Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 05.03.2015 N Ф09-758/15 ПО ДЕЛУ N А50-8950/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2015 г. N Ф09-758/15

Дело N А50-8950/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крюковым Ю.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гипсополимер" (далее - общество "Гипсополимер", заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.09.2014 по делу N А50-8950/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, приняли участие представители:
- общества "Гипсополимер" - Макарова Е.Ю. (доверенность от 12.01.2015 N 1);
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - управление Росимущества) - Кодырева Н.В. (доверенность от 12.01.2015).
От представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (далее - кадастровая палата) поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия. Заявленное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество "Гипсополимер" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным письма управления Росимущества от 25.03.2014 N 01-3688-08, которым, по его мнению, на него возложена обязанность совершить действия, не предусмотренные ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ); о признании незаконным, не соответствующим ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" бездействия управления Росимущества, выразившегося в непринятии распоряжения о предоставлении в аренду заявителю земельного участка, общей площадью 122 721 кв. м с кадастровым номером 59:18:3630101:3178, а также в неподготовке проекта договора аренды и ненаправлении его обществу "Гипсополимер"; о возложении на управление Росимущества обязанности в двухнедельный срок после вступления решения суда в законную силу подготовить и направить обществу "Гипсополимер" распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 122 721 кв. м с кадастровым номером 59:18:3630101:3178, а также подписанный проект договора аренды вышеупомянутого земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена кадастровая палата.
Решением суда от 02.09.2014 (судья Ремянникова И.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 (судьи Дюкин В.Ю., Гладких Е.О., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Гипсополимер" просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неверное применение судами положений ст. 39 Федерального закона N 221-ФЗ. Заявитель указывает на то, что в оспариваемом письме управление Росимущества сослалось на отсутствие согласования границ испрашиваемого земельного участка с собственником земельного участка с кадастровым номером 59:18:3630101:1196, тогда как суды, отказывая в удовлетворении требований, указали на несогласованность границ испрашиваемого земельного участка с собственником земельного участка с кадастровым номером 59:18:0000000:199. Общество "Гипсополимер" настаивает на том, что до формирования земельного участка с кадастровым номером 59:18:3630101:3178 все смежные с ним земельные участки стояли на государственном кадастровом учете и координаты характерных точек их границ были учтены при формировании испрашиваемого участка. Границы испрашиваемого земельного участка и смежных с ним участков не изменялись и не уточнялись, в связи с чем содержащееся в оспариваемом письме требование незаконно возлагает на общество "Гипсополимер" совершение действий, не предусмотренных п. 1 ст. 39 Федерального закона N 221-ФЗ. По мнению заявителя, суды также не дали всесторонней, полной и объективной оценки его доводам о том, что земельный участок с кадастровым номером 59:18:3630101:3178 относится к землям сельскохозяйственного назначения. При этом общество "Гипсополимер" ссылается на положения ст. 7, 69, 91, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5, 7 Федерального закона N 221-ФЗ, а также на сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте от 31.07.2013 N 5900/201/13-338325, постановлении администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 10.05.2011 N 528 "Об утверждении схемы расположения земельного участка". Кроме того, заявитель указывает, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые на разграничена, права не зарегистрированы, следовательно, право распоряжения им принадлежит органу местного самоуправления (абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), а не органу государственной власти субъекта Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу управление Росимущества просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Гипсополимер" обратилось в управление Росимущества с заявлением от 11.02.2014 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:18:3630101:3178 сроком на пять лет.
Управление Росимущества в своем письме от 25.03.2014 N 01-3688-08 сообщило заявителю о том, что в межевом плане границы испрашиваемого в аренду земельного участка не согласованы с ним как с законным представителем собственника смежного земельного участка с кадастровым номером 59:18:3630101:1196.
Полагая данный ответ не соответствующим закону, квалифицировав его как неправомерное бездействие по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу положений ст. 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельный участок, необходимый для проведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется в порядке и на условиях, которые установлены гражданским законодательством и земельным законодательством.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 указанного Кодекса.
В силу п. 1, 2 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Судами установлено, что земельный участок общей площадью 122 721 кв. м сформирован обществом "Гипсополимер" с целевым назначением "под размещение открытого склада хранения камня" согласно Схеме расположения земельного участка от 27.04.2011 N 165, утвержденной постановлением администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 10.05.2011 N 528.
