Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Ресурс": Курбанова В.В. директора согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении общества на 23.10.2014; паспорт; Дружинина А.С. представителя по доверенности N 15/11-7 от 15.10.2014 (сроком на 1 год);
- от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: Мыськиной А.Л. представителя по доверенности от 14.07.2014 N 1-11-6970 (сроком на 1 год);
- от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "ДЖЕФ": Осадчей Ю.А. представителя по доверенности от 03.09.2014 (сроком на три года);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
на решение от 18.09.2014
по делу N А73-8341/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ИНН 2721190898; ОГРН 1122721001589; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Шеронова, д. 56А пом. III(17))
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (ИНН 2700000592; ОГРН 1022700919152; место нахождения: 680030, г. Хабаровск. ул. Запарина, 76)
о признании незаконным решения
третье лицо общество с ограниченной ответственностью "ДЖЕФ"
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - ООО "Ресурс"; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Хабаровского края (далее - Министерство; уполномоченный орган), выраженного в ответе "о рассмотрении заявления" от 11.06.2014 N 1-11-5717; об обязании Министерства выставить на торги (конкурс, аукцион) право на заключение договора аренды земельного участка площадью 10000 кв. м, для размещения промышленного объекта III-IV класса опасности - объекта строительной промышленности, местоположение: участок находится примерно в 80 м по направлению на запад от ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, ш. Воронежское, д. 176 в Краснофлотском районе.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ДЖЕФ" (далее - ООО "ДЖЕФ).
Решением суда от 18.09.2014 в удовлетворении заявленных требований общества отказано в полном объеме.
Мотивом для такого отказа послужило установление судом наличия, при обращении общества с заявлением от 29.05.2014 о формировании земельного участка, имеющегося распоряжения Министерства N 736 от 13.05.2014 "О предварительном согласовании ООО "ДЖЕФ" места размещения промышленного объекта III-IV класса опасности - объекта строительной промышленности в Краснофлотском районе".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы ее заявитель, ссылаясь на п. 1 статьи 30, пункты 3, 5, 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10, считает, что: поскольку порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован, поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ, вне зависимости от того, когда поступило заявление от второго заинтересованного лица на формирование земельного участка в тех же границах; отказ уполномоченного органа на выставление земельного участка на открытые публичные торги противоречит ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), так как предоставление Министерством без проведения торгов спорного земельного участка ограничило конкурентную борьбу за право обладания земельным участком; судом сделан неправильный вывод из фактических обстоятельств дела: 25.04.2014 общество первоначально обратилось в Министерство с заявлением не о согласовании места размещения объекта, а за предоставлением конкретного участка, указанного в публикации в СМИ; заявитель считает неправильным вывод суда о том, что наличие согласования 3-ему лицу места размещения объекта и утверждение акта выбора земельного участка, является препятствием в рассмотрении повторного заявления ООО "Ресурс". Заявитель также ссылается на судебную практику - постановления ФАС ДВО от 09.04.2013 N Ф03-715/2013; от 22.02.2012 N Ф03-41/2012.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства представила для приобщения к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "ДЖЕФ" поддержала позицию Министерства, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
28.03.2014 в приложении к газете "Хабаровские вести" опубликована информация о предоставлении земельного участка площадью 10 000 кв. м для размещения промышленного объекта III-IV класса опасности - объекта строительной промышленности, местоположение: участок находится примерно в 80 м по направлению на запад от ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, ш. Воронежское, д. 176 в Краснофлотском районе.
25.04.2014 в Министерство имущественных отношений Хабаровского края обратилось ООО "Ресурс" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка для размещения промышленного объекта - бетонно-растворного узла, на которое 05.05.2014 дан ответ о невозможности удовлетворения заявления в связи с тем, что последнее не соответствует установленной форме и к нему не приложены необходимые документы.
29.05.2014 ООО "Ресурс" вновь обратилось в Министерство с заявлением на организацию работы по формированию земельного участка для строительства капитального объекта - бетонно-растворного узла, на которое 11.06.2014 дан ответ об отсутствии оснований для формирования земельного участка, так как участок сформирован и распоряжением Министерства утвержден акт выбора земельного участка третьему лицу.
