Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2213/2015

Требование: О признании недействительными постановлений органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельного участка и об утверждении схемы расположения участка, решения регистрирующего органа о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: При подготовке межевого плана спорного земельного участка не было согласовано местоположение границ этого участка с лицами, обладающими смежными земельными участками, что привело к наложению спорного участка на земли лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу N 33-2213/2015


Председательствующий: Гусарский В.Ф.

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Шукеновой М.А.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Филимонова Д.И.,
при секретаре: М.К.,
рассмотрела в судебном заседании 08 апреля 2015 года дело по апелляционным жалобам С. и Ж.С.В. на решение Таврического районного суда Омской области от 21 января 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Таврического района Омской области в интересах РФ удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации Таврического муниципального района Омской области N <...> от 05.08.2011 "О предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства" С..
Признать недействительным постановление администрации Таврического муниципального района Омской области N <...> от 13.05.2011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка для строительства индивидуального жилого дома С.".
Признать недействительным договор аренды земельного участка N <...> от 05.08.2011 с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, имеющим местоположение: <...>, заключенный между Таврическим муниципальным районом и С..
Исключить из государственного кадастра объектов недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером N <...>, имеющим местоположение: <...>.
Исключить из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации ограничения (обременения) права - аренды в пользу С. на земельный участок с кадастровым номером N <...>, имеющий местоположение: <...>, за N <...> от 07.09.2011.
Взыскать с С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...> рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения С. и Ж.С.В. и их представителей Е.А. и Б.О., представителей: Администрации Таврического муниципального района Омской области Е.В.; Администрации городского поселения Таврического муниципального района Омской области Н.Е.И.; Главного Управления лесного хозяйства Омской области Ф.; ООО "Землеустроительное предприятие "ГЕО" <...>, прокуратура отдела областной прокуратуры Б.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Таврического района Омской области в интересах РФ обратился в суд с иском к Администрации Таврического муниципального района Омской области, С. о признании недействительными постановлений администрации района, решения ФБУ "Кадастровая палата" по Омской области о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, ссылаясь на то, что в связи с поступившим 15.05.2014 в прокуратуру района обращением гражданина проведена проверка соблюдения земельного и лесного законодательства в деятельности администрации Таврического муниципального района Омской области, по результатам которой установлено, что постановлением администрации Таврического муниципального района Омской области от 05.08.2011 С. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью <...> кв. м, имеющий местоположение: <...>, для строительства индивидуального жилого дома, на основании которого 05.08.2011 между Таврическим муниципальным районом и С. был заключен договор аренды данного земельного участка сроком на <...> лет. Государственная регистрация указанного договора проведена 07.09.2011. В дальнейшем арендатор земельного участка может приобрести и зарегистрировать на него право собственности.
Указанный земельный участок, предоставленный в аренду С., в 2011 году не входил в границы населенного пункта <...>.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.06.2007 лесной участок с кадастровым номером N <...>, общей площадью <...> га, включен в границы <...> лесничества. 19.12.2008 на данный лесной участок зарегистрировано право собственности РФ.
Согласно заключению Омского филиала ФГУП "Рослесинфорг" от 04.06.2014 границы земельного участка N <...> пересекают границы лесного участка, расположенного в защитных лесах на землях лесного фонда в выделе <...> квартала <...> <...> сельского участкового лесничества <...> лесничества. Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером N <...> на земли лесного фонда составляет <...> кв. м.
Проверкой также установлено, что постановлением Администрации Таврического муниципального района Омской области от 02.06.2014 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N <...>, а 10.06.2014 администрацией городского поселения С. на данный участок выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, строительство которого и ведется на участке в настоящее время. Однако категория спорного земельного участка не предусматривает возможность такого строительства на нем.
В нарушение требований действующего законодательства кадастровым инженером при подготовке межевого плана указанного земельного участка, не были согласованы местоположение границ этого участка с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, что привело к наложению спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Должностными лицами филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области не были соблюдены требования ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.
С учетом уточнения заявленных требований просил: признать недействительным постановления Администрации Таврического муниципального района Омской области N <...> от <...>2011 "О предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства" С. и N <...> от <...>2011 "Об утверждении схемы расположения земельного участка для строительства индивидуального жилого дома С."; договор аренды земельного участка N <...> от 05.08.2011; исключить из государственного кадастра объектов недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером N <...>; исключить из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации ограничения (обременения) права - аренды в пользу С. на земельный участок с кадастровым номером N <...> за N <...> от 07.09.2011.
В судебном заседании помощник прокурора Таврического района Омской области Крючек А.А. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель Администрации Таврического муниципального района Омской области Е.В., представитель С. - Е.А., представители Администрации городского поселения Таврического муниципального района Омской области Н.Е.Н., ООО "Землеустроительное предприятие "ГЕО" <...>, Управления Росреестра по Омской области Ж.С.Л., Комитета имущественных отношений и землепользования администрации Таврического муниципального района Омской области П. исковые требования прокурора полагали необоснованными.
Представители Главного управления лесного хозяйства Омской области Л.Н. и Омского филиала ФГУП "Рослесинфорг" Л.А. исковые требования полагали подлежащими удовлетворению.
С., представители Территориального управления Росимущества в Омской области, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, третье лицо Ж.С.В. в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить, ссылаясь на необоснованность выводов суда о превышении главой Таврического городского поселения своих полномочий, поскольку изменения в границы Таврического городского поселения, установленные Законом Омской области N 548-ОЗ, с 2011 года не вносились. Установленный порядок обращения по вопросу предоставления земельного участка им был соблюден, выполнены все требуемые законом действия. Поскольку лесной участок, площадью <...> га, поставлен на учет декларативно, границы данного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, суд формально определил поворотные точки. Из-за неправомерных действий ФГУП "Рослесинфорг", которое доработало границы указанного лесного участка в 2014 году, в результате чего спорный земельный участок введен в статус земель лесного фонда, суд лишил его права добросовестного приобретателя земельного участка. Кроме того, судом не учтено, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N <...>, регистрация будет приостановлена, так как границы лесного участка будут пересекать границы населенного пункта <...>. Ни одного требования к нему прокурором предъявлено не было, в связи с чем нахождение его в статусе ответчика по делу является непонятным. Указывает на пропуск прокурором установленного ст. 256 ГПК РФ срока обращения в суд с настоящими требованиями. Указывает, что дело подлежало рассмотрения в Арбитражном суде Омской области.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Ж.С.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что спорный земельный участок в соответствии с Законом Омской области N 548-ОЗ находится в границах <...> городского поселения. Он не был надлежаще и заблаговременно извещен о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем не смог ходатайствовать о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц собственников нескольких участков, права которых нарушены в рамках рассматриваемого дела.
В возражениях на апелляционные жалобы и дополнения к ним прокурор Таврического района Омской области Ступник А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В отзывах на апелляционные жалобы глава <...> городского поселения Таврического муниципального района Омской области Э. просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Часть 1 ст. 45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Возникшие правоотношения регулируются нормами Земельного кодекса РФ и Лесного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Результатом кадастровых работ является межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка) (п. 1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Акт согласования местоположения границ земельного участка наряду со схемой расположения земельного участка входит в состав межевого плана, что определено ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пп. 9 п. 5 и пп. 2 п. 6 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
Пунктом 12 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 утверждены Требования к подготовке межевого плана.
Согласно п. 22 указанных Требований для подготовки межевого плана используются, в том числе, утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства.
Пунктом 2 ст. 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из п. 2 ст. 32 ЗК РФ следует, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Таврического муниципального района Омской области от <...>2011 N <...> утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью <...> кв. м для строительства индивидуального жилого дома С. с местоположением <...> (т.<...>).
По результатам проведенных ООО "Землеустроительное предприятие "ГЕО" межевых работ кадастровым инженером <...> был подготовлен межевой план от <...>2011 указанного земельного участка.
Сведений об использовании материалов лесоустройства при его подготовке данный межевой план не содержит (т.<...>).
Из пояснений кадастрового инженера <...> следует, что при проведении работ по образованию данного земельного участка (которому впоследствии присвоен кадастровый номер N <...>) материалами лесоустройства он не пользовался, документы лесоустройства из компетентных органов не запрашивал, поскольку визуально определил, что земельный участок не граничит с лесным фондом.
Из акта согласования границ земельного участка с местоположением <...>, следует, что местоположение границы участка было согласовано с <...> и <...> кадастровый номер смежного земельного участка N <...>, главой Администрации <...> городского поселения Э. (т.<...>).
Решением ФБУ "КП" по Омской области N <...> от 01.08.2011 указанный земельный участок из земель населенных пунктов был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N <...> (т.<...>).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 14.08.2014 земельный участок с кадастровым номером N <...>, местоположение: <...>, площадь <...> кв. м, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для строительства индивидуального жилого дома (т.<...>).
Постановлением Администрации Таврического муниципального района Омской области N <...> от 05.08.2011 С. в аренду сроком на пять лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером N <...>, площадью <...> кв. м, из состава земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, местоположение которого установлено: <...>, для строительства индивидуального жилого дома, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (т.<...>).
05.08.2011 на основании указанного постановления между Таврическим муниципальным районом (арендодатель) и С. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N <...>, согласно которому Арендатор принял в аренду указанный земельный участок (т.<...>).
10.06.2014 Администрацией <...> городского поселения Таврического муниципального района Омской области С. выдано разрешение на строительство N <...> индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <...> (т.<...>).
В настоящее время на данном земельном участке осуществляется строительство жилого дома.
Земельный кодекс устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (ст. 7 ЗК РФ).
На момент издания постановления Администрации Таврического муниципального района Омской области N <...> от <...>2011 действовал Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Действующее законодательство не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса.
Исходя из ст. 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Как следует их положений ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Таким образом, в федеральном законе отсутствует прямое указание на возможность предоставления в собственность граждан земельных участков из состава лесного фонда.
Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Статьей 25 Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.

