Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
- от заявителя - Кленкина Н.В., доверенность от 14 января 2013 г. N 1;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от Министерства строительства Самарской области - Сидоренко С.В., доверенность от 09 апреля 2013 г. N 3-49/66;
- от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2013 г. по делу N А55-4134/2013 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ", г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
третье лицо - глава городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным действия, обязании совершить определенные действия,
Общество с ограниченной ответственностью "РОСЬ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент), оформленные письмом (исх. N СП-9/5030-0-11 от 03 декабря 2012 г.) об отказе в организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка по Московскому шоссе, в границах улицы Георгия Димитрова и улицы Ташкентской в Кировском районе города Самары для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта по заявлению ООО "РОСЬ";
- обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем возобновления работ по обеспечению процедуры выбора земельного участка по Московскому шоссе, в границах улицы Георгия Димитрова и улицы Ташкентской в Кировском районе города Самары для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта по заявлению ООО "РОСЬ" с момента вступления судебного постановления в законную силу и утверждению схемы расположения земельного участка площадью 50 197,70 кв. м на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова по заявлению ООО "РОСЬ" (вх. N 20100445 от 28 июля 2010 г.) с учетом уточненного заявления (вх. N 20100445/Доп от 24 августа 2011 г.) в соответствии с возможными вариантами их выбора в течение 5 рабочих дней с момента вступления судебного постановления в законную силу;
- признать незаконными действия Министерства строительства Самарской области (далее - Министерство), оформленные письмом (исх. N 3/8834 от 21 декабря 2012 г.) о принятии решения об отказе обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" в предоставлении земельного участка по заявлению от 28 июля 2010 г. N 201000445;
- обязать Министерство строительства Самарской области устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем возобновления работ по заявлению ООО "РОСЬ" от 28 июля 2010 г. N 20100445 с учетом уточненного заявления N 20100445/Доп от 24 августа 2011 г. с момента вступления судебного постановления в законную силу и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью 50 197,70 кв. м для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка в течение 5 рабочих дней с момента получения утвержденной схемы расположения земельного участка площадью 50 197,70 кв. м на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова по заявлению ООО "РОСЬ" (вх. N 20100445 от 28 июля 2010 г.) с учетом уточненного заявления (вх. N 20100445/Доп от 24 августа 2011 г.).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что заявителем не представлены доказательства того, что заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о невозможности организации работы по выбору земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности либо создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что проект постановления администрации городского округа Самара "О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и об отказе в предоставлении таких разрешений в городском округе Самара", подготовленный на основании заключения по результатам заседания Комиссии от 07 ноября 2012 г. N КС-8-0-1, не был принят.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что при обеспечении выбора земельного участка орган местного самоуправления учитывает информацию о разрешенном использовании земельных участков.
При этом действующее земельное и градостроительное законодательство РФ не содержит норм, обязывающих при выполнении процедуры обеспечения выбора земельного участка, ожидать результаты принятия (или непринятия) решений каким-либо органом.
Таким образом, суд неверно истолковал ст. ст. 30, 31 ЗК РФ.
На момент проведения необходимых действий в порядке ст. ст. 30 - 31 ЗК РФ и подготовки заключения разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка отсутствовало, что в силу норм действующего законодательства является безусловным основанием для принятия решения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Ожидание вышеуказанных результатов принятия Главой городского округа Самара решения и непринятие заключения в установленный законом срок повлекло бы для Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара негативные последствия в виде оспаривания бездействия данного органа местного самоуправления со стороны заявителя.
Министерство также подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе указывает, что учитывая, что уполномоченным органом не были представлены акт о выборе земельного участка и распоряжение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, принятие Министерством решения об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта невозможно, на основании чего решением от 21 декабря 2012 г. Министерством было отказано ООО "РОСЬ" в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
При этом Министерство полагает необходимым отметить, что из анализа имеющихся в Министерстве документов следует, что при рассмотрении обращения Министерства в отношении организации работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, требования действующего земельного и градостроительного законодательства Департаментом нарушены не были.
