Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2010 года по делу N А66-12957/2009 (судья Басова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВИТ" (далее - общество, ООО "ВИТ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Тверской области (далее - комитет) о признании незаконными действий по подготовке к предоставлению закрытому акционерному обществу "Шелл Нефть" земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 69:40:03 00 339 по адресу: Октябрьский проспект в Пролетарском районе города Твери, под строительство АЗС с предварительным согласованием места размещения объекта, а также о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества, а именно - обеспечить формирование и постановку земельного участка на кадастровый учет и организовать проведение торгов на право аренды земельного участка (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Определением Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября 2009 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено закрытое акционерное общество "Шелл Нефть" (далее - ЗАО "Шелл Нефть").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2010 года признаны незаконными действия комитета по подготовке к предоставлению и предоставлению ЗАО "Шелл Нефть" земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 69:40:03 00 339 по адресу: Октябрьский проспект в Пролетарском районе города Твери, под строительство АЗС с предварительным согласованием места размещения объекта. На комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения формирования и постановки на кадастровый учет указанного земельного участка и проведения торгов на право его аренды в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Комитет с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. ООО "ВИТ" и ЗАО "Шелл Нефть" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ООО "ВИТ", комитет и ЗАО "Шелл Нефть" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Твери от 11.11.2002 утвержден акт выбора и обследования площадки для проектирования и строительства административного здания и площадки для размещения строительных материалов по Октябрьскому проспекту в Пролетарском районе для общества. Впоследствии обществу отказано в продлении срока действия акта выбора и обследования площадки для проектирования и строительства административного здания и площадки для размещения строительных материалов по указанному адресу в кадастровом квартале N 69:40:03 00 339 в связи с истечением срока действия акта (выписка из протокола от 28.03.2007 N 3 заседания Комиссии при администрации Тверской области по согласованию актов о выборе земельных участков для строительства и реализации проектов). Комитету предписано в срок до 27.04.2007 разработать конкурсные условия для выставления данного участка на торги.
Не оспаривая решение об отказе в продлении срока действия акта выбора и обследования площадки для строительства, общество в течение 2007-2009 годов неоднократно обращалось в комитет с заявлениями о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка для строительства, что, в частности, подтверждено письмами общества от 10.04.2007 N 17, от 21.02.2008 N 2, заявлениями от 06.03.2008 (вх. N 151), от 26.05.2009 (вх. N 4835), от 28.05.2009 N 6, от 26.08.2009 N 11.
Комитет неоднократно по различным основаниям отказывал обществу в предоставлении земельного участка под строительство. В частности, отказ от 27.06.2008 N 8848-09 мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок предусмотрен под жилую капитальную многоэтажную застройку. В отказе от 18.06.2009 N 6454-09 содержится указание на истечение срока действия акта выбора земельного участка и на то обстоятельство, что земельный участок в испрашиваемых границах сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с этим его предоставление для строительства возможно только на торгах. Дополнительно письмом от 20.10.2009 N 12586-09 обществу сообщено, что на заседании Межведомственной комиссии администрации Тверской области по размещению производительных сил на территории Тверской области (далее - Межведомственная комиссия) принято решение считать целесообразным предоставление спорного земельного участка ЗАО "Шелл Нефть" под строительство АЗС с предварительным согласованием места размещения объекта. Данная информация подтверждена протоколом заседания Межведомственной комиссии от 20.08.2009 N 6. О принятом решении сообщено ЗАО "Шелл Нефть" письмом от 11.09.2009 N 10453-09.
Во исполнение решения Межведомственной комиссии комитетом в администрацию города Твери 11.09.2009 направлены документы с просьбой о выдаче акта о выборе земельного участка, обеспечении изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В номере 56 (421) от 28.10.2009 издания "Муниципальные вести" опубликована информация о возможном (предстоящем) предоставлении ЗАО "Шелл Нефть" земельного участка для размещения АЗС. Составлен акт выбора и обследования площадки для проектирования и строительства АЗС по Октябрьскому проспекту в Пролетарском районе города Твери от 28.09.2009, утвержденный заместителем главы администрации города Твери 08.12.2009. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в порядке пункта 6 статьи 31 ЗК РФ, на дату рассмотрения дела в суде не принято.