Не согласившись с данным отказом, ООО "Ресурс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исходя из анализа положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статей 28, 29 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка принимается на основании заявления, поданного в письменном виде в орган местного самоуправления; предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (которое осуществляется исключительно на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть посредством выбора земельного участка и принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, земельное законодательство допускает возможность предоставления свободных земельных участков без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае предоставления земельных участков по процедуре: с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьи 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта; в данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок; к заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пунктам 6, 8 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта; решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, установлено судом, и не опровергнуто обществом, на дату поступления заявления ООО "Ресурс" от 22.05.2014 (вход. N 10286 от 29.05.2014), процедура выбора земельного участка завершена, в связи с чем, Министерством имущественных отношений Хабаровского края издано Распоряжение N 736 от 13.05.2014 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ДЖЕФ" места размещения промышленного объекта III-IV класса опасности - объекта строительной промышленности в Краснофлотском районе", согласно которому названному лицу предварительно согласовано место размещения промышленного объекта и утвержден акт выбора земельного участка, а 27.05.2014 земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса). Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из вышеизложенного, а также анализа положений статьи 31 ЗК РФ акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В отношении рассматриваемого дела, судом первой инстанции верно установлено, что: информация в газете "Хабаровские вести" о предоставлении земельного участка размещена 28.03.2014; акт выбора земельного участка ООО "ДЖЕФ" согласовано 13.05.2014, ему же предварительно согласовано место размещения промышленного объекта (распоряжение Министерства имущественных отношений N 736); заявление на формирование земельного участка от ООО "Ресурс" поступило только 29.05.2014, т.е. через два месяца после опубликования сообщения и после принятия Министерством решения о предварительном согласовании места размещения объекта другому лицу, на основании чего сделан правильным вывод о том, что проведение торгов в соответствии с нормами ЗК РФ обязательно, в том случае, если несколько заявок на один земельный участок получены до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Довод общества о том, что при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать его заявление о предоставлении земельного участка, поданное 25.04.2014 (от 23.04.2014), являлся предметом исследования суда первой инстанции и получил правильную оценку, не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований не имеется.
Остальные доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
Ссылка общества на постановления ФАС ДВО, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства настоящего дела и дел, указанных заявителем не являются схожими (заявления от 3-их лиц поступили в уполномоченный орган до утверждения акта выбора земельного участка).
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения.
Излишне уплаченная ООО "Ресурс" государственная пошлина в сумме 1000 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 сентября 2014 года по делу N А73-8341/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины как излишне уплаченной, согласно платежного поручения N 515 от 17.10.2014. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2014 N 06АП-6178/2014 ПО ДЕЛУ N А73-8341/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. N 06АП-6178/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Ресурс": Курбанова В.В. директора согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении общества на 23.10.2014; паспорт; Дружинина А.С. представителя по доверенности N 15/11-7 от 15.10.2014 (сроком на 1 год);
- от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: Мыськиной А.Л. представителя по доверенности от 14.07.2014 N 1-11-6970 (сроком на 1 год);
- от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "ДЖЕФ": Осадчей Ю.А. представителя по доверенности от 03.09.2014 (сроком на три года);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
на решение от 18.09.2014
по делу N А73-8341/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ИНН 2721190898; ОГРН 1122721001589; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Шеронова, д. 56А пом. III(17))
к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (ИНН 2700000592; ОГРН 1022700919152; место нахождения: 680030, г. Хабаровск. ул. Запарина, 76)
о признании незаконным решения
третье лицо общество с ограниченной ответственностью "ДЖЕФ"
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - ООО "Ресурс"; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Хабаровского края (далее - Министерство; уполномоченный орган), выраженного в ответе "о рассмотрении заявления" от 11.06.2014 N 1-11-5717; об обязании Министерства выставить на торги (конкурс, аукцион) право на заключение договора аренды земельного участка площадью 10000 кв. м, для размещения промышленного объекта III-IV класса опасности - объекта строительной промышленности, местоположение: участок находится примерно в 80 м по направлению на запад от ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, ш. Воронежское, д. 176 в Краснофлотском районе.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ДЖЕФ" (далее - ООО "ДЖЕФ).
Решением суда от 18.09.2014 в удовлетворении заявленных требований общества отказано в полном объеме.
