Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автоград": Коржовой Е.С. (доверенность N 127 от 19.07.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей не обеспечили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 декабря 2013 года
по делу N А50-20442/2013,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоград" (ОГРН 1025900764086, ИНН 5903029730)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованное лицо: Департамент общественной безопасности
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоград" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) об отказе в выдачи акта о выборе земельного участка площадью 2 738 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - защитная площадка для разгрузки (погрузки) и временного хранения нефтепродуктов, предназначенной для защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера восточнее земельного участка по ул. Соликамской, 307, изложенного в письме от 16.09.2013 N И-21-01-09-17714, обязании Департамент выдать акт о выборе данного земельного участка по указанному адресу.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент общественной безопасности (определение суда от 22.10.2013).
Решением суда от 23.12.2013 заявленные требования удовлетворены частично: признан незаконным, противоречащим ст. 31 ЗК РФ отказ Департамента, изложенный в письме от 16.09.2013 N И-21-01-09-17714. На Департамент возложена обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную рассмотреть заявление общества. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Департамент с принятым решением не согласен, в апелляционной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявления обществу отказать. Указывает, что отказ принят на основании отрицательных заключений соответствующих функциональных органов в соответствии с Регламентом взаимодействия с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением администрации города Перми от 12.11.2009 N 857 (далее - Регламент). Департамент считает, что отказ в предоставлении земельного участка по указанным в нем основаниям является законным, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Кроме того указывает, что заявление общества от 26.06.2013 не было согласовано главой администрации города Перми, как этого требуют положения п. 3.1.3 Регламента.
Департаментом с апелляционной жалобой представлены дополнительные документы, поименованные в приложении как Выкопировка из СЭД, которые в материалах дела отсутствуют. Соответствующего ходатайства о приобщении указанных документов к материалам дела с обоснованием причин невозможности их представления суду первой инстанции не представлено (ч. 2 ст. 268 АПК РФ), виду чего указанные документы на 3 листах подлежат возвращению Департаменту земельных отношений администрации г. Перми.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно. В отзыве указало, что оспариваемый отказ не содержит ссылок на нормы действующего законодательства и правовых оснований, в связи с чем его нельзя признать обоснованным. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", указывает на несостоятельность доводов Департамента общественной безопасности относительно документов, необходимых обществу для получения положительного заключения названного функционального органа. Указывает, что общество не занимается деятельностью по размещению отходов, подлежащей лицензированию. Обращает внимание суда, что для получения лицензии на осуществление обезвреживания и размещения отходов заявителю прежде нужно получить в пользование место предполагаемого хранения опасных веществ. Кроме того, указывает, что в адрес Департамента от иных функциональных органов получены положительные заключения, что свидетельствует о соответствии испрашиваемого земельного участка требованиям экологических, градостроительных и иных условий пользования соответствующей территории.
Принявший участие в судебном заседании 25.03.2014 представитель общества доводы отзыва поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 06.06.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 2 738 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - защитная площадка для разгрузки (погрузки) и временного хранения нефтепродуктов, предназначенной для защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера восточнее земельного участка по ул. Соликамской, 307.
Письмом от 16.09.2013 Департамент сообщил о невозможности оформления акта о выборе испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в связи с получением отрицательного заключения Департамента общественной безопасности.
Полагая, что отказ в оформлении акта о выборе земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь ч. 1 ст. 198 АПК РФ, статьями 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Регламентом, Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (далее - Положение), суд первой инстанции пришел к выводу, что Департамент не подтвердил обоснованность оспариваемого заявителем решения, заявленные обществом требования удовлетворил.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются необходимыми и обязательными этапами предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
В пунктах 5 и 6 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
По смыслу приведенных норм на этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.