Действия Министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка, обусловлены именно отсутствием акта о выборе земельного участка и распоряжения Департамента об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, отсутствие которых делает невозможным предоставление Министерством испрашиваемого земельного участка.
Отказ Министерства в предоставлении земельного участка основан на нормах действующего законодательства и не может быть признан незаконным.
Письмо Департамента, послужившее основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых ООО "РОСЬ" земельного участков, на момент отказа не было оспорено и признано недействительным.
Таким образом, по мнению Министерства, вышеуказанные обстоятельства подтверждают отсутствие со стороны Министерства каких-либо нарушений норм действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Министерства доводы своей апелляционной жалобы и апелляционной жалобы Департамента поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "РОСЬ" обратилось в Министерство строительства и ЖКХ Самарской области с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов:
- - заявление (вх. N 20100445 от 28 июля 2010 г.) с дополнением (вх. N 20100445 от 25 августа 2010 г.) о выборе земельного участка ориентировочной площадью 49 000 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового автотранспорта, расположенного по адресу: Московское шоссе / улица Георгия Димитрова в Кировском районе города Самары;
- - заявление (вх. N 20100466 от 06 августа 2010 г.) с дополнением (вх. N 20100466 от 13 ноября 2010 г.) о выборе земельного участка ориентировочной площадью 9 000 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - инфраструктура торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового автотранспорта, расположенного по адресу: Московское шоссе/улица Ташкентская в Кировском районе города Самары.
21 декабря 2012 г. письмом N 3/8834 Министерство строительства Самарской области отказало заявителю в предоставлении земельного участка.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в ст. 30 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Порядок осуществления выбора земельных участков для строительства регулируется ст. 31 ЗК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка, и решением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент).
Согласно п. 3.3. Регламента в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта заинтересованное лицо обращается в министерство с заявлением (в бумажном или электронном виде) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Во исполнение п. 3.4. Регламента Министерство направило заявление Общества в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работы по выбору испрашиваемого земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
основные виды разрешенного использования,
условно разрешенные виды использования,
вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Испрашиваемые ООО "РОСЬ" земельные участки соответствовали основным видам разрешенного использования земельных участков, определенным Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными решением Думы городского округа Самара от 15 июля 2010 г. N 951.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в полном объеме была проведена работа по определению возможности выбора испрашиваемых земельных участков. Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (ст. 3 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории") не были утверждены в связи с принятием Определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 05 мая 2011 г. по делу N 33-4350/2011 о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия решения Думы городского округа Самары от 15 июля 2010 г. N 951 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Самара".
Согласно действующей в настоящее время ст. 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, испрашиваемые ООО "РОСЬ" земельные участки расположены в зоне Ц-3 (Зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения). Размещение торгового центра общей площадью более 1500 кв. м на земельном участке площадью более 2 000 кв. м, офисов площадью более 4 000 кв. м на земельном участке площадью более 1 000 кв. м в зоне Ц-3 являются видами использования недвижимости, которые требуют получения специального согласования.
Исходя из положений ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса.
Во исполнение требований законодательства, в целях получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, ООО "РОСЬ" обратилось в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением (вх. N 25533 от 10 августа 2011 г.) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении испрашиваемых Обществом земельных участков.
ООО "РОСЬ" заявлением (вх. N 20100445/Доп от 24 августа 2011 г.) и обращением (вх. N 20100445/Доп от 24 августа 2011 г., вх. N 20100466/Доп от 24 августа 2011 г.) уточнило заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в части площади испрашиваемого земельного участка (земельный участок площадью 50 197,70 кв. м вместо земельных участков ориентировочной площадью 49 000 кв. м и 9 000 кв. м соответственно).
Министерство строительства и ЖКХ Самарской области письмом от 26 августа 2011 г. N 3/6363 направило копию уточненного заявления ООО "РОСЬ" в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара к ранее направленному заявлению от 28 июля 2010 г. N 20100445 (вх. N СП-9/5030-0-0 от 30 июля 2010 г.).
