Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 октября 2009 года по делу N А66-10252/2009 (судья Басова О.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Савеловский машиностроительный завод" (далее - Общество, ОАО "Савеловский машиностроительный завод") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее - Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от представления Обществу проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 12 900 кв. м с кадастровым номером 69:42:07 09 41:0098, расположенного по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11, литеры Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, Л2, Л3 и возложении на ответчика обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением суда требования удовлетворены.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Территориальное управление может осуществлять только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в порядке, им установленном.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, распоряжением Территориального управления от 18.09.2008 N 440 Обществу для производственной деятельности предоставлен в собственность земельный участок общей площадью 12 900 кв. м с кадастровым номером 69:42:07 09 41:0098, расположенный по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11, литеры Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, Л2, Л3, под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости - зданием котельной литер "Г" общей площадью 2656,2 кв. м, складом материалов литер "Г1" общей площадью 237,7 кв. м, мазутонасосной станцией литер "Г2" общей площадью 133,2 кв. м, мазутохранилищем с емкостями для подачи мазута литер "Г3", "Г4", "Г5" общей площадью 48,9 кв. м, складом соли литер "Г6" с солевой насосной и подвалом общей площадью 256,4 кв. м, пунктом оперативного управления и открытого распределительного устройства электрической подстанции ГПП-1 литер "Л2", "Л3" общей площадью 107,8 кв. м.
Проект договора купли-продажи в установленный законодательством срок в адрес Общества Территориальным управлением не направлен.
Ответчик направил в адрес заявителя письмо от 20.05.2009 N 3254-05, в котором предложил представить дополнительные документы, перечисленные в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 07.05.2009 N 12/652.
Общество, считая бездействие Территориального управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Тверской области.
ОАО "Савеловский машиностроительный завод" при обращении в суд заявлено ходатайство от 13.07.2009 о восстановлении пропущенного срока подачи указанного заявления в связи с применением им мер по урегулированию спора во внесудебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 названного Кодекса заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Правовая природа этого срока не определена, однако пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом при рассмотрении спора по существу.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Общество в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока подачи заявления указало на то, что распоряжение N 440 о предоставлении спорного земельного участка в собственность вынесено 18.09.2008, письмо от 20.05.2009 N 3254-05 о предъявлении дополнительного пакета документов поступило в адрес ОАО "Савеловский машиностроительный завод" 25.05.2009; в период начиная с даты вынесения распоряжения от 18.09.2008 N 440 и до подачи заявления в арбитражный суд, Обществом путем телефонных переговоров непрерывно велась работа с целью получения проекта договора купли-продажи земельного участка, представлен дополнительный документ о том, что сделка не является крупной.
Суд в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ, исследовав и оценив доказательства, связанные с причинами пропуска заявителем названного срока, пришел к правильному выводу о признании этих причин уважительными и восстановил пропущенный срок на оспаривание бездействия Территориального управления.
Подтверждая выводы Арбитражного суда Тверской области, апелляционный суд также исходит из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией, которой запрещен отказ в правосудии и закреплено положение о том, что заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде, а также позиции Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград.
Следовательно, восстанавливая пропущенный срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, арбитражный суд обоснованно в соответствии со статьей 2 АПК РФ обеспечил заявителю доступ к правосудию.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительным полномочиям суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. В рассматриваемом случае суд первой инстанции, удовлетворяя ходатайство Общества, оценил документы, представленные как ОАО "Савеловский машиностроительный завод", так и Территориальным управлением.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса, согласно которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется Российской Федерацией.
В силу пункта 1 статьи 36 названного Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац второй пункта 5 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 приказа Министерства экономического развития России от 30.10.2007 N 370 к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
- - копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- - копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
- - копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- - кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре);
- - копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании вышеприведенных норм права, административный орган в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Следовательно, реализация прав юридического лица на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти совершить действия, направленные на выполнение законных требований заявителя. Право юридического лица на приобретение земельного участка является безусловным.
Исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, названные в статье 29 ЗК РФ, обязаны с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Материалами дела подтверждается, что Территориальное управление, приняв распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка, в установленный срок не подготовило проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и не направило его заявителю. Возможность истребования дополнительных документов после принятия распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность законодательством не предусмотрена.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от представления ОАО "Савеловский машиностроительный завод" проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 12 900 кв. м с кадастровым номером 69:42:07 09 41:0098, расположенного по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11, литеры Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, Л2, Л3, незаконным.
Довод подателя жалобы о том, что продажу федеральных земельных участков Территориальное управление может осуществлять только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, судом первой инстанции правильно признан несостоятельным по следующим основаниям.
Типовое положение о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, в соответствии с которым на Территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом возложена обязанность осуществлять продажу федерального имущества по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утверждено после возникновения у Территориального управления обязанности подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 (в редакции от 28.06.2005) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 года не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
В силу пункта 10 названного Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Таким образом, Арбитражным судом Тверской области правомерно не принята во внимание ссылка Территориального управления на приказ Минэкономразвития от 25.07.2008 N 167 "Об осуществлении Территориальным управлением Росимущества по Тверской области функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом", так как в материалах дела отсутствуют сведения о государственной регистрации и публикации в установленном порядке названного нормативного правового акта.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в частности, следующие полномочия в предусмотренной сфере деятельности: организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже (пункт 5.4 Положения N 432); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6 Положения N 432).
Таким образом, из Положения N 432 и вышеперечисленных норм следует, что на Территориальное управление возложена обязанность по заключению в установленном порядке договоров купли-продажи федерального имущества.
Ссылка ответчика на то, что на момент обращения Общества не разработан порядок продажи земельных участков, отклоняется апелляционным судом, поскольку нормами статей 9, 10, 11, 29, 36 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, предусматривающий ряд последовательных действий в определенные временные сроки как для продавца земельного участка, так и для покупателя. Отсутствие у заинтересованного лица внутреннего акта, регламентирующего порядок продажи земельных участков, не может являться основанием для отказа заявителю в возможности реализовать свои права, предоставленные ему законом.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 октября 2009 года по делу N А66-10252/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.01.2010 ПО ДЕЛУ N А66-10252/2009
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2010 г. по делу N А66-10252/2009
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 октября 2009 года по делу N А66-10252/2009 (судья Басова О.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Савеловский машиностроительный завод" (далее - Общество, ОАО "Савеловский машиностроительный завод") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее - Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от представления Обществу проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 12 900 кв. м с кадастровым номером 69:42:07 09 41:0098, расположенного по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11, литеры Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, Л2, Л3 и возложении на ответчика обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением суда требования удовлетворены.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Территориальное управление может осуществлять только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в порядке, им установленном.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, распоряжением Территориального управления от 18.09.2008 N 440 Обществу для производственной деятельности предоставлен в собственность земельный участок общей площадью 12 900 кв. м с кадастровым номером 69:42:07 09 41:0098, расположенный по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11, литеры Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, Л2, Л3, под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости - зданием котельной литер "Г" общей площадью 2656,2 кв. м, складом материалов литер "Г1" общей площадью 237,7 кв. м, мазутонасосной станцией литер "Г2" общей площадью 133,2 кв. м, мазутохранилищем с емкостями для подачи мазута литер "Г3", "Г4", "Г5" общей площадью 48,9 кв. м, складом соли литер "Г6" с солевой насосной и подвалом общей площадью 256,4 кв. м, пунктом оперативного управления и открытого распределительного устройства электрической подстанции ГПП-1 литер "Л2", "Л3" общей площадью 107,8 кв. м.
Проект договора купли-продажи в установленный законодательством срок в адрес Общества Территориальным управлением не направлен.
Ответчик направил в адрес заявителя письмо от 20.05.2009 N 3254-05, в котором предложил представить дополнительные документы, перечисленные в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 07.05.2009 N 12/652.
Общество, считая бездействие Территориального управления незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Тверской области.
