Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2013 N 11АП-17656/2013 ПО ДЕЛУ N А65-22337/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. по делу N А65-22337/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 13 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 ноября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
от третьего ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Управления Росреестра по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2013 г. по делу N А65-22337/2012 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны (ОГРН 30916502800067, ИНН 165036667006), г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
к Главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным бездействий, обязании совершить определенные действия,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хайруллина Альфия Кирамутдиновна (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее первый ответчик), исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее второй ответчик), палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее третий ответчик) о признании незаконными бездействия ответчиков выразившегося в не рассмотрении по существу заявлений от 24.04.2012 г. за исходящими N 464/984, N 463/983, N 462/982 о предоставлении заявителю в собственность и в аренду земельного участка площадью 1 374 га. с кадастровым номером 16:39:011301:332 и о возложении на ответчиков обязанности предоставить заявителю в собственность земельный участок с кадастровым номером N 16:39:000000:332, находящегося под объектами имущественного комплекса, принадлежащего заявителю на праве собственности, а также предоставить заявителю в аренду оставшуюся часть земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:332, сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 февраля 2013 г. по делу N А65-8849/2012 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными бездействия главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, выразившихся в не рассмотрении по существу заявлений главы крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны от 24.04.2012 N N 464/984, 463/983, 462/982 о предоставлении в собственность и в аренду земельного участка площадью 1 374 га., с кадастровым номером 16:39:011301:332. На ответчиков возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявлений от 24.04.2012 N N 464/984, 463/983, 462/982 о предоставлении в собственность и в аренду земельного участка площадью 1 374 га. с кадастровым номером 16:39:011301:332 и принятия решений предусмотренных нормами земельного законодательства. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Второй ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12.10.2009 г. заявителем было создано крестьянское (фермерское) хозяйство, которое прошло государственную регистрацию за ОГРНИП 309165028500067.
20.11.2009 г. КФХ Хайруллной А.К. по результатам конкурса включено в отраслевую целевую программу: "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 года".
Заявитель является собственником имущественного комплекса из 44 объектов бывшего ПК "им. Калинина", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:39:000000:332 по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение.
Заявлениями от 24.04.2012 г. за исходящими N 464/984, N 463/983, N 462/982 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хайруллина А.К. обратилась к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении в собственность и в аренду земельного участка площадью 1 374 га. с кадастровым номером 16:39:011301:332 которые ответчиками не были рассмотрены.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частями 1, 4 ст. 20 Земельного кодекса Республики Татарстан (далее по тексту - ЗК РТ) в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Татарстан; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В порядке ч. 3 ст. 30 ЗК РТ органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Реализация данного права в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ осуществляется в порядке, установленном ФЗ РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и гл. XIV Земельного кодекса РФ. В силу ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду земель сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. ст. 34, 29 Земельного кодекса РФ, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
В деле не имеется доказательств государственной регистрации спорного земельного участка в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ или в собственности муниципального образования, данный участок находится в государственной собственности. В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, до разграничения права государственной собственности на землю распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, осуществляют органы местного самоуправления.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон).
Согласно п. 1 названной статьи Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 статьи 12 Закона определено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями указанной статьи в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 предусмотрено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм, право для получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности возникает с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В целях реализации указанного права глава крестьянского (фермерского) хозяйства или его члены должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и приложенным к нему документом, подтверждающим государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
С учетом изложенного, заключение договора аренды земельного участка возможно лишь после проведения оговоренных выше процедур, в частности, подачи в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления, подготовки кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка, принятия решения о предоставлении этого земельного участка на праве собственности или аренды заинтересованному лицу.
Пунктом 6 ст. 12 Закона определен способ защиты прав лица обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
В силу ст. ст. 4, 198 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться и суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагают, что данный акт не соответствует закону и нарушает из законные права и интересы либо создают препятствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности. В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении данной категории споров обязан установить, нарушает ли оспариваемый ненормативный акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Порядком предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством на территории Тукаевского муниципального района, утвержденного решением Совета Тукаевского муниципального района N 24/13 от 28.05.2008 г. Заявление о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, подаются гражданами на имя главы Тукаевского муниципального района.
Данным положением функции по подготовке проекта решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка возложены на палату имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ N "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Данное требование закона также не было выполнено ответчиками.
Ответчики не представили доказательств рассмотрения в установленный законом срок заявлений главы КФХ Хайруллиной А.К.
Таким образом, ответчиками не исполнены требования вышеназванного законодательства по рассмотрению в установленный законом срок заявлений с принятием соответствующего решения (постановления, распоряжения), т.е. ответчиками допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд указывает в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия органов местного самоуправления на их обязанность совершить определенные действия по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Данная правовая позиция суда согласуется с Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2009 г. N А65-24978/2008.
В случае признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным или оспариваемых действий (бездействия) незаконным в решении суда должно быть указание на обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2013 г. по делу N А65-22337/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)