В целях продолжения работы по получению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м. ООО "РОСЬ" обратилось в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением (вх. N 7026 от 13 марта 2012 г.) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка площадью 50197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской / Московского шоссе / ул. Георгия Димитрова и письмом (вх. N 11209 от 10 апреля 2012 г.) о снятии с рассмотрения заявления (вх. N 25533 от 10 августа 2011 г.).
На основании заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара от 12 сентября 2012 г. N КС-6-0-1, постановления администрации городского округа Самара от 15 октября 2012 г. N 1366 проведены 31 октября 2012 г. публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м. Постановление администрации городского округа Самара от 15 октября 2012 г. N 1366 опубликовано в "Самарской газете" от 16 октября 2012 г. N 189 (4966).
Согласно Заключению по результатам публичных слушаний от 06 ноября 2012 г. условно разрешенный вид использования земельного участка поддержан большинством голосов зарегистрированных участников (за - 138, против - 1, воздержалось - 0). Данное заключение опубликовано в "Самарской газете" 15 ноября 2012 г. N 210 (4987) и сети "Интернет" 15 ноября 2012 г.
Заключением по результатам заседания Комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара от 07 ноября 2012 г. N КС-8-0-1 рекомендовано Главе городского округа Самара предоставить ООО "РОСЬ" разрешение на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50197,70 кв. м.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А55-1784/2013 признано незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившееся в неподготовке и ненаправлении в установленный действующим законодательством Российской Федерации срок главе городского округа Самара проекта постановления о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах улиц Ташкентская/Московского шоссе/Георгия Димитрова; признано незаконным бездействие главы городского округа Самара, выразившееся в непринятии в установленный действующим законодательством Российской Федерации срок решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах улиц Ташкентская/Московского шоссе/Георгия Димитрова.
При этом названным решением суд обязал главу городского округа Самара по вступлении решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем принятия в трехдневный срок решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах улиц Ташкентская/Московского шоссе/Георгия Димитрова.
Департамент направил в адрес Министерства письмо от 03 декабря 2012 г. N СП-9/5030-0-11, в котором указал, что использование земельного участка для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытых стоянок легкового автотранспорта соответствует видам использования недвижимости, которые требуют специального согласования, а поскольку до настоящего времени заказчиком указанное согласование в адрес Департамента не представлено, то организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка по Московскому шоссе, в границах улицы Георгия Димитрова и улицы Ташкентской в Кировском районе города Самары для строительства торгово-офисного центра со встроенно-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытых стоянок легкового автотранспорта по заявлению ООО "РОСЬ" не представляется возможным.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в ч. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", данный перечень является исчерпывающим.
Обстоятельство, которое Департамент положил в обоснование своего отказа, не указано в ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ГД как основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что незаконные действия Департамента лишают ООО "РОСЬ" права на предоставление земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова.
Названные действия Департамента привели к принятию Министерством решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 50 197,70 кв. м.
Как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемые действия Департамента и Министерства противоречат ст. ст. 30, 31 ЗК РФ и нарушают права и законные интересы ООО "РОСЬ" в сфере предпринимательской деятельности, что явилось основанием для удовлетворения заявленных требований.
Министерство в жалобе указывает, что действия Министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка, обусловлены именно отсутствием акта о выборе земельного участка и распоряжения Департамента об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, отсутствие которых делает невозможным предоставление Министерством испрашиваемого земельного участка.
Однако в соответствии со ст. 201 АПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя или препятствие к осуществлению его прав.
Оставление в силе отказа Министерства приведет к нарушению прав заявителя, так как в таком случае будет невозможно устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов Общества.
Кроме того, это приведет к невозможности исполнения судебного решения и устранения допущенного нарушения прав ООО "РОСЬ".
Министерство на основе сведений Департамента приняло отказ в предоставлении земельного участка. Действия Департамента признаны судом незаконными. Следовательно, незаконными являются и действия Министерства.