В соответствии с п. 4.3 Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Согласно п. 3.1.2 Регламента Департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управление внешнего благоустройства администрации города Перми, территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
В силу п. 4.1 Регламента Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 названного Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Департамент в зависимости от принятого решения в течение 5 календарных дней с даты принятия решения, указанного в п. 4.1 названного Регламента: оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования, либо подготавливает ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и направляет его заявителю (п. 4.2 Регламента). Ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с п.п. 3.2 и 3.3. названного Регламента. Департамент принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка с указанием условий, содержащихся в заключениях функциональных и территориальных органов (п. 4.3 Регламента).
Как следует из материалов дела, функциональными органами (Управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми, Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управлением по экологии и природопользованию администрации г. Перми) и территориальным органом (администрацией Орджоникидзевского района г. Перми) даны положительные заключения о возможности размещение объекта на указанном земельном участке.
В обоснование принятого решения Департамент указал на сообщение Департамента общественной безопасности от 30.08.2013, из которого следует, что решение о возможности размещения объекта будет принято при условии предоставления разрешительных документов, необходимых для согласования - лицензий по сбору, использованию, транспортировке, размещению опасных отходов 1-4 класса опасности.
Территориальное зонирование и градостроительные регламенты на территории города Перми определены Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 (далее - Правила).
В соответствии с п. 1 указанных Правил виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - это виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии обязательного соблюдения требований, установленных законодательством, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами, нормативно-техническими документами.
Как верно указано судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок относится к зоне ПК-3 (зона производственно-коммунальных объектов III класса вредности), в которой в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусмотрены промышленные и складские объекты III IV-V класса вредности, объекты инженерно-технологического обеспечения объектов, организации (п. 52.5 Правил).
Таким образом, учитывая назначение предполагаемого к строительству объекта (защитой площадки для разгрузки (погрузки) и временного хранения нефтепродуктов), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии назначения заявленного к строительству объекта на испрашиваемом земельном участке установленным градостроительным регламентам.
Приведенные Департаментом основания к отказу в выборе земельного участка со ссылкой на заключение Департамента общественной безопасности правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку указанное основание не предусмотрено п. 2.6 Положения, устанавливающим случаи, при которых согласование места размещения объекта и предоставление земельного участка невозможно.
Кроме того, в материалы дела представлен аттестат N РОСС RU.0001.22НП71, сроком действия до 26.09.2016 о технической компетенции общества для проведения работ по испытаниям в соответствии с областью аккредитации.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы общества об отсутствии у Департамента общественной безопасности оснований для запроса от общества дополнительных документов для получения положительного ответа, поскольку общество не занимается деятельностью подлежащей лицензированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что принятое Департаментом решение не соответствует требованиям ст. 31 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Предусмотренных законом оснований для отказа в оформлении акта о выборе земельного участка у Департамента не имелось.
В отсутствие в материалах дела доказательств согласования курирующим заместителем главы администрации города, главой администрации города Перми, подготовленных в соответствии с п. 3.1.3 Регламента функциональными органами заключений, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требования общества об обязании Департамент выдать акт о выборе земельного участка.
В указанной части, решение сторонами оспорено не было, в связи с чем апелляционным судом не пересматривалось (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 23.12.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2013 по делу N А50-20442/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2014 N 17АП-1593/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-20442/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. N 17АП-1593/2014-ГК
Дело N А50-20442/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решановой Д.М.,
при участии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автоград": Коржовой Е.С. (доверенность N 127 от 19.07.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку представителей не обеспечили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 декабря 2013 года
по делу N А50-20442/2013,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоград" (ОГРН 1025900764086, ИНН 5903029730)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованное лицо: Департамент общественной безопасности
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоград" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) об отказе в выдачи акта о выборе земельного участка площадью 2 738 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - защитная площадка для разгрузки (погрузки) и временного хранения нефтепродуктов, предназначенной для защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера восточнее земельного участка по ул. Соликамской, 307, изложенного в письме от 16.09.2013 N И-21-01-09-17714, обязании Департамент выдать акт о выборе данного земельного участка по указанному адресу.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент общественной безопасности (определение суда от 22.10.2013).
