Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2014 N 15АП-9280/2014 ПО ДЕЛУ N А32-38712/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. N 15АП-9280/2014

Дело N А32-38712/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации МО город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.03.2014 по делу N А32-38712/2013
по иску ИП Аванесяна Ваграма Ашотовича
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
при участии третьего лица администрации МО город Краснодар
об установлении кадастровой стоимости равной рыночной,
принятое судьей Левченко О.С.,

установил:

Индивидуальный предприниматель Аванесян Ваграм Ашотович (предприниматель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в котором просил (с учетом уточнения):
- - определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0202031:110, общей площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Гаражная, 152/2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового комплекса по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости 7 976 800,00 рублей;
- - обязать учреждение в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0202031:110, общей площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Гаражная, 152/2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового комплекса по состоянию на 01.01.2011 в размере его рыночной стоимости 7 976 800,00 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования город Краснодар (администрация).
Решением от 25.03.2014 исковые требования удовлетворены.
Администрация обжаловала решение в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просила отменить его, отказать в удовлетворении иска. В жалобе администрация настаивает, что при обращении к кадастровой палате с заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, предъявление иска является ненадлежащим способом защиты. Самостоятельное оспаривание достоверности проведенной государственной кадастровой оценки земельного участка после принятия нормативного акта об ее утверждении недопустимо. Кадастровая стоимость является сам по себе наиболее приближенной к рыночной стоимости земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просил оставить решение без изменения, сослался на приложение к договору аренды, согласно которому расчет арендной платы за пользование спорным земельным участком производится от кадастровой стоимости земельного участка.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:43:0202031:110, общей площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Гаражная, 152/2, что подтверждается представленными в материалы дела, зарегистрированными в установленном законом порядке договором аренды земельного участка N 4300016543 от 10.08.2010, договором уступки прав аренды земельного участка от 20.09.2010, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.01.2014 N 23-0-1-108/4021/2014-1452.
Как видно из приложения к договору аренды, с 01.04.2011 арендная плата рассчитывается по формуле, включающей кадастровую стоимость земельного участка.
На основании Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года N 1756, вступившим в силу с 01.01.2012, утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0202031:110, установленной на 01.01.2011 в размере 19 338 328,00 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровым паспортом от 29.01.2014 N 2343/12/14-64039.
В соответствии же со справкой ООО "Южная инвестиционно-консалтинговая компания" от 15.11.2013 N 338, ориентировочная рыночная стоимость спорного участка площадью 800 кв. м по состоянию на 01.01.2011 должна составить 7 700 000 рублей. Основываясь на указанных сведениях, истец обратился с настоящим иском.
Учитывая сложившуюся в регионе практику назначения судом экспертизы для установления рыночной стоимости земельных участков по данной категории споров, апелляционный суд не находит необходимым приложение к иску досудебного отчета об оценке, поскольку последний в итоге судом первой инстанции не используется.
Квалифицируя отношения лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции правильно руководствовался правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. Суд считает, что законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, причем в этом случае достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не является. Для удовлетворения требований истца об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность нормативного акта, которым они утверждены, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку, предмет таких требований заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы целиком опровергаются указанным выше постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11.
Часть 3 статьи 20 Закона о кадастре, в числе лиц, имеющих право на обращение с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, называет применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, - лиц, которым земельный участок предоставлен на праве пожизненного владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды на основании договора, заключенного на срок более пяти лет. Истец является арендатором спорного земельного участка, необоснованно завышенная кадастровая стоимость участков нарушает его права, как плательщика арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, заявленные требования являются обоснованными.
При определении даты, на которую надлежит установить рыночную стоимость спорного участка, суд правильно учел постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11: в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков. При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
При рассмотрении настоящего дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорного земельного участка. Согласно экспертному заключению от 14.03.2014 N 23-О-14, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0202031:110, по состоянию на 01.01.2011 составила 7 976 800,00 рублей, рыночная стоимость определена экспертом по состоянию на 01.01.2011.
Выводов эксперта третье лицо в жалобе не опровергло. Прочие доводы жалобы опровергаются изложенной выше правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, и понесенные по ней судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды органы местного самоуправления освобождаются в случае их участия в деле в качестве истца или ответчика. В данном случае администрация является по делу третьим лицом, поэтому указанная льгота не распространяется на нее, и в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы с администрации подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25 марта 2014 года по делу N А32-38712/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать администрации муниципального образования город Краснодар в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ

Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Н.Н.МИСНИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)