Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Захарова С.Л., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Троицка в г. Москве, ООО "Кама" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2015 г. по делу N А40-214142/2014 (94-1779), принятое судьей Лапшиной В.В.,
по заявлению ООО "Кама" (ОГРН 1105003004721, 142191, г. Москва, Троицк, ул. Академическая пл., д. 4, пом. 13)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третье лицо: Администрация городского округа Троицка в г. Москве
о признании незаконным отказа,
при участии:
- от заявителя: Овчинников И.О. по дов. от 01.12.2014;
- от ответчика: Николаев А.А. по дов. от 29.12.2014;
- от третьего лица: Жургунов Р.И. по дов. от 17.12.2014;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кама" (далее - ООО "Кама", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы (далее - ДГИМ, ответчик), оформленного письмом от 22.09.2014 N ДГИ-1-105774/14-1 и принятого в связи с отказом заявителю в предоставлении земельных участков в аренду, обязании устранить допущенные нарушения посредством их предоставления.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2015 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта закону, а также отсутствия негативных правовых последствий, обусловленных нарушением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Кама" и Администрация городского округа Троицка в г. Москве обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившихся с жалобами лиц, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены неверно, не применен закон, подлежащий применению.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционные жалобы заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в порядке ст. 262 АПК РФ ответчиком не представлен.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в полном объеме поддержали доводы своих апелляционных жалоб, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, а также изложив свою правовую позицию по делу, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал обжалуемое решение суда, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Кама" в 2010 году обратилось в Комиссию по градостроительству и формированию архитектурного облика города Троицка Администрации города Троицка Московской области (далее - Комиссия) с предложениями о размещении автостоянок по адресам Московская область, г. Троицк, ул. Радужная и Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе жилого дома В-32, а также накопителя ливневой канализации микрорайона "Г" и благоустройстве территории в социально-значимых целях.
На основании решений Комиссии (протокол от 14.10.2010 N 11 и от 23.12.2010 N 13) было одобрено размещение вышеуказанных объектов и разрешен выбор соответствующих земельных участков.
После получения вышеуказанного одобрения Комиссии заявитель разработал проекты размещения автостоянок, ливневой канализации и благоустройства, произвел необходимые согласования и 19 апреля 2012 года обратился в Администрацию города Троицка Московской области (третье лицо) с соответствующими заявлениями о предоставлении земельных участков для размещения автостоянок.
На момент обращения ООО "Кама" с заявлениями о предоставлении земельных участков полномочиями по утверждению актов выбора земельного участка на территории Троицка и его дальнейшее представление физическим и юридическим лицам осуществляла Администрация города Троицка Московской области.
Постановлением Администрации города Троицка Московской области от 28.04.2012 года N 696 было предварительно согласовано размещение автостоянки и накопителя ливневой канализации микрорайона "Г" по адресу Московская область, г. Троицк, ул. Радужная и утвержден соответствующий акт выбора земельного участка площадью 0,131 га.
Постановлением Администрации города Троицка Московской области от 03.05.2012 N 711 было предварительно согласовано размещение автостоянки для автомобилей физических лиц по адресу Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе жилого дома В-32 и утвержден соответствующий акт выбора земельного участка площадью 0,138 га. На основании вышеуказанных постановлений земельные участки для строительства были поставлены на кадастровый учет.
В связи с изданием Постановления Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 21.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" город Троицк Московской области с 01.01.2012 г. включен в состав города Москвы.
Посредством направления писем от 22.08.2014 N 1-08/14, 2-08/14 (ДГИ-1-105781/14, ДГИ-1-105774/14) ООО "Кама" обратилось в ДГИМ с просьбой о заключении договора аренды на земельные участки с кадастровым номером 50:54:002:0306:401 для размещения автостоянки и накопителя ливневой канализации и кадастровым номером 50:54:0020303:615 для строительства автостоянки.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Кама" и представленных им документов, ДГИМ принял решение об отказе в предоставлении испрашиваемой услуги, уведомив заявителя о принятом решении посредством направления письма от 22.09.2014 N ДГИ-1-105774/14-1. Решение было мотивировано тем, что схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории утверждены Администрацией после утверждения акта выбора земельного участка и таким образом, нарушен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, а данные документы не являются правовым основанием для оформления земельно-правовых отношений (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Считая указанное решение ответчика, выразившееся в отказе предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "Кама" обратилось в арбитражный суд за защитой и восстановлением нарушенного права.
