Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2014 N 18АП-9716/2014 ПО ДЕЛУ N А47-11260/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. N 18АП-9716/2014

Дело N А47-11260/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева А.А.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коновой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2014 по делу N А47-11260/2012 (судья Штырник В.М.).

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - министерство, истец, податель апелляционной жалобы) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЮЖУРАЛПРОЕКТ" (далее - общество, ответчик) о взыскании 258 646 рублей 47 копеек, а именно: 245 616 рублей 21 копейки основного долга по договору аренды земельного участка от 10.07.2008 N 05-05/468, 13 030 рублей 26 копеек пеней за период с 01.04.2011 по 01.07.2012.
Общество подало встречный иск о взыскании 1 353 805 рублей 30 копеек неосновательного обогащения за период с 04.08.2009 по 09.02.2012.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2013 с общества в пользу министерства взыскано 258 646 рублей 47 копеек, в том числе 245 616 рублей 21 копейка основного долга и 13 030 рублей 26 копеек пеней; в удовлетворении встречного искового требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 07.06.2013 названные судебные акты оставил без изменения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10782/2013 от 17.12.2013 принятые по делу судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2014 в удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью "Южуралпроект" о взыскании 258 646 руб. 47 коп. отказано. Встречные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Южуралпроект" о взыскании 1 353 805 руб. 30 коп. с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований ООО "Южуралпроект" отказать.
Податель апелляционной жалобы указывает на невозможность применения правил определения арендной платы, утвержденные Правительством РФ от 16.07.2009 N 582, ввиду того, что право собственности на арендуемый участок не разграничено.
Податель апелляционной жалобы указывает на несостоятельность доводов ответчика о несоответствии установленной на основании рыночной оценки размера арендной платы принципу экономической обоснованности.
Податель апелляционной жалобы указывает о невозможности применения положений статьи 395 Гражданского кодекса РФ в части взыскания сумм за пользование чужими денежными средствами.
По мнению подателя апелляционной жалобы судом при вынесении решения не принят во внимание контррасчет, так как по мнению подателя апелляционной жалобы расчет начисленной арендной платы для взыскания излишне уплаченной суммы арендной платы должен включать индекс инфляции.
Истцом отмечено, что удовлетворением встречного искового заявления ООО "Южуралпроект" нарушено установленное Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ответчиком и третьими лицами отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 123, ч. 3, ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой истцом части.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством и обществом заключен договор от 10.07.2008 N 05-05/468 аренды земельного участка, с кадастровым номером 56:44:0453017:27, общей площадью 1826 кв. м, с местоположением: Оренбургская область, г. Оренбург, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:44:0453017, с разрешенным использованием (назначением): строительство административного здания проектно-конструкторского бюро в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 23.06.2008 г. N 44/08-10-20131 (кадастровый паспорт приложение N 1 к договору аренды, являющийся его неотъемлемой частью) (далее -земельный участок). Категория земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с п. 8.1. договор является одновременно актом приема-передачи земельного участка.
Срок действия договора определен с 01.07.2008 года по 31.05.2015 года, согласно п. 1.1. Дополнительного соглашения от 27.02.2010 к Договору аренды земельного участка N 05-05/468 от 10.07.2008.
Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 11.03.2010 Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области за номером 56-56-01/074/2010-003, что подтверждается проставленной на дополнительном соглашении регистрационной надписью.
Арендная плата по договору от 10.07.2008 N 05-05/468 была установлена на основании отчета рыночной стоимости, выполненного независимым оценщиком "Центр оценки" Оренбургский дом" и установлена в размере 696 639 рублей в год или 58 053 рублей 25 коп. в месяц на период с 01.07.2008 года по 31.05.2009 года., что закреплено в пункте 3.1 договора.
Как следует из пункта 3.4 договора, размер арендной платы, установленный в соответствии с пунктом 3.1 договора, изменяется ежегодно путем корректировки на индекс потребительских цен, устанавливаемый постановлением Правительства Оренбургской области. Размер арендной платы также изменяется: в связи с изменением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и закона и иных нормативных правовых актов Оренбургской области; в связи с изменением существенных характеристик земельного участка (площади, категории, вида разрешенного использования, обременения). В этом случае исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору.
Руководствуясь пунктами 3.4. и 6.1. договора аренды, между министерством и ООО "Южуралпроект" были заключены следующие Дополнительные соглашения: 1) от 15.06.2009 N 05-05/584; 2) от 11.12.2009 N 05-05/652; 3) от 27.02.2010 N 05-05/686; 4) от 15.06.2010 N 07-05/22.
В соответствии с пунктами 1.2., 1.3. дополнительного соглашения от 15.06.2009 N 05-05/584 и пунктами 1., 2. соглашения от 11.12.2009 N 05-05/652, арендная плата за период с 01.06.2009 по 30.04.2010 составляет 699 251 руб. 40 коп. Разница в сумме арендных платежей за период июнь - ноябрь 2009 года в сумме 31 784 руб. 16 коп. должна была внесена арендатором в течение 10 дней со дня подписания Соглашения от 11.12.2009 N 05-05/652, за оставшийся период с 01.12.2009 по 30.04.2010 арендные платежи должны вноситься арендатором ежемесячно по 63 568 руб. 31 коп., согласно расчету арендной платы и графику арендных платежей (Приложение N 3 к договору), в срок не позднее десятого числа текущего месяца.