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества суд первой инстанции обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возобновить работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка по Московскому шоссе, в границах улицы Георгия Димитрова и улицы Ташкентской в Кировском районе города Самары для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта и утверждению схемы расположения земельного участка.
Министерство строительства Самарской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возобновления работ по заявлению Общества, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка площадью 50 197,70 кв. м для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Между тем арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части способа устранения Министерством строительства Самарской области допущенных нарушений.
В силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, решение может быть принято как о предварительном согласовании места размещения объекта, так и об отказе в размещении объекта, а не только о предварительном согласовании, на обязанность принятия которого указал суд первой инстанции в резолютивной части решения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка, и решением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено п. 5 ст. 31 ЗК РФ, не был оформлен.
Как следует из материалов дела, Обществу:
1) не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельного участка;
2) не утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора;
3) не оформлен акт о выборе земельного участка.
Указанный в резолютивной части способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя фактически обязывает Министерство принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта торговли без учета возможных препятствий к такому согласованию, которые могут быть выявлены при соблюдении требований ст. 31 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции следует изменить, изложив абзац 5 резолютивной части решения суда в следующей редакции: "Обязать Министерство строительства Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем возобновления работ по заявлению ООО "РОСЬ" от 28 июля 2010 г. N 20100445 с учетом уточненного заявления от 24 августа 2011 г. N 20100445/Доп, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством для предоставления земельного участка для строительства.".
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2013 г. по делу N А55-4134/2013 изменить.
Изложить абзац 5 резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2013 г. по делу N А55-4134/2013 в следующей редакции:
"Обязать Министерство строительства Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем возобновления работ по заявлению ООО "РОСЬ" от 28 июля 2010 г. N 20100445 с учетом уточненного заявления от 24 августа 2011 г. N 20100445/Доп, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством для предоставления земельного участка для строительства.".
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2013 ПО ДЕЛУ N А55-4134/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2013 г. по делу N А55-4134/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
- от заявителя - Кленкина Н.В., доверенность от 14 января 2013 г. N 1;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от Министерства строительства Самарской области - Сидоренко С.В., доверенность от 09 апреля 2013 г. N 3-49/66;
- от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2013 г. по делу N А55-4134/2013 (судья Стенина А.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ", г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
третье лицо - глава городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным действия, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РОСЬ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент), оформленные письмом (исх. N СП-9/5030-0-11 от 03 декабря 2012 г.) об отказе в организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка по Московскому шоссе, в границах улицы Георгия Димитрова и улицы Ташкентской в Кировском районе города Самары для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта по заявлению ООО "РОСЬ";
- обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем возобновления работ по обеспечению процедуры выбора земельного участка по Московскому шоссе, в границах улицы Георгия Димитрова и улицы Ташкентской в Кировском районе города Самары для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта по заявлению ООО "РОСЬ" с момента вступления судебного постановления в законную силу и утверждению схемы расположения земельного участка площадью 50 197,70 кв. м на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова по заявлению ООО "РОСЬ" (вх. N 20100445 от 28 июля 2010 г.) с учетом уточненного заявления (вх. N 20100445/Доп от 24 августа 2011 г.) в соответствии с возможными вариантами их выбора в течение 5 рабочих дней с момента вступления судебного постановления в законную силу;
- признать незаконными действия Министерства строительства Самарской области (далее - Министерство), оформленные письмом (исх. N 3/8834 от 21 декабря 2012 г.) о принятии решения об отказе обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" в предоставлении земельного участка по заявлению от 28 июля 2010 г. N 201000445;
- обязать Министерство строительства Самарской области устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем возобновления работ по заявлению ООО "РОСЬ" от 28 июля 2010 г. N 20100445 с учетом уточненного заявления N 20100445/Доп от 24 августа 2011 г. с момента вступления судебного постановления в законную силу и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью 50 197,70 кв. м для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка в течение 5 рабочих дней с момента получения утвержденной схемы расположения земельного участка площадью 50 197,70 кв. м на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова по заявлению ООО "РОСЬ" (вх. N 20100445 от 28 июля 2010 г.) с учетом уточненного заявления (вх. N 20100445/Доп от 24 августа 2011 г.).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что заявителем не представлены доказательства того, что заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара о невозможности организации работы по выбору земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности либо создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что проект постановления администрации городского округа Самара "О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и об отказе в предоставлении таких разрешений в городском округе Самара", подготовленный на основании заключения по результатам заседания Комиссии от 07 ноября 2012 г. N КС-8-0-1, не был принят.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что при обеспечении выбора земельного участка орган местного самоуправления учитывает информацию о разрешенном использовании земельных участков.