Согласно диспозиции п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с положениями ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В силу положений п. 1 ст. 31 названного Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства, в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Обязанность органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства предусмотрена пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Данной правовой нормой установлен порядок выбора земельного участка, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Впоследствии компетентный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, требование об информировании населения относится к порядку принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, и несоблюдение этого требования влияет на оценку данного решения.
Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
В рассматриваемом же случае, постановление Администрации города Троицка об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков было издано 05.05.2011 N 510, на основании которого постановления о предварительном согласовании места размещения объектов и утверждении акта выбора земельного участка были размещены 11.05.2011 на официальном сайте Администрации в сети Интернет, тогда как сами акты выбора земельного участка в мае 2012 года.
На основании постановлений от 03.05.2012 г. N 711 и от 28.04.2012 г. N 696 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утвержден акт о выборе земельного участка конкретному лицу, уже получившему необходимые согласования и экспертизы на основании выданных ему Администрацией актов о выборе земельного участка от 09.09.2011 г. N 20, от 03.04.2011 г. N 6.
Поскольку орган местного самоуправления проинформировал население о предоставлении спорного земельного участка для строительства после утверждения акта о выборе земельного участка для строительства, он допустил нарушение последовательности процедуры выбора земельных участков для строительства, установленной статьей 31 ЗК РФ, согласно которой принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждению акта о выборе земельного участка, предшествуют обращение заинтересованного лица в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Несоблюдение установленной законом процедуры предоставления земельного участка под строительство при наличии доказательств, что на спорный земельный участок претендует несколько лиц, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов, поскольку не отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ и не позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В силу положений ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска невзирая на наличие (отсутствие) признаков спора о праве обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Фактически установленные обстоятельства дела не позволяют апелляционной коллегии сделать вывод о наличии совокупности оснований, предусмотренных статьей 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного правового акта органа государственной власти недействительным. Арбитражный апелляционный суд полагает, что принятие оспариваемого решения законно и обусловлено наличием объективных причин, не приведших к возникновению для заявителя негативных правовых последствий.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, не усматривается, поскольку приведенные в них доводы и требования не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2015 г. по делу N А40-214142/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.В.БЕКЕТОВА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
Э.В.ЯКУТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2015 N 09АП-14099/2015-АК ПО ДЕЛУ N А40-214142/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. N 09АП-14099/2015-АК
Дело N А40-214142/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Захарова С.Л., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Троицка в г. Москве, ООО "Кама" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2015 г. по делу N А40-214142/2014 (94-1779), принятое судьей Лапшиной В.В.,
по заявлению ООО "Кама" (ОГРН 1105003004721, 142191, г. Москва, Троицк, ул. Академическая пл., д. 4, пом. 13)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третье лицо: Администрация городского округа Троицка в г. Москве
о признании незаконным отказа,
при участии:
- от заявителя: Овчинников И.О. по дов. от 01.12.2014;
- от ответчика: Николаев А.А. по дов. от 29.12.2014;
- от третьего лица: Жургунов Р.И. по дов. от 17.12.2014;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кама" (далее - ООО "Кама", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества г. Москвы (далее - ДГИМ, ответчик), оформленного письмом от 22.09.2014 N ДГИ-1-105774/14-1 и принятого в связи с отказом заявителю в предоставлении земельных участков в аренду, обязании устранить допущенные нарушения посредством их предоставления.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2015 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта закону, а также отсутствия негативных правовых последствий, обусловленных нарушением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Кама" и Администрация городского округа Троицка в г. Москве обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившихся с жалобами лиц, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены неверно, не применен закон, подлежащий применению.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционные жалобы заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в порядке ст. 262 АПК РФ ответчиком не представлен.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в полном объеме поддержали доводы своих апелляционных жалоб, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, а также изложив свою правовую позицию по делу, просили отменить решение суда первой инстанции, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал обжалуемое решение суда, доводы апелляционной жалобы, а также содержащиеся в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложил свою правовую позицию по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Кама" в 2010 году обратилось в Комиссию по градостроительству и формированию архитектурного облика города Троицка Администрации города Троицка Московской области (далее - Комиссия) с предложениями о размещении автостоянок по адресам Московская область, г. Троицк, ул. Радужная и Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе жилого дома В-32, а также накопителя ливневой канализации микрорайона "Г" и благоустройстве территории в социально-значимых целях.
На основании решений Комиссии (протокол от 14.10.2010 N 11 и от 23.12.2010 N 13) было одобрено размещение вышеуказанных объектов и разрешен выбор соответствующих земельных участков.
