Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
- от истца - представитель Юдина С.С. по доверенности от 14.01.2014;
- от ОАО "Российские железные дороги" - представитель Маковейчук Е.И. по доверенности от 30.12.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2014 по делу N А32-15199/2014
по иску ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский"
к ответчику - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, ОАО "Российские железные дороги", администрации муниципального образования город Армавир, МБДОУ "Детский сад N 2"
о признании недействительными действий
принятое в составе судьи Тарасенко А.А.
установил:
открытое акционерное общество "Масложиркомбинат "Армавирский" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействительными отказов, выраженных в письмах от 24.03.2014 N 52-3850/14-31.04 (отказ в осуществлении раздела земельного участка 23:38:0109044:2), от 26.03.2014 N 52-4088/14-33.24 (отказ в предоставлении в аренду вновь образованных земельных участков), обязании департамента обратиться в органы Росреестра с заявлением о прекращении права собственности Краснодарского края на преобразуемый земельный участок и регистрацией права собственности на вновь образованные земельные участки (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 113, т. 1 л.д. 163).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, администрация муниципального образования г. Армавир, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 2".
Определением от 17.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае.
Решением от 03.10.2014 требования удовлетворены частично, признан недействительным выраженный в письме департамента имущественных отношений Краснодарского края от 24.03.2014 N 52-3850/14-31.04 отказ ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" в разделе земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:2 площадью 130493 кв. м на земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0109044:86 площадью 11379 кв. м, 23:38:0109044:87 площадью 4808 кв. м, 23:38:0109044:88 площадью 1017 кв. м, 23:38:0109044:89 площадью 4387 кв. м, 23:38:0109044:90 площадью 108876 кв. м как противоречащий требованиям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение пятнадцати рабочих дней с даты вступления в законную силу настоящего решения принять решение (распоряжение) о разделе (утверждении раздела) земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:2 площадью 130493 кв. м на земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0109044:86 площадью 11379 кв. м, 23:38:0109044:87 площадью 4808 кв. м, 23:38:0109044:88 площадью 1017 кв. м, 23:38:0109044:89 площадью 4387 кв. м, 23:38:0109044:90 площадью 108876 кв. м в части требований о признании недействительным отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.03.2014 N 52-4088/14-33.24 производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что у ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок с кадастровым номером 23:38:0109044:2 площадью 130493 кв. м на указанном земельном участке имеются объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю и иным лицам. Заявитель обратился в департамент имущественных отношений Краснодарского края для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды тех земельных участков, которые необходимы для использования принадлежащих ему объектов недвижимости. Согласие иных собственников объектов недвижимости на раздел земельного участка получен. Отказ департамента в разделе земельного участка не соответствует нормам статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Регистрация права собственности на земельный участок не препятствует органу государственной власти распорядиться им, в связи с чем в требовании об обязании обратиться в орган Росреестра с заявлением о прекращении права собственности на преобразуемый земельный участок и регистрации права собственности Краснодарского края на вновь образованные земельные участки удовлетворению не подлежит.
В части требований о признании недействительным отказа в предоставлении в аренду вновь образованных земельных участок производство по делу прекращено, в связи с отказом заявителя от требований в данной части на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 91-92).
Не согласившись с указанным решением, департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения в части удовлетворения заявленных требований, просил решение в данной части отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" не выполнены требования статей 11.2 и 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие согласие иных собственников объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, на раздел участка. Согласие ОАО "РЖД" на раздел земельного участка подписано неуполномоченным лицом. Отсутствует согласие уполномоченного органа местного самоуправления. Кроме того, при принятии решения не учтено, что вновь образованному участку с кадастровым номером 23:38:0109044:86 присвоен вид разрешенного использования - полоса отвода железной дороги, вид разрешенного использования исходного участка - для организации производственной территории. Законодательством на департамент не возложена обязанность по принятию решения об образовании земельных участков, в соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации собственник вправе принять решение об образовании земельных участков.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края не явился. Департамент о рассмотрении апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Представитель истца в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержал позицию истца.