ОАО "Савеловский машиностроительный завод" при обращении в суд заявлено ходатайство от 13.07.2009 о восстановлении пропущенного срока подачи указанного заявления в связи с применением им мер по урегулированию спора во внесудебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 названного Кодекса заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Правовая природа этого срока не определена, однако пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом при рассмотрении спора по существу.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Общество в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока подачи заявления указало на то, что распоряжение N 440 о предоставлении спорного земельного участка в собственность вынесено 18.09.2008, письмо от 20.05.2009 N 3254-05 о предъявлении дополнительного пакета документов поступило в адрес ОАО "Савеловский машиностроительный завод" 25.05.2009; в период начиная с даты вынесения распоряжения от 18.09.2008 N 440 и до подачи заявления в арбитражный суд, Обществом путем телефонных переговоров непрерывно велась работа с целью получения проекта договора купли-продажи земельного участка, представлен дополнительный документ о том, что сделка не является крупной.
Суд в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ, исследовав и оценив доказательства, связанные с причинами пропуска заявителем названного срока, пришел к правильному выводу о признании этих причин уважительными и восстановил пропущенный срок на оспаривание бездействия Территориального управления.
Подтверждая выводы Арбитражного суда Тверской области, апелляционный суд также исходит из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией, которой запрещен отказ в правосудии и закреплено положение о том, что заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде, а также позиции Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград.
Следовательно, восстанавливая пропущенный срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, арбитражный суд обоснованно в соответствии со статьей 2 АПК РФ обеспечил заявителю доступ к правосудию.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительным полномочиям суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. В рассматриваемом случае суд первой инстанции, удовлетворяя ходатайство Общества, оценил документы, представленные как ОАО "Савеловский машиностроительный завод", так и Территориальным управлением.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса, согласно которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется Российской Федерацией.
В силу пункта 1 статьи 36 названного Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац второй пункта 5 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 приказа Министерства экономического развития России от 30.10.2007 N 370 к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
- - копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- - копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
- - копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- - кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре);
- - копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании вышеприведенных норм права, административный орган в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Следовательно, реализация прав юридического лица на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти совершить действия, направленные на выполнение законных требований заявителя. Право юридического лица на приобретение земельного участка является безусловным.
Исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, названные в статье 29 ЗК РФ, обязаны с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Материалами дела подтверждается, что Территориальное управление, приняв распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка, в установленный срок не подготовило проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и не направило его заявителю. Возможность истребования дополнительных документов после принятия распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность законодательством не предусмотрена.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от представления ОАО "Савеловский машиностроительный завод" проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 12 900 кв. м с кадастровым номером 69:42:07 09 41:0098, расположенного по адресу: Тверская область, город Кимры, улица 50 лет ВЛКСМ, дом 11, литеры Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, Л2, Л3, незаконным.
Довод подателя жалобы о том, что продажу федеральных земельных участков Территориальное управление может осуществлять только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, судом первой инстанции правильно признан несостоятельным по следующим основаниям.
Типовое положение о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, в соответствии с которым на Территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом возложена обязанность осуществлять продажу федерального имущества по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утверждено после возникновения у Территориального управления обязанности подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
Согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 (в редакции от 28.06.2005) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 года не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
В силу пункта 10 названного Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Таким образом, Арбитражным судом Тверской области правомерно не принята во внимание ссылка Территориального управления на приказ Минэкономразвития от 25.07.2008 N 167 "Об осуществлении Территориальным управлением Росимущества по Тверской области функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом", так как в материалах дела отсутствуют сведения о государственной регистрации и публикации в установленном порядке названного нормативного правового акта.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в частности, следующие полномочия в предусмотренной сфере деятельности: организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже (пункт 5.4 Положения N 432); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6 Положения N 432).
Таким образом, из Положения N 432 и вышеперечисленных норм следует, что на Территориальное управление возложена обязанность по заключению в установленном порядке договоров купли-продажи федерального имущества.
Ссылка ответчика на то, что на момент обращения Общества не разработан порядок продажи земельных участков, отклоняется апелляционным судом, поскольку нормами статей 9, 10, 11, 29, 36 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, предусматривающий ряд последовательных действий в определенные временные сроки как для продавца земельного участка, так и для покупателя. Отсутствие у заинтересованного лица внутреннего акта, регламентирующего порядок продажи земельных участков, не может являться основанием для отказа заявителю в возможности реализовать свои права, предоставленные ему законом.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 октября 2009 года по делу N А66-10252/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)