Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
- от ОАО НПК "ПАНХ": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации муниципального образования Динской район: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества НПК "ПАНХ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.03.2014 по делу N А32-37038/2013, принятое судьей Гречко О.А.,
по заявлению открытого акционерного общества НПК "ПАНХ"
- к Администрации муниципального образования Динской район;
- к Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным отказа,
установил:
Открытое акционерное общество НПК "ПАНХ"(далее по тексту заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Динской район (далее по тексту Администрация), Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район (далее по тексту Управление) с требованиями о признании незаконным отказ N 10.01-07/3932 от 30.08.2013 г. Администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края, в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края, в предоставлении муниципальной государственной услуги ОАО НПК "ПАНХ" по предоставлению в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании с кадастровым номером 23:07:06:02000:163, площадью 121346 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Пластуновское"; об обязании администрацию муниципального образования Динской район Краснодарского края, в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края, в двухнедельный срок после принятия решения судом подготовить и направить в ОАО НПК "ПАНХ" для подписания договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:07:06:02000:163, площадью 121346 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Пластуновское".
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на наличие у него права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:07:06:02000:163 и, в связи с этим, права на переоформление права постоянного бессрочного пользования на земельный участок на право собственности.
Решением суда от 04.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у общества отсутствует правоустанавливающий документ на испрашиваемый земельный участок.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагая, что правоустанавливающим документом на земельный участок, находящийся на праве постоянного бессрочного пользования у ООО НПК "ПАНХ" является Постановление N 222-п.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч. ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ссылаясь на принадлежность OAO НПК "ПАНХ" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:06:02000:163, площадью 121346 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Пластуновское", общество 22.08.2013. обратилось к Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район с заявлением о переоформлении спорного земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования в собственность.
Решением от 30.08.2013. обществу отказано предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату. В обоснование отказа Управление сослалось на постановление администрации Динского района от 12.05.1994. N 189-п, которым внесены изменения в постановление, послужившее основанием для выдачи Государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в связи с чем указанный акт не имеет юридической силы. Кроме того, управление указало на отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и нарушает права общества в имущественной сфере, последнее обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным и понуждении переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности, направив проект договора купли-продажи.
Пункт 2 статьи 3 Вводного закона о введении в действие Земельного кодекса устанавливает, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Для признания незаконными действий (Бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В подтверждение наличия у общества права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:07:06:02000:163, заявитель ссылается на Государственный акт КК - 2 N 214000238, выданный правопредшественнику общества. Как следует из представленного обществом межевого плана по уточнению границ спорного земельного участка, последний сформирован на основании Государственного акта КК - 2 N 214000238, постановления администрации Динского района от 09.07.1993. N 222-п (далее -постановление N 222-п).
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что у общества имеется правоустанавливающий документ Постановление N 222-п, а государственный акт подтверждает право постоянного бессрочного пользования на спорный земельный участок по следующим основаниям.
Постановлением администрации Динского района от 27.12.1993. N 440-П "Об обмене земельными участками между А.О. "ПАНХ" ст. Пластуновская и А.О. "Союз-92" пос. Пашковский г. Краснодара фактически внесены изменения в указанные Госакт и постановление N 222-п, и предоставленный по указанному Госакту на основании постановления N 222-п земельный участок площадью 15,0 га заменен на земельный участок площадью 12,0 га, а 3 га изъяты из постоянного (бессрочного) пользования общества. Постановлением администрации от 12.05.1994. N 189-П пункт 2 постановления N 440-п отменен, 3,0 га оставлены в пользовании общества. В отношении оставшихся 12,0 га постановление N 440-П не изменялось, не отменялось, не оспорено. Таким образом, у общества отсутствует правоустанавливающий документ на испрашиваемый земельный участок. То обстоятельство, что обмен фактически не состоялся, и общество продолжает использовать оставшуюся часть земельного участка на основании Госакта, не является основанием для признания за обществом права постоянного (бессрочного) пользования в отношении испрашиваемого земельного участка.
Государственный акт (правоподтверждающий документ) в отношении прав на земельный участок, при отсутствии правоустанавливающих документов, сам по себе не означает наличие у субъекта права постоянного (бессрочного) пользования (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.08.2006 N 16465/05).
По смыслу Постановления Совета Министров РСФСР N 493 от 17.09.1991 государственный акт является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим документом.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что решение суда, объявленное 27.02.2014 г., не соответствует полному тексту решения, так как заявитель обратился к ненадлежащему лицу, по следующим основаниям.
27.02.2014 г. была оглашена резолютивная часть решения, которой обществу было отказано заявленных требованиях.
Полный текст решения изготовлен 04.03.2014 г., в котором суд изложил мотивы, принятого решения.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что доводы третьего лица о том, что заявитель обратился с заявлением о переоформлении прав на земельный участок к лицу, неуправомоченному распоряжаться указанным земельным участком, а испрашиваемый земельный участок относится к федеральной собственности, являются необоснованными по следующим обстоятельствам.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 - Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101 -ФЗ), с 01.07.2006 по настоящее время - статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ.
В силу статьи 2 Закона N 101 -ФЗ право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3 - 5 Закона N 101 -ФЗ устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 23:07:06:02000:163 не был разграничен в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, и не занят объектами недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, то независимо от принадлежности такого имущества до приватизации названный земельный участок относится к тем, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение этим земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномочена осуществлять администрация.