Представители третьих лиц - Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, администрации муниципального образования г. Армавир, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, "Детский сад N 2", Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае не явились. Третьи лица о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Администрацией муниципального образования г. Армавир заявлено ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком с кадастровым номером 23:38:0109044:2 площадью 130493 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АЖ N 151665 - т. 1 л.д. 55).
ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" 27.02.2014 обратилось в департамент с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:2 площадью 130493 кв. м на земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0109044:86 площадью 11379 кв. м, 23:38:0109044:87 площадью 4808 кв. м, 23:38:0109044:88 площадью 1017 кв. м, 23:38:0109044:89 площадью 4387 кв. м, 23:38:0109044:90 площадью 108876 кв. м (т. 1 л.д. 89-94).
Письмом исх. N 52-3850/14-31.04 от 24.03.2014 департамент сообщил об отказе в предоставлении государственной услуги (т. 1 л.д. 99-102).
Полагая, что отказ в разделе земельного участка является недействительным, ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Земельный участок с кадастровым номером 23:38:0109044:2 находится в собственности Краснодарского края, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.07.2014 (т. 3 л.д. 60).
Согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации общим правилом образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принятие соответствующего решения уполномоченным органом власти в порядке, предусмотренном пунктами 2 - 5 указанной статьи. Указанная процедура может быть, в том числе, инициирована землепользователями, землевладельцами, арендаторами по предоставлении ими документов согласно перечню, и завершается регистрацией права публичной собственности на сформированные участки.
В соответствии с пунктом 2.6.1 административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по принятию решения об образовании земельных участков, утвержденного приказом департамента от 30.03.2012 N 361, исчерпывающий перечень документов и информации, которые заявитель должен представить самостоятельно, включает следующие документы:
- заявление;
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом;
- копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица;
- документ (копия документа), удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица;
- правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- согласие всех землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей данного земельного участка на его раздел.
В оспариваемом письме департамента как основания для отказа в предоставлении государственной услуги по разделу земельного участка указаны следующие обстоятельства: отсутствие согласия иных собственников объектов недвижимого имущества на раздел земельного участка: ОАО "РЖД" и органа местного самоуправления; вид разрешенного использования земельного участка 23:38:0109044:2 - для организации производственной территории, вид разрешенного использования вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:86 - полоса отвода железной дороги; отсутствие документа, подтверждающего права представителя юридического лица генерального директора ООО "Торговый дом "Солнечные продукты" Подгорного О.А. (управляющая компания); неправильное указание реквизитов доверенности Резнова Д.В.; неправильное указание реквизитов свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; несоответствие суммы площадей вновь образуемых земельных участков площади исходного земельного участка.
На земельных участках с кадастровыми номерами 23:38:0109044:87 площадью 4808 кв. м, 23:38:0109044:90 площадью 108876 кв. м находятся принадлежащие ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" объекты недвижимости.
Заявитель выразил волеизъявление на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды тех земельных участков, которые необходимы для использования принадлежащих ему объектов недвижимости.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие согласия правообладателей на раздел земельного участка, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
Из представленных департаменту в качестве приложения к заявлению от 27.02.2014 документов видно, что правообладатели земельного участка (титульные обладатели вещных прав на строения) - ОАО "РЖД", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 2" - не возражают против раздела.
При этом администрация муниципального образования г. Армавир в своем письме от 30.04.2013 N 01-74/3119/2617/22 указала на то, что не является землепользователем соответствующего земельного участка, что означает по существу отсутствие возражений на его раздел.
В суде апелляционной инстанции администрация г. Армавира возражений на обжалуемое решение не заявило, в отзыве просит решение оставить без изменения (т. 4 л.д. 74-75).
Доводы департамента об отсутствии в доверенности у представителя ОАО "РЖД" права на подписание соответствующего согласия на раздел участка, необоснованны.
