Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 24.03.2015 ПО ДЕЛУ N 3-15/2015

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: На основании договоров дарения истец является собственником земельного участка. Не согласившись с установленной величиной кадастровой стоимости, истец представил заключение эксперта об определении кадастровой стоимости земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. по делу N 3-15/2015


Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.С. Ибрагимова, при секретаре А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.Л. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

А.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, ссылаясь на то, что результаты кадастровой оценки принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", значительно превышают их рыночную стоимость.
Заявитель просит внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ..., указав ее равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей; и земельного участка (категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <данные изъяты>, имеющего кадастровый номер ..., указав ее равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель А.Л. - М. уточнила требования, просит внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, имеющего кадастровый номер ..., указав ее равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей; и земельного участка, имеющего кадастровый номер ..., указав ее равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Д. заявленным требованиям возражала.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в суд не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просит отказать в удовлетворении заявления А.Л.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Судом установлено, что Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, определенные по состоянию на 1 января 2010 года.
После принятия и опубликования Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 и утвержденные им результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан были направлены в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в государственный кадастр недвижимости внесены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан по состоянию на 1 января 2010 года, утвержденные названным постановлением.
Из материалов дела усматривается, что на основании договоров дарения от <дата> года А.Л. является собственником земельного участка (категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ..., и земельного участка (категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ...
Из содержания кадастровых выписок следует, что кадастровая стоимость названных земельных участков была установлена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рубля соответственно.
Не согласившись с установленной величиной кадастровой стоимости, А.Л. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Заявителем в подтверждение своих доводов суду представлен отчет N ... об оценке рыночной стоимости земельного участка (категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ..., и земельного участка (категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ..., составленный обществом с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" по инициативе А.Л., согласно которому рыночная стоимость названных земельных участков по состоянию на 1 января 2010 года составила соответственно <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей.
В связи с наличием противоречия относительно достоверности и правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, определенной по инициативе заявителя, судом по делу проведена экспертиза.
Согласно заключению N ... от <дата> года эксперта общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>", отчет N ... об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, составленный обществом с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом на основании информации, представленной и проанализированной в заключении, эксперт пришел к выводу, что рыночная стоимость указанных земельных участков составляет <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно.
В соответствии с отчетом N ... рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2010 года составила <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей.
Однако, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт пришел к заключению о том, что величина рыночной стоимости земельного участка (категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ..., и земельного участка (категория земель: земли <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ..., в отчете N ... об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленном обществом с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>", определена правильно.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что заключение N ... от <дата> года эксперта общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является мотивированным, содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на вопросы.
То обстоятельство, что согласно заключению N ... от <дата> года эксперта общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>", отчет N ... об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, составленный обществом с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не повлияло на правильность сделанных им выводов о рыночной стоимости земельных участков.
Эксперт, проводивший экспертизу, имеет соответствующий опыт в проведении экспертиз, образование, квалификацию, которые подтверждены документами, отвечающими установленным требованиям законодательства для производства судебной экспертизы.
Вопреки доводам представителя заинтересованного лица перед началом проведения исследований эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем отобрана расписка. Отсутствие указания на статью Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую ответственность эксперта, не влечет признание экспертного заключения ненадлежащим доказательством по делу, поскольку согласно определению Верховного Суда Республики Татарстан от 05 декабря 2014 года о назначении судебной экспертизы руководителю общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" поручено предупредить эксперта об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, в самой расписке эксперта указано содержание этой статьи.
Данное экспертное заключение принимается судом как допустимое доказательство. Основания для сомнения в его правильности, а также в беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют, поскольку заключение эксперта является достаточно полным и ясным, выводы имеют однозначное толкование. В заключении эксперт указал исходные данные, которые были им исследованы и проанализированы при производстве экспертизы.
По мнению суда, заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной и экспертной деятельности.
Данных о том, что рыночная стоимость земельных участков является иной, нежели указано в экспертном заключении, который соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, в материалах дела не имеется.
Доводы заинтересованной стороны, касающиеся несогласия с выводами экспертного заключения, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащих доказательств, опровергающих заключение эксперта, не представлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной в заключении N ... от <дата> года эксперта общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>".
Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Учитывая, что А.Л. обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ей земельных участков 10 ноября 2014 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление А.Л. удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ..., равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей; земельного участка (категория земель: <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер ..., равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором А.Л. подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01 января 2014 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья
Р.С.ИБРАГИМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)