Мотивом для такого отказа послужило установление судом наличия, при обращении общества с заявлением от 29.05.2014 о формировании земельного участка, имеющегося распоряжения Министерства N 736 от 13.05.2014 "О предварительном согласовании ООО "ДЖЕФ" места размещения промышленного объекта III-IV класса опасности - объекта строительной промышленности в Краснофлотском районе".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы ее заявитель, ссылаясь на п. 1 статьи 30, пункты 3, 5, 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10, считает, что: поскольку порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован, поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ, вне зависимости от того, когда поступило заявление от второго заинтересованного лица на формирование земельного участка в тех же границах; отказ уполномоченного органа на выставление земельного участка на открытые публичные торги противоречит ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), так как предоставление Министерством без проведения торгов спорного земельного участка ограничило конкурентную борьбу за право обладания земельным участком; судом сделан неправильный вывод из фактических обстоятельств дела: 25.04.2014 общество первоначально обратилось в Министерство с заявлением не о согласовании места размещения объекта, а за предоставлением конкретного участка, указанного в публикации в СМИ; заявитель считает неправильным вывод суда о том, что наличие согласования 3-ему лицу места размещения объекта и утверждение акта выбора земельного участка, является препятствием в рассмотрении повторного заявления ООО "Ресурс". Заявитель также ссылается на судебную практику - постановления ФАС ДВО от 09.04.2013 N Ф03-715/2013; от 22.02.2012 N Ф03-41/2012.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства представила для приобщения к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "ДЖЕФ" поддержала позицию Министерства, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
28.03.2014 в приложении к газете "Хабаровские вести" опубликована информация о предоставлении земельного участка площадью 10 000 кв. м для размещения промышленного объекта III-IV класса опасности - объекта строительной промышленности, местоположение: участок находится примерно в 80 м по направлению на запад от ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, ш. Воронежское, д. 176 в Краснофлотском районе.
25.04.2014 в Министерство имущественных отношений Хабаровского края обратилось ООО "Ресурс" с заявлением о предоставлении указанного земельного участка для размещения промышленного объекта - бетонно-растворного узла, на которое 05.05.2014 дан ответ о невозможности удовлетворения заявления в связи с тем, что последнее не соответствует установленной форме и к нему не приложены необходимые документы.
29.05.2014 ООО "Ресурс" вновь обратилось в Министерство с заявлением на организацию работы по формированию земельного участка для строительства капитального объекта - бетонно-растворного узла, на которое 11.06.2014 дан ответ об отсутствии оснований для формирования земельного участка, так как участок сформирован и распоряжением Министерства утвержден акт выбора земельного участка третьему лицу.
Не согласившись с данным отказом, ООО "Ресурс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исходя из анализа положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статей 28, 29 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка принимается на основании заявления, поданного в письменном виде в орган местного самоуправления; предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (которое осуществляется исключительно на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть посредством выбора земельного участка и принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, земельное законодательство допускает возможность предоставления свободных земельных участков без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае предоставления земельных участков по процедуре: с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьи 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта; в данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок; к заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пунктам 6, 8 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта; решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, установлено судом, и не опровергнуто обществом, на дату поступления заявления ООО "Ресурс" от 22.05.2014 (вход. N 10286 от 29.05.2014), процедура выбора земельного участка завершена, в связи с чем, Министерством имущественных отношений Хабаровского края издано Распоряжение N 736 от 13.05.2014 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "ДЖЕФ" места размещения промышленного объекта III-IV класса опасности - объекта строительной промышленности в Краснофлотском районе", согласно которому названному лицу предварительно согласовано место размещения промышленного объекта и утвержден акт выбора земельного участка, а 27.05.2014 земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10, Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса). Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из вышеизложенного, а также анализа положений статьи 31 ЗК РФ акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В отношении рассматриваемого дела, судом первой инстанции верно установлено, что: информация в газете "Хабаровские вести" о предоставлении земельного участка размещена 28.03.2014; акт выбора земельного участка ООО "ДЖЕФ" согласовано 13.05.2014, ему же предварительно согласовано место размещения промышленного объекта (распоряжение Министерства имущественных отношений N 736); заявление на формирование земельного участка от ООО "Ресурс" поступило только 29.05.2014, т.е. через два месяца после опубликования сообщения и после принятия Министерством решения о предварительном согласовании места размещения объекта другому лицу, на основании чего сделан правильным вывод о том, что проведение торгов в соответствии с нормами ЗК РФ обязательно, в том случае, если несколько заявок на один земельный участок получены до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Довод общества о том, что при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать его заявление о предоставлении земельного участка, поданное 25.04.2014 (от 23.04.2014), являлся предметом исследования суда первой инстанции и получил правильную оценку, не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований не имеется.
Остальные доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
Ссылка общества на постановления ФАС ДВО, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства настоящего дела и дел, указанных заявителем не являются схожими (заявления от 3-их лиц поступили в уполномоченный орган до утверждения акта выбора земельного участка).
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения.
Излишне уплаченная ООО "Ресурс" государственная пошлина в сумме 1000 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 сентября 2014 года по делу N А73-8341/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины как излишне уплаченной, согласно платежного поручения N 515 от 17.10.2014. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)