Не согласившись с действиями комитета, направленными на подготовку к предоставлению и предоставление земельного участка под строительство АЗС с предварительным согласованием места размещения объекта ЗАО "Шелл Нефть", общество обратилось в суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим. В соответствии со статьей 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (за исключениями, установленными Кодексом).
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (за исключениями, установленными данной нормой).
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно статье 31 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
По смыслу указанной нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов. Таким образом, при наличии двух или более заявок на один и тот же земельный участок предоставление земельного участка одному из претендентов без проведения торгов не представляется возможным.
Соответствующая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2008 N 5864/08, от 24.04.2008 N 5490/08).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на спорный земельный участок претендуют как ЗАО "Шелл Нефть", так и общество.
Судом первой инстанции правомерно не приняты доводы комитета о том, что общество претендовало на получение земельного участка в аренду для иных целей, нежели ЗАО "Шелл Нефть", поскольку из заявления ЗАО "Шелл Нефть" от 07.08.2008 и из всех представленных в материалы дела заявлений и писем общества следует, что целью получения земельного участка в аренду у обоих является строительство. Более того, заявлением от 26.05.2009 общество просит предоставить земельный участок под строительство АЗС стационарного типа, равно как и ЗАО "Шелл Нефть". Данная цель получения обществом земельного участка указана в письмах от 10.04.2007, от 21.02.2008, от 21.02.2008.
Таким образом, подтверждено, что цели аренды земельного участка обоих претендентов являются идентичными.
Из письма комитета от 18.08.2009 N 9855-09, адресованного начальнику Управления регионального развития Тверской области, усматривается, что комитету было известно об испрашивании обществом земельного участка для той же цели, что и ЗАО "Шелл Нефть".
При этом материалами дела подтверждается, что действия комитета, направленные на предоставление земельного участка ЗАО "Шелл Нефь", стали осуществляться после получения комитетом последнего заявления общества от 26.05.2009. Так, вышеуказанным письмом от 18.08.2009 N 9855-09 комитет просит о включении в повестку дня заседания Межведомственной комиссии вопрос о целесообразности предоставления спорного земельного участка ЗАО "Шелл Нефть".
Кроме того, в адрес ЗАО "Шелл Нефть" направлено письмо от 11.09.2009 с сообщением о принятом решении, также направлено письмо от 11.09.2009 в администрацию города Твери о выдаче ЗАО "Шелл Нефть" акта о выборе земельного участка, изготовлении схемы расположения земельного участка и утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что последний отказ, изложенный в письме от 18.06.2009 N 6454-09, обоснован в числе прочего тем, что испрашиваемый обществом земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с этим его предоставление возможно только на торгах. Данная информация является недостоверной, что подтверждено уведомлением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области от 29.06.2009 N 02-69/09-2-139115 об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, а также дальнейшими действиями комитета по предоставлению земельного участка ЗАО "Шелл Нефть" с предварительным согласованием места размещения объекта.
Обществом в адрес комитета направлено заявление от 26.08.2009 N 11, в котором сообщалось, что сведения о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют, и содержалась просьба сообщить о принятом решении. Письмом от 10.09.2009 N 10401-09 комитет сослался на ранее принятое решение (письмо от 18.06.2009 N 6454-09). Фактически заявление общества от 26.08.2009, в котором указывалось на отсутствие факта постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, комитетом не рассмотрено.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок площадью 5000 кв. м, предоставляемый ЗАО "Шелл Нефть", полностью находится в границах земельного участка площадью 6461 кв. м, на аренду которого претендует заявитель. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что до принятия решения о предварительном согласовании ЗАО "Шелл Нефть" места размещения объекта комитет обладал информацией о наличии иных претендентов на получение земельного участка в аренду с той же целью, что и ЗАО "Шелл Нефть". Правопритязания общества на спорный земельный участок подтверждены также самим фактом обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, поданным незамедлительно после публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка ЗАО "Шелл Нефть".