Согласно ч. 1 ст. 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с данным Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу правового регулирования, установленного ч. ч. 1, 2 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Из материалов дела следует, что приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Россельхоз) N <...> от 27.06.2007 определено, что на территории Омской области создается <...> лесничеств, установлены их границы согласно приложению.
В п. 17 приложения к данному приказу отражено <...> лесничество, в которое, в том числе, входит: лесхоз <...>, состоящий из <...> (<...> га.), <...> (<...> га.), <...> (<...> га.) лесничеств (т.<...>).
Согласно ответу начальника главного управления Лесного хозяйства Омской области N <...> от 15.12.2008, в целях исполнения поручения первого заместителя Председателя Правительства РФ М.Д. от 07.11.2007 N <...> Главное управление лесного хозяйства Омской области ведет работу по подготовке документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в части лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Лесным кодексом РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда. Данный лесной участок общей площадью <...> га, расположен на землях лесного фонда <...> сельского участкового лесничества <...> лесничества и приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.06.2007 N <...> включен в границы Степного лесничества (т.<...>).
19.12.2008 в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним была произведена запись о государственной регистрации права за N <...>, согласно которой на основании ст. 8 Лесного кодекса РФ за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре N <...>, площадью <...> га, расположенный: <...> (т.<...>).
В качестве технической документации на регистрацию предоставлен План лесного участка <...> сельского участкового лесничества <...> лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре: N <...> от 01.12.2008.
















































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)