Из доверенности, выданной начальнику Армавирской дистанции пути Казначееву Е.А., следует, что ему предоставлены полномочия на представление интересов ОАО "РЖД" в органах государственной власти в связи с деятельностью структурного подразделения, с правом подписания всех необходимых документов, связанных с деятельностью структурного подразделения.
Кроме того, из пункта 2.2.5 Положения об Армавирской дистанции пути (структурном подразделении Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры), утвержденного 27.12.2010 начальником СКДЖ - филиала ОАО "РЖД", следует, что к компетенции Армавирской дистанции пути отнесено согласование материалов по межеванию, постановке на кадастровый учет соответствующих земельных участков.
В суде первой инстанции и апелляционной инстанции ОАО "РЖД" поддержало позицию ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский", против раздела земельного участка возражений не приводит.
Довод заявителя жалобы на то, что вновь образованному земельному участку с кадастровым номером 23:38:0109044:86, в нарушение статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, присвоен вид разрешенного использования "полоса отвода железной дороги", что отличается от вида разрешенного использования преобразуемого земельного участка ("для организации производственной территории"), отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, орган кадастрового учета, являющийся правоприменителем, обязан обеспечить соответствие вида разрешенного использования земельного участка, в частности, назначению расположенных на участке объектов недвижимости.
Доказательств несоответствия вида разрешенного использования земельного участка 23:38:0109044:86 по государственному кадастру недвижимости его фактическому (реальному) использованию заявителем жалобы не представлено.
При проведении межевых работ по разделу исходного земельного участка уточнена площадь исходного участка. Разница площади земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:2 и суммы площадей земельных участков, образованных при разделе, 26 кв. м входит в пределы погрешности.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2014 по делу N А32-15199/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2015 N 15АП-19729/2014 ПО ДЕЛУ N А32-15199/2014
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2015 г. N 15АП-19729/2014
Дело N А32-15199/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
- от истца - представитель Юдина С.С. по доверенности от 14.01.2014;
- от ОАО "Российские железные дороги" - представитель Маковейчук Е.И. по доверенности от 30.12.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2014 по делу N А32-15199/2014
по иску ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский"
к ответчику - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьих лиц - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, ОАО "Российские железные дороги", администрации муниципального образования город Армавир, МБДОУ "Детский сад N 2"
о признании недействительными действий
принятое в составе судьи Тарасенко А.А.
установил:
открытое акционерное общество "Масложиркомбинат "Армавирский" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействительными отказов, выраженных в письмах от 24.03.2014 N 52-3850/14-31.04 (отказ в осуществлении раздела земельного участка 23:38:0109044:2), от 26.03.2014 N 52-4088/14-33.24 (отказ в предоставлении в аренду вновь образованных земельных участков), обязании департамента обратиться в органы Росреестра с заявлением о прекращении права собственности Краснодарского края на преобразуемый земельный участок и регистрацией права собственности на вновь образованные земельные участки (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 113, т. 1 л.д. 163).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, администрация муниципального образования г. Армавир, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 2".
Определением от 17.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае.