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда о том, что спорный земельный участок может быть предоставлен в аренду исключительно на торгах и действия комитета по предоставлению земельного участка ЗАО "Шелл Нефть" с предварительным согласованием места размещения объекта являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2010 года по делу N А66-12957/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2010 ПО ДЕЛУ N А66-12957/2009
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2010 г. по делу N А66-12957/2009
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2010 года по делу N А66-12957/2009 (судья Басова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВИТ" (далее - общество, ООО "ВИТ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Тверской области (далее - комитет) о признании незаконными действий по подготовке к предоставлению закрытому акционерному обществу "Шелл Нефть" земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 69:40:03 00 339 по адресу: Октябрьский проспект в Пролетарском районе города Твери, под строительство АЗС с предварительным согласованием места размещения объекта, а также о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества, а именно - обеспечить формирование и постановку земельного участка на кадастровый учет и организовать проведение торгов на право аренды земельного участка (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Определением Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября 2009 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено закрытое акционерное общество "Шелл Нефть" (далее - ЗАО "Шелл Нефть").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2010 года признаны незаконными действия комитета по подготовке к предоставлению и предоставлению ЗАО "Шелл Нефть" земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 69:40:03 00 339 по адресу: Октябрьский проспект в Пролетарском районе города Твери, под строительство АЗС с предварительным согласованием места размещения объекта. На комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения формирования и постановки на кадастровый учет указанного земельного участка и проведения торгов на право его аренды в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Комитет с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. ООО "ВИТ" и ЗАО "Шелл Нефть" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ООО "ВИТ", комитет и ЗАО "Шелл Нефть" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Твери от 11.11.2002 утвержден акт выбора и обследования площадки для проектирования и строительства административного здания и площадки для размещения строительных материалов по Октябрьскому проспекту в Пролетарском районе для общества. Впоследствии обществу отказано в продлении срока действия акта выбора и обследования площадки для проектирования и строительства административного здания и площадки для размещения строительных материалов по указанному адресу в кадастровом квартале N 69:40:03 00 339 в связи с истечением срока действия акта (выписка из протокола от 28.03.2007 N 3 заседания Комиссии при администрации Тверской области по согласованию актов о выборе земельных участков для строительства и реализации проектов). Комитету предписано в срок до 27.04.2007 разработать конкурсные условия для выставления данного участка на торги.
Не оспаривая решение об отказе в продлении срока действия акта выбора и обследования площадки для строительства, общество в течение 2007-2009 годов неоднократно обращалось в комитет с заявлениями о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка для строительства, что, в частности, подтверждено письмами общества от 10.04.2007 N 17, от 21.02.2008 N 2, заявлениями от 06.03.2008 (вх. N 151), от 26.05.2009 (вх. N 4835), от 28.05.2009 N 6, от 26.08.2009 N 11.
Комитет неоднократно по различным основаниям отказывал обществу в предоставлении земельного участка под строительство. В частности, отказ от 27.06.2008 N 8848-09 мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок предусмотрен под жилую капитальную многоэтажную застройку. В отказе от 18.06.2009 N 6454-09 содержится указание на истечение срока действия акта выбора земельного участка и на то обстоятельство, что земельный участок в испрашиваемых границах сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с этим его предоставление для строительства возможно только на торгах. Дополнительно письмом от 20.10.2009 N 12586-09 обществу сообщено, что на заседании Межведомственной комиссии администрации Тверской области по размещению производительных сил на территории Тверской области (далее - Межведомственная комиссия) принято решение считать целесообразным предоставление спорного земельного участка ЗАО "Шелл Нефть" под строительство АЗС с предварительным согласованием места размещения объекта. Данная информация подтверждена протоколом заседания Межведомственной комиссии от 20.08.2009 N 6. О принятом решении сообщено ЗАО "Шелл Нефть" письмом от 11.09.2009 N 10453-09.
Во исполнение решения Межведомственной комиссии комитетом в администрацию города Твери 11.09.2009 направлены документы с просьбой о выдаче акта о выборе земельного участка, обеспечении изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В номере 56 (421) от 28.10.2009 издания "Муниципальные вести" опубликована информация о возможном (предстоящем) предоставлении ЗАО "Шелл Нефть" земельного участка для размещения АЗС. Составлен акт выбора и обследования площадки для проектирования и строительства АЗС по Октябрьскому проспекту в Пролетарском районе города Твери от 28.09.2009, утвержденный заместителем главы администрации города Твери 08.12.2009. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в порядке пункта 6 статьи 31 ЗК РФ, на дату рассмотрения дела в суде не принято.