После получения вышеуказанного одобрения Комиссии заявитель разработал проекты размещения автостоянок, ливневой канализации и благоустройства, произвел необходимые согласования и 19 апреля 2012 года обратился в Администрацию города Троицка Московской области (третье лицо) с соответствующими заявлениями о предоставлении земельных участков для размещения автостоянок.
На момент обращения ООО "Кама" с заявлениями о предоставлении земельных участков полномочиями по утверждению актов выбора земельного участка на территории Троицка и его дальнейшее представление физическим и юридическим лицам осуществляла Администрация города Троицка Московской области.
Постановлением Администрации города Троицка Московской области от 28.04.2012 года N 696 было предварительно согласовано размещение автостоянки и накопителя ливневой канализации микрорайона "Г" по адресу Московская область, г. Троицк, ул. Радужная и утвержден соответствующий акт выбора земельного участка площадью 0,131 га.
Постановлением Администрации города Троицка Московской области от 03.05.2012 N 711 было предварительно согласовано размещение автостоянки для автомобилей физических лиц по адресу Московская область, г. Троицк, микрорайон "В", в районе жилого дома В-32 и утвержден соответствующий акт выбора земельного участка площадью 0,138 га. На основании вышеуказанных постановлений земельные участки для строительства были поставлены на кадастровый учет.
В связи с изданием Постановления Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 21.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" город Троицк Московской области с 01.01.2012 г. включен в состав города Москвы.
Посредством направления писем от 22.08.2014 N 1-08/14, 2-08/14 (ДГИ-1-105781/14, ДГИ-1-105774/14) ООО "Кама" обратилось в ДГИМ с просьбой о заключении договора аренды на земельные участки с кадастровым номером 50:54:002:0306:401 для размещения автостоянки и накопителя ливневой канализации и кадастровым номером 50:54:0020303:615 для строительства автостоянки.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Кама" и представленных им документов, ДГИМ принял решение об отказе в предоставлении испрашиваемой услуги, уведомив заявителя о принятом решении посредством направления письма от 22.09.2014 N ДГИ-1-105774/14-1. Решение было мотивировано тем, что схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории утверждены Администрацией после утверждения акта выбора земельного участка и таким образом, нарушен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, а данные документы не являются правовым основанием для оформления земельно-правовых отношений (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Считая указанное решение ответчика, выразившееся в отказе предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "Кама" обратилось в арбитражный суд за защитой и восстановлением нарушенного права.
Согласно диспозиции п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с положениями ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В силу положений п. 1 ст. 31 названного Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства, в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Обязанность органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства предусмотрена пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Данной правовой нормой установлен порядок выбора земельного участка, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Впоследствии компетентный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, требование об информировании населения относится к порядку принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, и несоблюдение этого требования влияет на оценку данного решения.
Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
В рассматриваемом же случае, постановление Администрации города Троицка об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков было издано 05.05.2011 N 510, на основании которого постановления о предварительном согласовании места размещения объектов и утверждении акта выбора земельного участка были размещены 11.05.2011 на официальном сайте Администрации в сети Интернет, тогда как сами акты выбора земельного участка в мае 2012 года.
На основании постановлений от 03.05.2012 г. N 711 и от 28.04.2012 г. N 696 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утвержден акт о выборе земельного участка конкретному лицу, уже получившему необходимые согласования и экспертизы на основании выданных ему Администрацией актов о выборе земельного участка от 09.09.2011 г. N 20, от 03.04.2011 г. N 6.
Поскольку орган местного самоуправления проинформировал население о предоставлении спорного земельного участка для строительства после утверждения акта о выборе земельного участка для строительства, он допустил нарушение последовательности процедуры выбора земельных участков для строительства, установленной статьей 31 ЗК РФ, согласно которой принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждению акта о выборе земельного участка, предшествуют обращение заинтересованного лица в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Несоблюдение установленной законом процедуры предоставления земельного участка под строительство при наличии доказательств, что на спорный земельный участок претендует несколько лиц, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов, поскольку не отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ и не позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В силу положений ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска невзирая на наличие (отсутствие) признаков спора о праве обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Фактически установленные обстоятельства дела не позволяют апелляционной коллегии сделать вывод о наличии совокупности оснований, предусмотренных статьей 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного правового акта органа государственной власти недействительным. Арбитражный апелляционный суд полагает, что принятие оспариваемого решения законно и обусловлено наличием объективных причин, не приведших к возникновению для заявителя негативных правовых последствий.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб заявителя и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, не усматривается, поскольку приведенные в них доводы и требования не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2015 г. по делу N А40-214142/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.В.БЕКЕТОВА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
Э.В.ЯКУТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)