Решением от 03.10.2014 требования удовлетворены частично, признан недействительным выраженный в письме департамента имущественных отношений Краснодарского края от 24.03.2014 N 52-3850/14-31.04 отказ ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" в разделе земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:2 площадью 130493 кв. м на земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0109044:86 площадью 11379 кв. м, 23:38:0109044:87 площадью 4808 кв. м, 23:38:0109044:88 площадью 1017 кв. м, 23:38:0109044:89 площадью 4387 кв. м, 23:38:0109044:90 площадью 108876 кв. м как противоречащий требованиям статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение пятнадцати рабочих дней с даты вступления в законную силу настоящего решения принять решение (распоряжение) о разделе (утверждении раздела) земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:2 площадью 130493 кв. м на земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0109044:86 площадью 11379 кв. м, 23:38:0109044:87 площадью 4808 кв. м, 23:38:0109044:88 площадью 1017 кв. м, 23:38:0109044:89 площадью 4387 кв. м, 23:38:0109044:90 площадью 108876 кв. м в части требований о признании недействительным отказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.03.2014 N 52-4088/14-33.24 производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что у ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок с кадастровым номером 23:38:0109044:2 площадью 130493 кв. м на указанном земельном участке имеются объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю и иным лицам. Заявитель обратился в департамент имущественных отношений Краснодарского края для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды тех земельных участков, которые необходимы для использования принадлежащих ему объектов недвижимости. Согласие иных собственников объектов недвижимости на раздел земельного участка получен. Отказ департамента в разделе земельного участка не соответствует нормам статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Регистрация права собственности на земельный участок не препятствует органу государственной власти распорядиться им, в связи с чем в требовании об обязании обратиться в орган Росреестра с заявлением о прекращении права собственности на преобразуемый земельный участок и регистрации права собственности Краснодарского края на вновь образованные земельные участки удовлетворению не подлежит.
В части требований о признании недействительным отказа в предоставлении в аренду вновь образованных земельных участок производство по делу прекращено, в связи с отказом заявителя от требований в данной части на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 91-92).
Не согласившись с указанным решением, департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения в части удовлетворения заявленных требований, просил решение в данной части отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" не выполнены требования статей 11.2 и 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие согласие иных собственников объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, на раздел участка. Согласие ОАО "РЖД" на раздел земельного участка подписано неуполномоченным лицом. Отсутствует согласие уполномоченного органа местного самоуправления. Кроме того, при принятии решения не учтено, что вновь образованному участку с кадастровым номером 23:38:0109044:86 присвоен вид разрешенного использования - полоса отвода железной дороги, вид разрешенного использования исходного участка - для организации производственной территории. Законодательством на департамент не возложена обязанность по принятию решения об образовании земельных участков, в соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации собственник вправе принять решение об образовании земельных участков.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края не явился. Департамент о рассмотрении апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Представитель истца в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержал позицию истца.
Представители третьих лиц - Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, администрации муниципального образования г. Армавир, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, "Детский сад N 2", Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае не явились. Третьи лица о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Администрацией муниципального образования г. Армавир заявлено ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком с кадастровым номером 23:38:0109044:2 площадью 130493 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АЖ N 151665 - т. 1 л.д. 55).
ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" 27.02.2014 обратилось в департамент с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:2 площадью 130493 кв. м на земельные участки с кадастровыми номерами 23:38:0109044:86 площадью 11379 кв. м, 23:38:0109044:87 площадью 4808 кв. м, 23:38:0109044:88 площадью 1017 кв. м, 23:38:0109044:89 площадью 4387 кв. м, 23:38:0109044:90 площадью 108876 кв. м (т. 1 л.д. 89-94).
Письмом исх. N 52-3850/14-31.04 от 24.03.2014 департамент сообщил об отказе в предоставлении государственной услуги (т. 1 л.д. 99-102).
Полагая, что отказ в разделе земельного участка является недействительным, ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Земельный участок с кадастровым номером 23:38:0109044:2 находится в собственности Краснодарского края, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.07.2014 (т. 3 л.д. 60).
Согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации общим правилом образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принятие соответствующего решения уполномоченным органом власти в порядке, предусмотренном пунктами 2 - 5 указанной статьи. Указанная процедура может быть, в том числе, инициирована землепользователями, землевладельцами, арендаторами по предоставлении ими документов согласно перечню, и завершается регистрацией права публичной собственности на сформированные участки.
В соответствии с пунктом 2.6.1 административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по принятию решения об образовании земельных участков, утвержденного приказом департамента от 30.03.2012 N 361, исчерпывающий перечень документов и информации, которые заявитель должен представить самостоятельно, включает следующие документы:
- заявление;
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом;
- копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица;
- документ (копия документа), удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица;
- правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- согласие всех землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей данного земельного участка на его раздел.