При этом действующее земельное и градостроительное законодательство РФ не содержит норм, обязывающих при выполнении процедуры обеспечения выбора земельного участка, ожидать результаты принятия (или непринятия) решений каким-либо органом.
Таким образом, суд неверно истолковал ст. ст. 30, 31 ЗК РФ.
На момент проведения необходимых действий в порядке ст. ст. 30 - 31 ЗК РФ и подготовки заключения разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка отсутствовало, что в силу норм действующего законодательства является безусловным основанием для принятия решения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Ожидание вышеуказанных результатов принятия Главой городского округа Самара решения и непринятие заключения в установленный законом срок повлекло бы для Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара негативные последствия в виде оспаривания бездействия данного органа местного самоуправления со стороны заявителя.
Министерство также подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе указывает, что учитывая, что уполномоченным органом не были представлены акт о выборе земельного участка и распоряжение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, принятие Министерством решения об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта невозможно, на основании чего решением от 21 декабря 2012 г. Министерством было отказано ООО "РОСЬ" в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
При этом Министерство полагает необходимым отметить, что из анализа имеющихся в Министерстве документов следует, что при рассмотрении обращения Министерства в отношении организации работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, требования действующего земельного и градостроительного законодательства Департаментом нарушены не были.
Действия Министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка, обусловлены именно отсутствием акта о выборе земельного участка и распоряжения Департамента об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, отсутствие которых делает невозможным предоставление Министерством испрашиваемого земельного участка.
Отказ Министерства в предоставлении земельного участка основан на нормах действующего законодательства и не может быть признан незаконным.
Письмо Департамента, послужившее основанием для отказа в предоставлении испрашиваемых ООО "РОСЬ" земельного участков, на момент отказа не было оспорено и признано недействительным.
Таким образом, по мнению Министерства, вышеуказанные обстоятельства подтверждают отсутствие со стороны Министерства каких-либо нарушений норм действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Министерства доводы своей апелляционной жалобы и апелляционной жалобы Департамента поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "РОСЬ" обратилось в Министерство строительства и ЖКХ Самарской области с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов:
- - заявление (вх. N 20100445 от 28 июля 2010 г.) с дополнением (вх. N 20100445 от 25 августа 2010 г.) о выборе земельного участка ориентировочной площадью 49 000 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового автотранспорта, расположенного по адресу: Московское шоссе / улица Георгия Димитрова в Кировском районе города Самары;
- - заявление (вх. N 20100466 от 06 августа 2010 г.) с дополнением (вх. N 20100466 от 13 ноября 2010 г.) о выборе земельного участка ориентировочной площадью 9 000 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - инфраструктура торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового автотранспорта, расположенного по адресу: Московское шоссе/улица Ташкентская в Кировском районе города Самары.
21 декабря 2012 г. письмом N 3/8834 Министерство строительства Самарской области отказало заявителю в предоставлении земельного участка.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в ст. 30 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Порядок осуществления выбора земельных участков для строительства регулируется ст. 31 ЗК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка, и решением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент).
