после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, прокуратуры Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "15" мая 2014 года по делу N А69-3632/2013, принятое судьей Павловым А.Г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Горка" (далее - ООО "Горка", ОГРН 1081701000281) и общество с ограниченной ответственностью "Магнум" (далее - ООО "Магнум", ОГРН 1101719000558) обратились в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - министерство, ответчик) о признании недействительным распоряжения от 14.10.2013 N 2727 об отмене распоряжения от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка".
Дело рассмотрено при участии прокуратуры Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 15 мая 2014 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Горка" и общества с ограниченной ответственностью "Магнум" удовлетворено, признано недействительным и отменено распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 14.10.2013 N 2727.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласно, считает, что заявителями избран ненадлежащий способ защиты, поскольку поводом для обращения в суд послужило не нарушение их прав и законных интересов оспариваемым ненормативным актом, а подтверждение судебным актом законности проведенной государственной регистрации права собственности ООО "Горка", в последующем ООО "Магнум" на земельный участок; признание недействительным распоряжения министерства не влечет правовых последствий, связанных с восстановлением права заявителей на получение и подтверждение права собственности на спорный земельный участок.
Министерство указывает на то, что заявителями не представлены доказательства нарушения их прав и законных интересов оспариваемым распоряжением; отмененное распоряжение принято с нарушением статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Прокуратура Республики Тыва обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы прокуратура ссылается на отсутствие предусмотренных законом оснований для изъятия спорного земельного участка; отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителей оспариваемым распоряжением и избрание заявителями ненадлежащего способа защиты прав.
Заявители представили возражения на апелляционную жалобу, в котором просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своей позиции заявители ссылаются на то, что оспариваемое распоряжение не мотивировано; спорный земельный участок, отнесенный к зоне особого и специального назначения в связи с наличием радионавигационного оборудования, изъят в целях обеспечения безопасности полетов, осуществляемых ФГУ "Аэропорт Кызыл".
Заявители указывают на то, что оспариваемое распоряжение нарушает их права и законные интересы, так как спорный земельный участок находится на территории зоны особого и специального назначения, что исключает его коммерческое использование.
Представитель ответчика заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с тем, что по заявлению прокуратуры Республики Тыва о признании недействительным соглашения между ООО "Горка" и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва назначено судебное заседание на 08.09.2014.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с тем, что данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела в текущем судебном заседании.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 29.08.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель заявителей заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: выписки из постановления мэрии города Кызыла N 702 от 26.03.2010 "Об изменении разрешенного использования (назначения) земельных участков по результатам публичных слушаний; выписки из протокола совещания у исполняющего обязанности заместителя мэра города Кызыла по градостроительной и жилищной политике от 13.09.2007.
Протокольным определением от 29.08.2014 суд апелляционной инстанции в соответствии со статьями 262, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленное ходатайство и приобщил указанные документы к материалам дела, как представленные в обоснование доводов, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела следующих документов: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу Республика Тыва город Кызыл улица Магистральная дом 3/1, топографического плана данного земельного участка.
Протокольным определением от 29.08.2014 суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении ходатайства, поскольку представитель ответчика не обосновал невозможность получения данного доказательства и его представления при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения министерства от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка для государственных нужд" у собственника - общества с ограниченной ответственностью "Горка" изъят земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:0138, общей площадью 118 883 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Магистральная 3\\1.
Взамен изымаемого земельного участка ООО "Горка" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:289, общей площадью 120 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, 268 метра юго-западнее от торгового склада по ул. Интернациональная 117.
Между министерством и ООО "Горка" 19.10.2011 заключено соглашение о предоставлении земельного участка взамен изымаемого. На основании вышеуказанных документов ООО "Горка" произведена государственная регистрация права на земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:289, общей площадью 120 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, 268 метров юго-западнее от торгового склада по ул. Интернациональная 117, о чем 26.10.2011 выдано свидетельство серии 17-АВ N 101217.