Согласно п. 1.1. дополнительного соглашения от 15.06.2010 N 07-05/22, арендная плата за период с 01.05.2010 по 30.04.2011 составляет 844 441 руб. 42 коп. должна была вноситься арендатором ежемесячно равными долями, в срок не позднее десятого числа текущего месяца.
Между Министерством и ООО "Южуралпроект" было заключено Соглашение о расторжении договора аренды от 18.11.2011 N 07-05/262 в связи с выкупом земельного участка.
Согласно п. 2 Соглашения оплата арендной платы производится по Договору аренды из расчета до даты государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок в соответствии с договором купли-продажи.
Все дополнительные соглашения и соглашение о расторжении зарегистрированы в установленном законом порядке.
Между министерством (продавцом) и обществом (покупателем) заключен договор от 28.11.2011 N 07-04/99 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:44:0453017:27. Переход права собственности на земельный участок зарегистрирован 10.02.2012.
Министерство, ссылаясь на наличие у общества задолженности по арендной плате (начиная с 01.04.2011) в размере 258 646 рублей 47 коп., в том числе 245 616 рублей 21 коп. основного долга и 13 030 рублей 26 коп. пени за период с 01.04.2011 по 01.07.2012, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Ответчик, полагая, что у Министерства возникло неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной платы, ввиду вступления в действие постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582), в силу которого размер арендной платы не должен превышать предельно допустимый размер арендной платы, установленный указанными Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, обратился со встречным иском в суд о взыскании с Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области сумму 1 353 805 рублей 30 копеек в результате излишне оплаченной арендной платы за период с 04.08.209 по 09.02.2012.
Отказывая в удовлетворении иска Министерства и удовлетворяя встречные исковые требований суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии размера арендной платы, установленной договором Постановлению N 582.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ст. 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. В силу ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченным на то государственным органом и (или) органами местного самоуправления.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, стороны договора обязаны руководствоваться размером арендной платы, установленным соответствующими нормативными актами, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Часть 4 ст. 22 ЗК РФ указывает на то, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 22 и 65 ЗК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда российской Федерации от 16.02.2012 N 15837/11, принципы, закрепленные в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2012 N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлен предельный размер арендной платы - два процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Указанное правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.
Из материалов настоящего дела усматривается, что размер арендной платы, взимаемой министерством с общества в рамках заключенного ими договора аренды, значительно превышал два процента от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Следовательно, у общества отсутствует задолженность по арендной плате и судами необоснованно удовлетворен иск министерства.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в части неприменения Постановления Правительства N 582 к спорным правоотношениям являются необоснованными и подлежат отклонению
Доводам Министерства о том, что при расчете арендной платы следовало применить индекс инфляции, судом первой инстанции дана обоснованная оценка, как необоснованным. Суд первой инстанции обоснованно указал, что Постановления Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п и от 16.10.2009 N 537-п, нормативно определявшее методику расчета арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.09.2012 по делу N А47-8602/2012 признаны частично не подлежащими применению. В частности постановление Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 N 537-п, касающееся установления значения ставок арендной платы признано не подлежащим применению в части п. 2, предусматривающего применение индекса потребительских цен. Соответственно ответчик имеет право на защиту своих нарушенных имущественных интересов, в то числе и путем предъявления требований о взыскании излишне уплаченных денежных средств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расчет арендной платы необоснованно произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка, тогда как должен производится на основании рыночной оценки отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с п. 3 Правил арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что примененный судом расчет арендной платы на основании порядка, установленного постановлением N 582 произведен начиная с августа 2009 года.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном определении ответчика по встречному иску отклоняются судом апелляционной инстанции поскольку согласно Закону Оренбургской области от 13.12.2011 N 637/152-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Министерство является главным администратором доходов, получаемых от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, которое в силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ принимает решение о возврате излишне уплаченных арендных платежей в бюджет.
Применение судом ответственности установленной ст. ст. 395, 1107 Гражданского Кодекса Российской Федерации обоснованно и соответствует требованиям закона.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2014 по делу N А47-11260/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2014 по делу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
А.А.РУМЯНЦЕВ

Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)