Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-286/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2014 г. по делу N А55-286/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы - Шаровская М.В., доверенность от 08.06.2012 г. N 63 АА 1303110;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- от Департамента управления имуществом г.о. Самара - извещен, не явился;
- от МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" - Заряев И.Г., доверенность от 14.01.2014 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2014 года по делу N А55-286/2014 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы, (ОГРНИП 310631619500012), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц:
1. Департамента управления имуществом г.о. Самара, г. Самара,
2. МП г.о. Самара "Ярмарки Самары", г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду,

установил:

Индивидуальный предприниматель Фейзиев Миргасан Мирали Оглы обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", содержащегося в сообщении N 12-1/31336/13 от 03.12.2013, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, заключить договор аренды.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Индивидуальный предприниматель Фейзиев Миргасан Мирали Оглы подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 28.04.2014 года по делу N А55-286/2014 по заявлению ИП "Фейзиева М.М.о." к Министерству имущественных отношений Самарской области - отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что фактически, в нарушение ст. 28, 34 Земельного Кодекса РФ, его заявка ответчиком даже не рассматривалась, судя по сроку ее рассмотрения в 5 календарных дней. (28.11.2013 обратился в Министерство с заявлением, а 3.12.2013 года - отказ).
Податель жалобы считает, что решение об отказе N 12-1/3136/13 от 03.12.2013 года противоречит нормам ФЗ от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Закона Самарской области от 05.07.2010 года N 76-ГД.
В судебном заседании представитель Индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель МП г.о. Самара "Ярмарки Самары" оставляет решение вопроса по апелляционной жалобе на усмотрение суда.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В заседании был объявлен перерыв с 28 июля 2014 года по 30 июля 2014 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предприниматель Фейзиев Миргасан Мирали Оглы обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи",
Заявление предпринимателя датировано 25.11.2013 года, получено Министерством согласно почтовому уведомлению 28.11.2013 года.
Сообщением N 12-1/31336/13 от 03 декабря 2013 года в предоставлении вышеназванного земельного участка заявителю было отказано. Отказ мотивирован тем, что размещение нестационарного торгового объекта на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 года N 377 (л.д. 8-9).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденную постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 года N 377 не включен, а также из того, что заявителю либо иному лицу спорный земельный участок по размещение нестационарных торговых объектов не предоставлялся. Право на льготное приобретение земельного участка в аренду, предусмотренное пунктом 3.1. Порядка, у заявителя отсутствует.
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок (далее - Порядок) предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно п. п. 2.1, 2.2, 2.3 указанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - заявитель), подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Министерство проводит проверку документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, на соответствие требованиям к их укомплектованности и оформлению, установленным действующим законодательством, а также на наличие противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах.
Несоблюдение установленных требований является основанием для принятия министерством решения об отказе в приеме документов и возвращении заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Решение об отказе в приеме документов и возвращении заявления принимается министерством в течение 14 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, и направляется заявителю по адресу, указанному в заявлении.
Согласно п. 2.4, 2.5 Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
В месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.11 порядка после получения схемы расположения земельного участка министерство в 14-дневный срок организует выполнение в отношении данного земельного участка кадастровых работ. В 14-дневный срок с момента получения результатов кадастровых работ министерство обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости.
Доказательств соблюдения указанных требований Министерством не представлено.
В течение 5 дней Министерством направлено предпринимателю сообщение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду (л.д. 8-9), где единственным основанием для отказа заявителю в предоставлении участка в аренду указано на отсутствие в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара указания на размещение временного объекта на испрашиваемом участке.
Действительно, согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Однако при этом, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
По смыслу вышеназванных норм, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. При этом, перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой.
Таким образом, то обстоятельство, что размещение нестационарного торгового объекта не предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной постановлением администрации г.о. Самары от 19.04.2013 года N 377, не может быть безусловным основанием к отказу в предоставлении земельного участка.
Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление ФАС Поволжского округа от 24.02.2014 года по делу N А55-20371/2013, Постановление ФАС Поволжского округа от 25.04.2014 года по делу N А55-20502/2013, постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2014 года по делу N А55-15412/2013 и другие).
Доказательств наличия других оснований для отказа в предоставлении земельного участка предпринимателю в аренду Министерством в суд не представлено, в оспариваемом решении об отказе ссылка на такие доказательства отсутствуют.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае Министерством указанные обстоятельства не доказаны.
С учетом изложенного, в соответствии с положениями ст. 200, 201 АПК РФ, требования предпринимателя о признании незаконным решения об отказе Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении участка в аренду, содержащегося в сообщении N 12-1/3136/13 от 03.12.2013 года подлежат удовлетворению.
В связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела согласно п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда следует отменить и принять новый судебный акт, которым признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении Индивидуальному предпринимателю Фейзиеву Миргасану Мирали Оглы в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", содержащийся в сообщении N 12-1/3136/13 от 3 декабря 2013 г. и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленном законом порядке.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования данной нормы не следует, что при применении п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суду необходимо указать, каким образом необходимо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку на необходимость подобного указания содержится лишь в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, касающейся оспаривания действий (бездействия).
Таким образом, законодатель конкретно предусмотрел, каким образом подлежит восстановлению нарушенное право заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2009 г. по делу N А55-17523/2008.
В связи с этим апелляционный суд указывает в резолютивной части постановления лишь на обязанность Министерства имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленном законом порядке.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2014 года по делу N А55-286/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении Индивидуальному предпринимателю Фейзиеву Миргасану Мирали Оглы в аренду земельного участка площадью 10 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Мичурина, около дома N 122 под установку временного павильона "Фрукты-овощи", содержащийся в сообщении N 12-1/3136/13 от 3 декабря 2013 г.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в установленном законом порядке.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Индивидуального предпринимателя Фейзиева Миргасана Мирали Оглы, (ОГРНИП 310631619500012), г. Самара, судебные расходы в сумме 300 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)