ООО "Горка" 09.04.2013 приняло решение о внесении в качестве вклада в имущество ООО "Магнум" земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105061:289, общей площадью 120 000 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, 268 метров юго-западнее от торгового склада по ул. Интернациональная 117. На основании протокола общего собрания учредителей ООО "Магнум" от 09.04.2013 N 3 и акта приема-передачи земельного участка от 09.04.2013 произведена государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:289, общей площадью 120 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, 268 метров юго-западнее от торгового склада по ул. Интернациональная 117 от ООО "Горка" к ООО "Магнум", о чем 26.04.2013 выдано свидетельство от серии 17-АВ N 190181.
Прокуратурой Республики Тыва проведена проверка законности изъятия министерством у ООО "Горка" земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105061:0138, общей площадью 118 883 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва г. Кызыл ул. Магистральная 3\\1, по результатам которой прокуратурой в адрес министерства вынесен протест от 04.10.2013 N 7/13-3613 с требованием отменить распоряжение от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка для государственных нужд" в связи с отсутствием уведомление собственников земельных участков о предстоящем изъятии и отсутствием оснований для изъятия указанного земельного участка.
Распоряжением министерства от 14.10.2013 N 2727 на основании протеста прокурора от 04.10.2013 N 7/13-3613 распоряжение от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка" отменено.
ООО "Горка" и ООО "Магнум", считая распоряжение 14.10.2013 N 2727 об отмене распоряжения от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка" незаконным и нарушающим их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом спора в настоящем деле является распоряжение министерства от 14.10.2013 N 2727 об отмене распоряжения от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка", в соответствии с которым у собственника - общества с ограниченной ответственностью "Горка" изъят для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:0138, общей площадью 118 883 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Магистральная, 3/1 (далее - спорный земельный участок).
Суд апелляционной инстанции полагает, что распоряжения министерства от 14.10.2013 N 2727 и от 19.09.2011 N 1081-р вынесены министерством в пределах предоставленных полномочий на основании следующего.
Пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" постановлением Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 N 591 утверждено Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуре, в соответствии с которым Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).
В соответствии с указанным Положением Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными и республиканскими законами, актами Правительства Республики Тыва, полномочия собственника в отношении имущества Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжается земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, необходимого для осуществления исполнения функций органов государственной власти Республики Тыва в установленной в пункте 1 настоящего Положения сфере деятельности (пункт 7.1); принимает решения по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью Республики Тыва, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности, и земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, в пределах своей компетенции, определенной действующим законодательством (пункт 10); осуществляет в установленном действующим законодательством порядке резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Республики Тыва, в том числе путем выкупа (пункт 16). Министерство с целью реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности имеет право издавать в пределах своей компетенции распоряжения и другие акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом Республики Тыва, земельными участками, относящимися к государственной собственности, и земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена контролировать выполнение указанных актов, а также давать разъяснения по вопросам их применения (пункт 50.2).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 N 165 утвержден Временный порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, состава республиканской земельной комиссии и Положения о ней (действовавший на момент принятия распоряжения от 19.09.2011 N 1081-р, далее - Временный порядок), который направлен на обеспечение распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (пункт 1.1).
Пунктами 1.2, 1.11 Временного порядка предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - земельные участки), осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство). Министерство может принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, в форме распоряжений, в том числе на основании решений республиканской земельной комиссии.
Постановление Правительства Республики Тыва от 05.03.2011 N 165 утверждено Положение о республиканской земельной комиссии (далее - Комиссия), основной задачей которой является принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (пункт 1.4); утвержден состав комиссии.
Пунктами 2.1 и 2.5 указанного Положения предусмотрено, что в компетенцию Комиссии входит принятие решений о необходимости изъятия земельных участков в соответствии с действующим законодательством; решение Комиссии является основанием для принятия распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В силу изложенных положений нормативных актов министерство вправе выносить распоряжение об изъятии земельного участка для государственных нужд и в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа исполнительной власти должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, орган исполнительной власти субъекта должен доказать, что отмененный им правовой акт принят с нарушением действующего законодательства, поскольку обратное означало бы возможность отмены правового акта по субъективным причинам. Решения об отмене ранее изданных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть отменен только незаконный правовой акт. Следовательно, с учетом статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативного правового акта об отмене другого ненормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации входит вопрос о законности (незаконности) акта, который отменен оспариваемым ненормативным правовым актом.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения министерства от 19.09.2011 N 1081-р (т. 1 л.д. 43) у общества с ограниченной ответственностью "Горка" изъят для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:0138, общей площадью 118 883 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Магистральная, 3/1 (далее - спорный земельный участок); указанному обществу предоставлен взамен земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:289, общей площадью 120 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, 268 метров юго-западнее от торгового склада по ул. Интернациональная, 117. При этом, основания для изъятия спорного земельного участка в распоряжении министерства от 19.09.2011 N 1081-р и в протоколе заседания республиканской земельной комиссии от 19.08.2011 не указаны.