Не согласившись с действиями комитета, направленными на подготовку к предоставлению и предоставление земельного участка под строительство АЗС с предварительным согласованием места размещения объекта ЗАО "Шелл Нефть", общество обратилось в суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим. В соответствии со статьей 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (за исключениями, установленными Кодексом).
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (за исключениями, установленными данной нормой).
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно статье 31 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
По смыслу указанной нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов. Таким образом, при наличии двух или более заявок на один и тот же земельный участок предоставление земельного участка одному из претендентов без проведения торгов не представляется возможным.
Соответствующая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2008 N 5864/08, от 24.04.2008 N 5490/08).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на спорный земельный участок претендуют как ЗАО "Шелл Нефть", так и общество.
Судом первой инстанции правомерно не приняты доводы комитета о том, что общество претендовало на получение земельного участка в аренду для иных целей, нежели ЗАО "Шелл Нефть", поскольку из заявления ЗАО "Шелл Нефть" от 07.08.2008 и из всех представленных в материалы дела заявлений и писем общества следует, что целью получения земельного участка в аренду у обоих является строительство. Более того, заявлением от 26.05.2009 общество просит предоставить земельный участок под строительство АЗС стационарного типа, равно как и ЗАО "Шелл Нефть". Данная цель получения обществом земельного участка указана в письмах от 10.04.2007, от 21.02.2008, от 21.02.2008.
Таким образом, подтверждено, что цели аренды земельного участка обоих претендентов являются идентичными.
Из письма комитета от 18.08.2009 N 9855-09, адресованного начальнику Управления регионального развития Тверской области, усматривается, что комитету было известно об испрашивании обществом земельного участка для той же цели, что и ЗАО "Шелл Нефть".
При этом материалами дела подтверждается, что действия комитета, направленные на предоставление земельного участка ЗАО "Шелл Нефь", стали осуществляться после получения комитетом последнего заявления общества от 26.05.2009. Так, вышеуказанным письмом от 18.08.2009 N 9855-09 комитет просит о включении в повестку дня заседания Межведомственной комиссии вопрос о целесообразности предоставления спорного земельного участка ЗАО "Шелл Нефть".
Кроме того, в адрес ЗАО "Шелл Нефть" направлено письмо от 11.09.2009 с сообщением о принятом решении, также направлено письмо от 11.09.2009 в администрацию города Твери о выдаче ЗАО "Шелл Нефть" акта о выборе земельного участка, изготовлении схемы расположения земельного участка и утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что последний отказ, изложенный в письме от 18.06.2009 N 6454-09, обоснован в числе прочего тем, что испрашиваемый обществом земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с этим его предоставление возможно только на торгах. Данная информация является недостоверной, что подтверждено уведомлением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области от 29.06.2009 N 02-69/09-2-139115 об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, а также дальнейшими действиями комитета по предоставлению земельного участка ЗАО "Шелл Нефть" с предварительным согласованием места размещения объекта.
Обществом в адрес комитета направлено заявление от 26.08.2009 N 11, в котором сообщалось, что сведения о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют, и содержалась просьба сообщить о принятом решении. Письмом от 10.09.2009 N 10401-09 комитет сослался на ранее принятое решение (письмо от 18.06.2009 N 6454-09). Фактически заявление общества от 26.08.2009, в котором указывалось на отсутствие факта постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, комитетом не рассмотрено.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок площадью 5000 кв. м, предоставляемый ЗАО "Шелл Нефть", полностью находится в границах земельного участка площадью 6461 кв. м, на аренду которого претендует заявитель. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что до принятия решения о предварительном согласовании ЗАО "Шелл Нефть" места размещения объекта комитет обладал информацией о наличии иных претендентов на получение земельного участка в аренду с той же целью, что и ЗАО "Шелл Нефть". Правопритязания общества на спорный земельный участок подтверждены также самим фактом обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, поданным незамедлительно после публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка ЗАО "Шелл Нефть".
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда о том, что спорный земельный участок может быть предоставлен в аренду исключительно на торгах и действия комитета по предоставлению земельного участка ЗАО "Шелл Нефть" с предварительным согласованием места размещения объекта являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 января 2010 года по делу N А66-12957/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)