В оспариваемом письме департамента как основания для отказа в предоставлении государственной услуги по разделу земельного участка указаны следующие обстоятельства: отсутствие согласия иных собственников объектов недвижимого имущества на раздел земельного участка: ОАО "РЖД" и органа местного самоуправления; вид разрешенного использования земельного участка 23:38:0109044:2 - для организации производственной территории, вид разрешенного использования вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:86 - полоса отвода железной дороги; отсутствие документа, подтверждающего права представителя юридического лица генерального директора ООО "Торговый дом "Солнечные продукты" Подгорного О.А. (управляющая компания); неправильное указание реквизитов доверенности Резнова Д.В.; неправильное указание реквизитов свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; несоответствие суммы площадей вновь образуемых земельных участков площади исходного земельного участка.
На земельных участках с кадастровыми номерами 23:38:0109044:87 площадью 4808 кв. м, 23:38:0109044:90 площадью 108876 кв. м находятся принадлежащие ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский" объекты недвижимости.
Заявитель выразил волеизъявление на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды тех земельных участков, которые необходимы для использования принадлежащих ему объектов недвижимости.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие согласия правообладателей на раздел земельного участка, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
Из представленных департаменту в качестве приложения к заявлению от 27.02.2014 документов видно, что правообладатели земельного участка (титульные обладатели вещных прав на строения) - ОАО "РЖД", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 2" - не возражают против раздела.
При этом администрация муниципального образования г. Армавир в своем письме от 30.04.2013 N 01-74/3119/2617/22 указала на то, что не является землепользователем соответствующего земельного участка, что означает по существу отсутствие возражений на его раздел.
В суде апелляционной инстанции администрация г. Армавира возражений на обжалуемое решение не заявило, в отзыве просит решение оставить без изменения (т. 4 л.д. 74-75).
Доводы департамента об отсутствии в доверенности у представителя ОАО "РЖД" права на подписание соответствующего согласия на раздел участка, необоснованны.
Из доверенности, выданной начальнику Армавирской дистанции пути Казначееву Е.А., следует, что ему предоставлены полномочия на представление интересов ОАО "РЖД" в органах государственной власти в связи с деятельностью структурного подразделения, с правом подписания всех необходимых документов, связанных с деятельностью структурного подразделения.
Кроме того, из пункта 2.2.5 Положения об Армавирской дистанции пути (структурном подразделении Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры), утвержденного 27.12.2010 начальником СКДЖ - филиала ОАО "РЖД", следует, что к компетенции Армавирской дистанции пути отнесено согласование материалов по межеванию, постановке на кадастровый учет соответствующих земельных участков.
В суде первой инстанции и апелляционной инстанции ОАО "РЖД" поддержало позицию ОАО "Масложиркомбинат "Армавирский", против раздела земельного участка возражений не приводит.
Довод заявителя жалобы на то, что вновь образованному земельному участку с кадастровым номером 23:38:0109044:86, в нарушение статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, присвоен вид разрешенного использования "полоса отвода железной дороги", что отличается от вида разрешенного использования преобразуемого земельного участка ("для организации производственной территории"), отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, орган кадастрового учета, являющийся правоприменителем, обязан обеспечить соответствие вида разрешенного использования земельного участка, в частности, назначению расположенных на участке объектов недвижимости.
Доказательств несоответствия вида разрешенного использования земельного участка 23:38:0109044:86 по государственному кадастру недвижимости его фактическому (реальному) использованию заявителем жалобы не представлено.
При проведении межевых работ по разделу исходного земельного участка уточнена площадь исходного участка. Разница площади земельного участка с кадастровым номером 23:38:0109044:2 и суммы площадей земельных участков, образованных при разделе, 26 кв. м входит в пределы погрешности.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2014 по делу N А32-15199/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Н.В.КОВАЛЕВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)