Суд апелляционной инстанции, повторно изучив материалы дела, пришел к выводу, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2014 по делу N А32-37038/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2014 N 15АП-7112/2014 ПО ДЕЛУ N А32-37038/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2014 г. N 15АП-7112/2014
Дело N А32-37038/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
- от ОАО НПК "ПАНХ": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Администрации муниципального образования Динской район: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества НПК "ПАНХ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.03.2014 по делу N А32-37038/2013, принятое судьей Гречко О.А.,
по заявлению открытого акционерного общества НПК "ПАНХ"
- к Администрации муниципального образования Динской район;
- к Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
о признании незаконным отказа,
установил:
Открытое акционерное общество НПК "ПАНХ"(далее по тексту заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Динской район (далее по тексту Администрация), Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район (далее по тексту Управление) с требованиями о признании незаконным отказ N 10.01-07/3932 от 30.08.2013 г. Администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края, в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края, в предоставлении муниципальной государственной услуги ОАО НПК "ПАНХ" по предоставлению в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании с кадастровым номером 23:07:06:02000:163, площадью 121346 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Пластуновское"; об обязании администрацию муниципального образования Динской район Краснодарского края, в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края, в двухнедельный срок после принятия решения судом подготовить и направить в ОАО НПК "ПАНХ" для подписания договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:07:06:02000:163, площадью 121346 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Пластуновское".
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на наличие у него права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:07:06:02000:163 и, в связи с этим, права на переоформление права постоянного бессрочного пользования на земельный участок на право собственности.
Решением суда от 04.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у общества отсутствует правоустанавливающий документ на испрашиваемый земельный участок.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, полагая, что правоустанавливающим документом на земельный участок, находящийся на праве постоянного бессрочного пользования у ООО НПК "ПАНХ" является Постановление N 222-п.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч. ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ссылаясь на принадлежность OAO НПК "ПАНХ" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:07:06:02000:163, площадью 121346 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ЗАО "Пластуновское", общество 22.08.2013. обратилось к Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район с заявлением о переоформлении спорного земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования в собственность.
Решением от 30.08.2013. обществу отказано предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату. В обоснование отказа Управление сослалось на постановление администрации Динского района от 12.05.1994. N 189-п, которым внесены изменения в постановление, послужившее основанием для выдачи Государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в связи с чем указанный акт не имеет юридической силы. Кроме того, управление указало на отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на испрашиваемый земельный участок.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является незаконным и нарушает права общества в имущественной сфере, последнее обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным и понуждении переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности, направив проект договора купли-продажи.
Пункт 2 статьи 3 Вводного закона о введении в действие Земельного кодекса устанавливает, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Для признания незаконными действий (Бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В подтверждение наличия у общества права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:07:06:02000:163, заявитель ссылается на Государственный акт КК - 2 N 214000238, выданный правопредшественнику общества. Как следует из представленного обществом межевого плана по уточнению границ спорного земельного участка, последний сформирован на основании Государственного акта КК - 2 N 214000238, постановления администрации Динского района от 09.07.1993. N 222-п (далее -постановление N 222-п).
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что у общества имеется правоустанавливающий документ Постановление N 222-п, а государственный акт подтверждает право постоянного бессрочного пользования на спорный земельный участок по следующим основаниям.
Постановлением администрации Динского района от 27.12.1993. N 440-П "Об обмене земельными участками между А.О. "ПАНХ" ст. Пластуновская и А.О. "Союз-92" пос. Пашковский г. Краснодара фактически внесены изменения в указанные Госакт и постановление N 222-п, и предоставленный по указанному Госакту на основании постановления N 222-п земельный участок площадью 15,0 га заменен на земельный участок площадью 12,0 га, а 3 га изъяты из постоянного (бессрочного) пользования общества. Постановлением администрации от 12.05.1994. N 189-П пункт 2 постановления N 440-п отменен, 3,0 га оставлены в пользовании общества. В отношении оставшихся 12,0 га постановление N 440-П не изменялось, не отменялось, не оспорено. Таким образом, у общества отсутствует правоустанавливающий документ на испрашиваемый земельный участок. То обстоятельство, что обмен фактически не состоялся, и общество продолжает использовать оставшуюся часть земельного участка на основании Госакта, не является основанием для признания за обществом права постоянного (бессрочного) пользования в отношении испрашиваемого земельного участка.
Государственный акт (правоподтверждающий документ) в отношении прав на земельный участок, при отсутствии правоустанавливающих документов, сам по себе не означает наличие у субъекта права постоянного (бессрочного) пользования (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.08.2006 N 16465/05).
По смыслу Постановления Совета Министров РСФСР N 493 от 17.09.1991 государственный акт является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим документом.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что решение суда, объявленное 27.02.2014 г., не соответствует полному тексту решения, так как заявитель обратился к ненадлежащему лицу, по следующим основаниям.
27.02.2014 г. была оглашена резолютивная часть решения, которой обществу было отказано заявленных требованиях.
Полный текст решения изготовлен 04.03.2014 г., в котором суд изложил мотивы, принятого решения.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что доводы третьего лица о том, что заявитель обратился с заявлением о переоформлении прав на земельный участок к лицу, неуправомоченному распоряжаться указанным земельным участком, а испрашиваемый земельный участок относится к федеральной собственности, являются необоснованными по следующим обстоятельствам.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 - Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101 -ФЗ), с 01.07.2006 по настоящее время - статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ.
В силу статьи 2 Закона N 101 -ФЗ право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3 - 5 Закона N 101 -ФЗ устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 23:07:06:02000:163 не был разграничен в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, и не занят объектами недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, то независимо от принадлежности такого имущества до приватизации названный земельный участок относится к тем, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение этим земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномочена осуществлять администрация.
Суд апелляционной инстанции, повторно изучив материалы дела, пришел к выводу, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2014 по делу N А32-37038/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)