Испрашиваемый земельный участок сформирован и ему присвоен кадастровый номер 59:18:3630101:3178, земельный участок расположен в границах горного отвода от 12.07.2006 N 44.
Согласно ст. 7, ч. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 59:18:3630101:3178, общей площадью 122 721 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, Добрянский р-н, Полазненское городское поселение Чумкасский карьер расположен в 56 квартале (в настоящее время 108 квартал - изменение нумерации на основании приказа Агентства по природопользованию Пермского от 04.08.2011 N СЭД-48-01-02-430, приказа ГКУ "Добрянское лесничество" от 18.08.2011 N 227) СПК "Уральская нива", относится к землям лесного фонда, с указанием номеров выдела: 3, 4, что подтверждается планшетом лесоустройства 1993, 2006 годов. Согласно таксационным описаниям Камского лесничества Добрянского сельского лесхоза Пермского края 2006 года в выделах 3, 4 элементами леса являются липа и осина, тип леса: ельник липняковый.
В силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании приведенных норм права суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что управление Росимущества не уполномочено предоставлять спорный земельный участок в аренду заявителю.
Кроме того, суды верно указали, что положениями ст. 39 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено обязательное согласование местоположения границ земельного участка с лицами, обладающими смежными земельными участками в том числе на праве собственности.
Вместе с тем судами установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 59:18:3630101:3178 в точках с координатами 4; 4 и 17; 15 не были согласованы с собственником земельного участка с кадастровым номером 59:18:0000000:199. Земельный участок с кадастровым номером 59:18:0000000:199 общей площадью 479 986 426 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, Добрянский муниципальный р-н, Добрянское лесничество, Добрянское сельское участковое лесничество (СПК "Никулинский" кварталы 1 - 42; СПК "Косвинский" кварталы 1 - 82; СПК "Прикамье" кварталы 1 - 24; П/х "Пермавтодор" кварталы 1 - 5; СПК "Кухтымское" кварталы 1 - 31; СПК "Добрянский" кварталы 1 - 22; ООО "Восходы" кварталы 1 - 23; СПК "Уральская нива" кварталы 1 - 56), назначение: земли лесного фонда, является федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.05.2012 N 59-БГ 387770 (ранее выданное свидетельство от 16.01.2006 N 59 БА 139398).
В силу п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Согласно норме ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия собственника в части согласования местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда не переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что согласование местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества, то есть управлением Росимущества (письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 31.10.2013 N 23782-ПК/Д23и "О полномочиях по принятию решений о согласовании местоположения границ лесных участков в составе земель лесного фонда"). Отсутствие такого согласования свидетельствует о том, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением норм действующего законодательства.
Кроме того, судами верно указано на нарушение установленной законом процедуры постановки названного земельного участка на кадастровый учет в связи тем, что решение о согласовании схемы его расположения принято администрацией Добрянского муниципального района Пермского края (постановление от 10.05.2011 N 528) за пределами ее компетенции, так как судами установлена принадлежность данного земельного участка к федеральной собственности.
На основании изложенного, довод заявителя кассационной жалобы о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 59:18:3630101:3178 к категории земель сельскохозяйственного назначения не принимается во внимание, так как данная категория внесена в документы кадастрового учета на основании акта органа местного самоуправления, вынесенного с превышением его полномочий. Кроме того, категория земель относится к числу сведений, которые отображаются в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливаются этим документом.
Вывод судов о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям лесного фонда сделан на основе представленных управлением Росимущества доказательств, оснований для переоценки которых у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод общества "Гипсополимер" о том, что в рассматриваемой ситуации ст. 39 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает для него обязанность по согласованию границ земельного участка с владельцами смежных земельных участков, основан на неверном толковании указанной нормы права. То обстоятельство, что смежный земельный участок сформирован, не свидетельствует об отсутствии необходимости согласования границ спорного земельного участка ввиду того, что его формирование и постановка на кадастровый учет осуществляется впервые.
Ссылка заявителя на то, что земельный участок с кадастровым номером 59:18:3630101:3178 относится к землям, государственная собственность на которые на разграничена, в связи с чем право распоряжения им принадлежит органу местного самоуправления, противоречит материалам дела, а также тому обстоятельству, что общество "Гипсополимер" в рамках настоящего дела оспаривает бездействие по предоставлению названного земельного участка управления Росимущества, неуполномоченного на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 02.09.2014 по делу N А50-8950/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гипсополимер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА

Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
А.А.СТОЛЯРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)