Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2015
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства
по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела
в арбитражном суде первой инстанции,
дело N А40-125287/2014
по иску Комитета лесов Республики Коми (ИНН 1101462123, ОГРН 1071101000233)
к ОАО "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518)
о взыскании суммы задолженности по договору аренды
третье лицо: ЗАО "Ямалгазинвест"
при участии в судебном заседании:
от истца не явился, извещен
от ответчика Яцковский П.С. по доверенности от 27.04.2012
от третьего лица Томасевич И.И. по доверенности от 12.11.2014
установил:
Комитет лесов Республики Коми обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "Газпром" о взыскании в связи с ненадлежащим исполнением обязательств из Договора аренды от 29.12.2009 N С0990507/71/09-АЗ арендной платы в размере 19 426,48 руб.
Решением суда от 14.10.2014 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Ответчиком и Третьим лицом поданы апелляционные жалобы.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по основаниям, установленным ч. 6.1 ст. 268, ч. 4 ст. 270 АПК РФ, объявлен переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, - поскольку судом первой инстанции дело было рассмотрено в отсутствие Ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ответчик и Третье лицо заявили о несогласии с требованиями и доводами иска, Истец не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
Установлено, что 29.12.2009 между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и ОАО "Газпром" (арендатор) заключен Договор аренды от 29.12.2009 N С0990507/71/09-АЗ, по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование на срок с 29.12.2009 по 29.12.2014 лесной участок земель лесного фонда по адресу: Республика Коми, Печорский район, ГУ РК "Каджеромское лесничество", Зеленоборское участковое лесничество квартала N 911, 912.
Договор заключен для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов - сопутствующих объектов участка газопровода км 860,5 - км 1074, входящего в систему магистральных газопроводов Бованенково - Ухта.
В соответствии с ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы за использование лесного участка определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьей 73 Лесного кодекса РФ.
По правилам ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади арендуемого лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования указанных выше норм размер арендной платы за пользование лесным участком является регулируемым, в связи с чем, при его определении должны использоваться ставки, установленные уполномоченным органом (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ). Применение регулируемых цен в договоре является обязательным, их изменение, в том числе по соглашению сторон, законом не допускается.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Согласно пункту 9 таблицы 16, приложенной к Постановлению N 310, к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
Ни Земельный кодекс РФ, ни Лесной кодекс РФ, ни Бюджетный кодекс РФ, ни Постановление N 310, ни другие нормативные правовые акты уполномоченных федеральных государственных органов государственной власти не устанавливают возможность применения дополнительных повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы при определении размера арендной платы по договорам аренды лесных участков, помимо установленных Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ.
Из изложенного следует, что установление размера арендной платы за пользование лесным участком (цены договора) выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах в условиях, когда начальная цена за единицу аукциона формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
Только в этом случае размер годовой арендной платы за пользование лесным участком может оказаться выше минимального размера арендной платы, рассчитанного в соответствии Постановлением N 310, и только в этом случае установленная по результатам торгов плата за пользование лесным участком в части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Абзацем 1 ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ прямо установлено, что для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона. Рассматриваемый договор аренды заключен без проведения аукциона. Из изложенного следует необходимость применения понижающего коэффициента 0,1 при эксплуатации трубопроводов и их составляющих частей.
Документом, подтверждающим начало эксплуатации газопровода (линейного объекта), является акт приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта (форма КС-14).
В соответствии с Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденным Распоряжением ОАО "Газпром" от 31.12.2013 N 710 объект "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км 860,5 - км 1074,0" (И этап), входящего в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково - Ухта" выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и вводится в действие.
Указанный акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-14) подготовлен в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Также, указанные формы отчетности согласованны с Минфином РФ и Минэкономразвития РФ во исполнение Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах".
Как следует из Раздела 5 Постановления Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) является документом при приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооружений за счет льготного кредитования (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Данный акт подтверждает соответствие построенного объекта проектной документации, а также государственным стандартам и правилам.
Следовательно, объекты недвижимости, для строительства которых заключен Договор, являются созданными с момента подписания и утверждения вышеуказанного акта приемки.
Т.о., что после ввода газопровода в эксплуатацию при расчете арендной платы по Договору с 2014 года должен применяется поправочный коэффициент "0,1".
Данные выводы соответствуют разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
С применением данного коэффициента размер подлежащей внесению в федеральный бюджет арендной платы по Договору составляет 1 942,65 руб. (19 426,48 руб. x 0,1 (коэффициент) - 1 942,65 руб.)
Платежным поручением от 24.10.2014 N 22971 арендная плата по Договору за 2014 год оплачена в размере 7 728,01 рублей, в том числе за второй квартал 2014 года в размере 1942,65 руб. (с учетом коэффициента "0,1").
Следовательно, задолженность Ответчика по арендной плате отсутствует.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности предъявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 6.1 ст. 268, ч. 2 ст. 269, ч. 4 ст. 270, ст. 271 АПК РФ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2014 года по делу N А40-125287/2014 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Комитета лесов Республики Коми (ОГРН 1071101000233) в пользу ОАО "Газпром" (ОГРН 1027700070518) расходов по государственной пошлине в размере 2000 руб.