Оспариваемым распоряжением от 14.10.2013 N 2727 (т. 1 л.д. 37) указанное распоряжение министерства от 19.09.2011 N 1081-р об изъятии у общества с ограниченной ответственностью "Горка" спорного земельного участка отменено на основании протеста прокурора Республики Тыва от 04.10.2013 N 7/13-36-13 (т. 1 л.д. 33 - 35).
Довод заявителей о том, что оспариваемое распоряжение не мотивировано, не может быть принят судом апелляционной инстанции в качестве самостоятельного основания для признания незаконным оспариваемого распоряжения. Действительно, сам по себе протест прокурора не может служить основанием для отмены распоряжения министерства. Вместе с тем, в рамках рассмотрения настоящего дела подлежат оценке обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого распоряжения, которые указаны в протесте прокурора Республики Тыва.
Основанием для вынесения прокурором Республики Тыва протеста от 04.10.2013 N 7/13-36-13 послужили выводы о том, что министерство не уведомило общество о возможном выкупе спорного земельного участка для государственных нужд в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации; отсутствовали основания для изъятия спорного земельного участка, предусмотренные статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (пункт 1). Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (пункт 3).
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны и безопасности;
- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса (пункт 3).
Статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса (пункт 1). Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (пункт 2). Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (пункт 3).
В силу изложенных норм права земельный участок может быть изъят для государственных нужд только в исключительных случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, и с соблюдением установленной процедуры, в частности с предварительным уведомлением собственника о предстоящем изъятии земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью "Горка" надлежащим образом в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации уведомлено министерством о предстоящем изъятии спорного земельного участка, что подтверждается уведомлением от 14.09.2010 N ОД-С-2484/1 (т. 1 л.д. 45); уведомлением от 22.08.2011 N ОД-С-2232/1 (т. 1 л.д. 46); уведомлением от 14.10.2011 N 01/189/2011-165 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о государственной регистрации ограничения (обременения) на спорный земельный участок (т. 1 л.д. 47). Следовательно, вывод прокурора об обратном является необоснованным.
Однако суд первой инстанции не оценил второе из указанных в протесте прокурора оснований - отсутствие оснований для изъятия спорного земельного участка, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В распоряжении министерства от 19.09.2011 N 1081-р и в протоколе заседания республиканской земельной комиссии от 19.08.2011 не указаны основания для изъятия спорного земельного участка, предусмотренные вышеизложенными нормами права.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации исключительных случаев для изъятия министерством спорного земельного участка у общества с ограниченной ответственностью "Горка".
Из материалов кадастрового дела на спорный земельный участок (т. 1 л.д. 129 - 135), договора купли продажи от 11.03.2008 N 380-АЗ/КП (т. 2 л.д. 6 - 10) следует, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для нужд транспорта и связи.
В соответствии с письмами Управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла от 03.09.2013 N 182 (т. 1 л.д. 53), от 30.09.2013 N 180 (т. 2 л.д. 61), от 03.10.2013 N 182 (т. 3 л.д. 115) спорный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Кызыл Республики Тыва", утвержденным решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 N 432, расположен в зоне объектов инженерной инфраструктуры (ИТ-5); в соответствии с Генеральным планом города Кызыла от 26.04.2011 N 289 спорный земельный участок находится на территории особого назначения; на данном земельном участке в ближайшее время строительство не предусматривается, так как спорный земельный участок находится в зоне особого и специального назначения.
Вместе с тем, указанные обстоятельства в силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации не являются теми исключительными случаями, в связи с наличием которых допускается изъятие у собственника земельного участка для государственных нужд. Такое изъятие возможно в случае предполагаемого размещения на земельном участке объектов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно письму федерального казенного предприятия "Аэропорт Кызыл" от 25.09.2013 N 21/157 (т. 1 л.д. 52) данное предприятие не обращалось в министерство с заявлением о выделении спорного земельного участка.