Согласно п. 3.3. Регламента в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта заинтересованное лицо обращается в министерство с заявлением (в бумажном или электронном виде) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Во исполнение п. 3.4. Регламента Министерство направило заявление Общества в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работы по выбору испрашиваемого земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
основные виды разрешенного использования,
условно разрешенные виды использования,
вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Испрашиваемые ООО "РОСЬ" земельные участки соответствовали основным видам разрешенного использования земельных участков, определенным Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными решением Думы городского округа Самара от 15 июля 2010 г. N 951.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в полном объеме была проведена работа по определению возможности выбора испрашиваемых земельных участков. Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (ст. 3 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории") не были утверждены в связи с принятием Определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 05 мая 2011 г. по делу N 33-4350/2011 о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия решения Думы городского округа Самары от 15 июля 2010 г. N 951 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Самара".
Согласно действующей в настоящее время ст. 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, испрашиваемые ООО "РОСЬ" земельные участки расположены в зоне Ц-3 (Зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения). Размещение торгового центра общей площадью более 1500 кв. м на земельном участке площадью более 2 000 кв. м, офисов площадью более 4 000 кв. м на земельном участке площадью более 1 000 кв. м в зоне Ц-3 являются видами использования недвижимости, которые требуют получения специального согласования.
Исходя из положений ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса.
Во исполнение требований законодательства, в целях получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, ООО "РОСЬ" обратилось в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением (вх. N 25533 от 10 августа 2011 г.) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении испрашиваемых Обществом земельных участков.
ООО "РОСЬ" заявлением (вх. N 20100445/Доп от 24 августа 2011 г.) и обращением (вх. N 20100445/Доп от 24 августа 2011 г., вх. N 20100466/Доп от 24 августа 2011 г.) уточнило заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в части площади испрашиваемого земельного участка (земельный участок площадью 50 197,70 кв. м вместо земельных участков ориентировочной площадью 49 000 кв. м и 9 000 кв. м соответственно).
Министерство строительства и ЖКХ Самарской области письмом от 26 августа 2011 г. N 3/6363 направило копию уточненного заявления ООО "РОСЬ" в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара к ранее направленному заявлению от 28 июля 2010 г. N 20100445 (вх. N СП-9/5030-0-0 от 30 июля 2010 г.).
В целях продолжения работы по получению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м. ООО "РОСЬ" обратилось в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением (вх. N 7026 от 13 марта 2012 г.) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка площадью 50197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской / Московского шоссе / ул. Георгия Димитрова и письмом (вх. N 11209 от 10 апреля 2012 г.) о снятии с рассмотрения заявления (вх. N 25533 от 10 августа 2011 г.).
На основании заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара от 12 сентября 2012 г. N КС-6-0-1, постановления администрации городского округа Самара от 15 октября 2012 г. N 1366 проведены 31 октября 2012 г. публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м. Постановление администрации городского округа Самара от 15 октября 2012 г. N 1366 опубликовано в "Самарской газете" от 16 октября 2012 г. N 189 (4966).
Согласно Заключению по результатам публичных слушаний от 06 ноября 2012 г. условно разрешенный вид использования земельного участка поддержан большинством голосов зарегистрированных участников (за - 138, против - 1, воздержалось - 0). Данное заключение опубликовано в "Самарской газете" 15 ноября 2012 г. N 210 (4987) и сети "Интернет" 15 ноября 2012 г.
Заключением по результатам заседания Комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара от 07 ноября 2012 г. N КС-8-0-1 рекомендовано Главе городского округа Самара предоставить ООО "РОСЬ" разрешение на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50197,70 кв. м.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А55-1784/2013 признано незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившееся в неподготовке и ненаправлении в установленный действующим законодательством Российской Федерации срок главе городского округа Самара проекта постановления о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах улиц Ташкентская/Московского шоссе/Георгия Димитрова; признано незаконным бездействие главы городского округа Самара, выразившееся в непринятии в установленный действующим законодательством Российской Федерации срок решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах улиц Ташкентская/Московского шоссе/Георгия Димитрова.