Взыскать с Комитета лесов Республики Коми (ОГРН 1071101000233) в пользу ЗАО "Ямалгазинвест" (ОГРН 1027700154261) расходов по государственной пошлине в размере 2000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Ю.ЛЕВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2015 N 09АП-51149/2014 ПО ДЕЛУ N А40-125287/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2015 г. по делу N А40-125287/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2015
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полонским А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства
по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела
в арбитражном суде первой инстанции,
дело N А40-125287/2014
по иску Комитета лесов Республики Коми (ИНН 1101462123, ОГРН 1071101000233)
к ОАО "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518)
о взыскании суммы задолженности по договору аренды
третье лицо: ЗАО "Ямалгазинвест"
при участии в судебном заседании:
от истца не явился, извещен
от ответчика Яцковский П.С. по доверенности от 27.04.2012
от третьего лица Томасевич И.И. по доверенности от 12.11.2014
установил:
Комитет лесов Республики Коми обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "Газпром" о взыскании в связи с ненадлежащим исполнением обязательств из Договора аренды от 29.12.2009 N С0990507/71/09-АЗ арендной платы в размере 19 426,48 руб.
Решением суда от 14.10.2014 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Ответчиком и Третьим лицом поданы апелляционные жалобы.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по основаниям, установленным ч. 6.1 ст. 268, ч. 4 ст. 270 АПК РФ, объявлен переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, - поскольку судом первой инстанции дело было рассмотрено в отсутствие Ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ответчик и Третье лицо заявили о несогласии с требованиями и доводами иска, Истец не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
Установлено, что 29.12.2009 между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и ОАО "Газпром" (арендатор) заключен Договор аренды от 29.12.2009 N С0990507/71/09-АЗ, по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование на срок с 29.12.2009 по 29.12.2014 лесной участок земель лесного фонда по адресу: Республика Коми, Печорский район, ГУ РК "Каджеромское лесничество", Зеленоборское участковое лесничество квартала N 911, 912.
Договор заключен для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов - сопутствующих объектов участка газопровода км 860,5 - км 1074, входящего в систему магистральных газопроводов Бованенково - Ухта.
В соответствии с ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы за использование лесного участка определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьей 73 Лесного кодекса РФ.
По правилам ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу площади арендуемого лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования указанных выше норм размер арендной платы за пользование лесным участком является регулируемым, в связи с чем, при его определении должны использоваться ставки, установленные уполномоченным органом (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ). Применение регулируемых цен в договоре является обязательным, их изменение, в том числе по соглашению сторон, законом не допускается.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Согласно пункту 9 таблицы 16, приложенной к Постановлению N 310, к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
Ни Земельный кодекс РФ, ни Лесной кодекс РФ, ни Бюджетный кодекс РФ, ни Постановление N 310, ни другие нормативные правовые акты уполномоченных федеральных государственных органов государственной власти не устанавливают возможность применения дополнительных повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы при определении размера арендной платы по договорам аренды лесных участков, помимо установленных Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ.
Из изложенного следует, что установление размера арендной платы за пользование лесным участком (цены договора) выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах в условиях, когда начальная цена за единицу аукциона формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
Только в этом случае размер годовой арендной платы за пользование лесным участком может оказаться выше минимального размера арендной платы, рассчитанного в соответствии Постановлением N 310, и только в этом случае установленная по результатам торгов плата за пользование лесным участком в части, превышающей минимальный размер арендной платы, подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Абзацем 1 ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ прямо установлено, что для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона. Рассматриваемый договор аренды заключен без проведения аукциона. Из изложенного следует необходимость применения понижающего коэффициента 0,1 при эксплуатации трубопроводов и их составляющих частей.
Документом, подтверждающим начало эксплуатации газопровода (линейного объекта), является акт приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта (форма КС-14).
В соответствии с Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, утвержденным Распоряжением ОАО "Газпром" от 31.12.2013 N 710 объект "Линейная часть, 1-я нитка. Участок км 860,5 - км 1074,0" (И этап), входящего в стройку "Система магистральных газопроводов Бованенково - Ухта" выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и вводится в действие.
Указанный акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-14) подготовлен в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Также, указанные формы отчетности согласованны с Минфином РФ и Минэкономразвития РФ во исполнение Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах".
Как следует из Раздела 5 Постановления Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) является документом при приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооружений за счет льготного кредитования (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Данный акт подтверждает соответствие построенного объекта проектной документации, а также государственным стандартам и правилам.
Следовательно, объекты недвижимости, для строительства которых заключен Договор, являются созданными с момента подписания и утверждения вышеуказанного акта приемки.
Т.о., что после ввода газопровода в эксплуатацию при расчете арендной платы по Договору с 2014 года должен применяется поправочный коэффициент "0,1".
Данные выводы соответствуют разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
С применением данного коэффициента размер подлежащей внесению в федеральный бюджет арендной платы по Договору составляет 1 942,65 руб. (19 426,48 руб. x 0,1 (коэффициент) - 1 942,65 руб.)
Платежным поручением от 24.10.2014 N 22971 арендная плата по Договору за 2014 год оплачена в размере 7 728,01 рублей, в том числе за второй квартал 2014 года в размере 1942,65 руб. (с учетом коэффициента "0,1").
Следовательно, задолженность Ответчика по арендной плате отсутствует.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности предъявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 6.1 ст. 268, ч. 2 ст. 269, ч. 4 ст. 270, ст. 271 АПК РФ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2014 года по делу N А40-125287/2014 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Комитета лесов Республики Коми (ОГРН 1071101000233) в пользу ОАО "Газпром" (ОГРН 1027700070518) расходов по государственной пошлине в размере 2000 руб.
Взыскать с Комитета лесов Республики Коми (ОГРН 1071101000233) в пользу ЗАО "Ямалгазинвест" (ОГРН 1027700154261) расходов по государственной пошлине в размере 2000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Ю.ЛЕВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)