В письме территориального управления Росимущества в Республике Тыва от 20.02.2014 N ОЧ-01-230 (т. 3 л.д. 104 - 105) указано, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 17:18:010561:138 отсутствуют объекты недвижимости, закрепленные за Федеральным агентством воздушного транспорта и ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации". Объект ДПРМ-229/ПФР общей площадью 505 кв. м расположен на земельном участке с кадастровым номером 17:18:0105061:0137 общей площадью 3123 кв. м.
Из письма Тувинского центра ОВД филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" от 26.02.2014 (т. 3 л.д. 129) следует, что на земельном участке с кадастровым номером 17:18:0105061:0137 размещены средства аэронавигации и посадки, обеспечивающие привод воздушных судов в район аэродрома, выполнение предпосадочного маневра и дальнейший заход на посадку; указанный земельный участок используется для нужд Тувинского центра ОВД филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" и предоставлен ему в аренду на 49 лет.
Следовательно, на спорном земельном участке, который изъят у общества с ограниченной ответственностью "Горка", отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, необходимые для обеспечения безопасности полетов, осуществляемых ФГУ "Аэропорт Кызыл". На спорном земельном участке не предполагается размещение каких-либо объектов, перечисленных в подпункте 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Тот факт, что на соседнем земельном участке с кадастровым номером 17:18:0105061:0137 общей площадью 3123 кв. м расположено радионавигационное оборудование, не является основанием для изъятия спорного земельного участка с кадастровым номером 17:18:010561:138.
Ссылка общества на то, что земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:138 и земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105061:137 имеют единые координаты, не может быть принята судом апелляционной инстанции, так как согласно письму Федеральной кадастровой палаты по Республике Тыва от 21.02.2014 N 06-14/634 данное обстоятельство является кадастровой ошибкой (т. 3 л.д. 123 - 124) и не свидетельствует о наличии оснований для изъятия спорного земельного участка. Из представленных в материалы дела доказательств следует, что указанные земельные участки являются самостоятельными земельными участками, поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров, имеют разную площадь.
Доказательств того, что на спорном земельном участке предполагалось размещение каких-либо объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также доказательств того, что спорный земельный участок после изъятия использовался в целях, предусмотренных в пункте 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет как неподтвержденные соответствующими доказательствами и не основанные на положениях статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации доводы заявителей о том, что спорный земельный участок, отнесенный к зоне особого и специального назначения в связи с наличием радионавигационного оборудования, изъят в целях обеспечения безопасности полетов, осуществляемых ФГУ "Аэропорт Кызыл". Доказательства, на которые ссылаются заявители (т. 1 л.д. 53, т. 2 л.д. 61 - 62, т. 3 л.д. 104 - 105, 116 - 117, 123 - 124, 129, доказательства, представленные в суд апелляционной инстанции и приобщенные судом к материалам дела), не подтверждают наличие исключительных случаев для изъятия спорного земельного участка для государственных нужд, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку законные основания для изъятия у общества с ограниченной ответственностью "Горка" спорного земельного участка отсутствовали, то министерство правомерно отменило распоряжение от 19.09.2011 N 1081-р "Об изъятии земельного участка". Следовательно, оспариваемое распоряжение от 14.10.2013 N 2727 соответствует закону и прав и законных интересов заявителей не нарушает, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Доводы заявителей о том, что оспариваемое распоряжение нарушает их права и законные интересы, так как спорный земельный участок находится на территории зоны особого и специального назначения, что исключает его коммерческое использование, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, так как отмена незаконного изъятия земельного участка у собственника не может нарушать права и законные интересы собственника, заинтересованного в сохранении своей собственности.
Доводы министерства и прокуратуры о том, что заявителями избран ненадлежащий способ защиты, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в силу статей 11 - 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, статей 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, которое считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, принят с нарушением закона и нарушает его права и законные интересы, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействительным. В данном случае заявителями подано заявление об оспаривании распоряжения министерства от 14.10.2013 N 2727, которое подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство и прокурор освобождены от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "15" мая 2014 года по делу N А69-3632/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
О.А.ИВАНЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)