При этом названным решением суд обязал главу городского округа Самара по вступлении решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем принятия в трехдневный срок решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах улиц Ташкентская/Московского шоссе/Георгия Димитрова.
Департамент направил в адрес Министерства письмо от 03 декабря 2012 г. N СП-9/5030-0-11, в котором указал, что использование земельного участка для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытых стоянок легкового автотранспорта соответствует видам использования недвижимости, которые требуют специального согласования, а поскольку до настоящего времени заказчиком указанное согласование в адрес Департамента не представлено, то организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка по Московскому шоссе, в границах улицы Георгия Димитрова и улицы Ташкентской в Кировском районе города Самары для строительства торгово-офисного центра со встроенно-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытых стоянок легкового автотранспорта по заявлению ООО "РОСЬ" не представляется возможным.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в ч. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", данный перечень является исчерпывающим.
Обстоятельство, которое Департамент положил в обоснование своего отказа, не указано в ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ГД как основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что незаконные действия Департамента лишают ООО "РОСЬ" права на предоставление земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова.
Названные действия Департамента привели к принятию Министерством решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 50 197,70 кв. м.
Как правильно указал суд первой инстанции, оспариваемые действия Департамента и Министерства противоречат ст. ст. 30, 31 ЗК РФ и нарушают права и законные интересы ООО "РОСЬ" в сфере предпринимательской деятельности, что явилось основанием для удовлетворения заявленных требований.
Министерство в жалобе указывает, что действия Министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка, обусловлены именно отсутствием акта о выборе земельного участка и распоряжения Департамента об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, отсутствие которых делает невозможным предоставление Министерством испрашиваемого земельного участка.
Однако в соответствии со ст. 201 АПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя или препятствие к осуществлению его прав.
Оставление в силе отказа Министерства приведет к нарушению прав заявителя, так как в таком случае будет невозможно устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов Общества.
Кроме того, это приведет к невозможности исполнения судебного решения и устранения допущенного нарушения прав ООО "РОСЬ".
Министерство на основе сведений Департамента приняло отказ в предоставлении земельного участка. Действия Департамента признаны судом незаконными. Следовательно, незаконными являются и действия Министерства.
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества суд первой инстанции обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возобновить работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка по Московскому шоссе, в границах улицы Георгия Димитрова и улицы Ташкентской в Кировском районе города Самары для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта и утверждению схемы расположения земельного участка.
Министерство строительства Самарской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возобновления работ по заявлению Общества, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка площадью 50 197,70 кв. м для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Между тем арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части способа устранения Министерством строительства Самарской области допущенных нарушений.
В силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, решение может быть принято как о предварительном согласовании места размещения объекта, так и об отказе в размещении объекта, а не только о предварительном согласовании, на обязанность принятия которого указал суд первой инстанции в резолютивной части решения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка, и решением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено п. 5 ст. 31 ЗК РФ, не был оформлен.
Как следует из материалов дела, Обществу:
1) не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельного участка;
2) не утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора;
3) не оформлен акт о выборе земельного участка.
Указанный в резолютивной части способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя фактически обязывает Министерство принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта торговли без учета возможных препятствий к такому согласованию, которые могут быть выявлены при соблюдении требований ст. 31 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции следует изменить, изложив абзац 5 резолютивной части решения суда в следующей редакции: "Обязать Министерство строительства Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем возобновления работ по заявлению ООО "РОСЬ" от 28 июля 2010 г. N 20100445 с учетом уточненного заявления от 24 августа 2011 г. N 20100445/Доп, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством для предоставления земельного участка для строительства.".
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2013 г. по делу N А55-4134/2013 изменить.
Изложить абзац 5 резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2013 г. по делу N А55-4134/2013 в следующей редакции:
"Обязать Министерство строительства Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем возобновления работ по заявлению ООО "РОСЬ" от 28 июля 2010 г. N 20100445 с учетом уточненного заявления от 24 августа 2011 г. N 20100445/Доп, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством для предоставления земельного участка для строительства.".
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)