Решением суда от 23.12.2013 заявленные требования удовлетворены частично: признан незаконным, противоречащим ст. 31 ЗК РФ отказ Департамента, изложенный в письме от 16.09.2013 N И-21-01-09-17714. На Департамент возложена обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную рассмотреть заявление общества. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Департамент с принятым решением не согласен, в апелляционной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявления обществу отказать. Указывает, что отказ принят на основании отрицательных заключений соответствующих функциональных органов в соответствии с Регламентом взаимодействия с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением администрации города Перми от 12.11.2009 N 857 (далее - Регламент). Департамент считает, что отказ в предоставлении земельного участка по указанным в нем основаниям является законным, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Кроме того указывает, что заявление общества от 26.06.2013 не было согласовано главой администрации города Перми, как этого требуют положения п. 3.1.3 Регламента.
Департаментом с апелляционной жалобой представлены дополнительные документы, поименованные в приложении как Выкопировка из СЭД, которые в материалах дела отсутствуют. Соответствующего ходатайства о приобщении указанных документов к материалам дела с обоснованием причин невозможности их представления суду первой инстанции не представлено (ч. 2 ст. 268 АПК РФ), виду чего указанные документы на 3 листах подлежат возвращению Департаменту земельных отношений администрации г. Перми.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно. В отзыве указало, что оспариваемый отказ не содержит ссылок на нормы действующего законодательства и правовых оснований, в связи с чем его нельзя признать обоснованным. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", указывает на несостоятельность доводов Департамента общественной безопасности относительно документов, необходимых обществу для получения положительного заключения названного функционального органа. Указывает, что общество не занимается деятельностью по размещению отходов, подлежащей лицензированию. Обращает внимание суда, что для получения лицензии на осуществление обезвреживания и размещения отходов заявителю прежде нужно получить в пользование место предполагаемого хранения опасных веществ. Кроме того, указывает, что в адрес Департамента от иных функциональных органов получены положительные заключения, что свидетельствует о соответствии испрашиваемого земельного участка требованиям экологических, градостроительных и иных условий пользования соответствующей территории.
Принявший участие в судебном заседании 25.03.2014 представитель общества доводы отзыва поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 06.06.2013 заявитель обратился в Департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 2 738 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - защитная площадка для разгрузки (погрузки) и временного хранения нефтепродуктов, предназначенной для защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера восточнее земельного участка по ул. Соликамской, 307.
Письмом от 16.09.2013 Департамент сообщил о невозможности оформления акта о выборе испрашиваемого земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в связи с получением отрицательного заключения Департамента общественной безопасности.
Полагая, что отказ в оформлении акта о выборе земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь ч. 1 ст. 198 АПК РФ, статьями 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Регламентом, Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (далее - Положение), суд первой инстанции пришел к выводу, что Департамент не подтвердил обоснованность оспариваемого заявителем решения, заявленные обществом требования удовлетворил.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются необходимыми и обязательными этапами предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
В пунктах 5 и 6 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
По смыслу приведенных норм на этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.
В соответствии с п. 4.3 Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Согласно п. 3.1.2 Регламента Департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, управление внешнего благоустройства администрации города Перми, территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
В силу п. 4.1 Регламента Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 названного Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Департамент в зависимости от принятого решения в течение 5 календарных дней с даты принятия решения, указанного в п. 4.1 названного Регламента: оформляет акт о выборе земельного участка для строительства по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования, либо подготавливает ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и направляет его заявителю (п. 4.2 Регламента). Ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с п.п. 3.2 и 3.3. названного Регламента. Департамент принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка с указанием условий, содержащихся в заключениях функциональных и территориальных органов (п. 4.3 Регламента).
Как следует из материалов дела, функциональными органами (Управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми, Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Управлением по экологии и природопользованию администрации г. Перми) и территориальным органом (администрацией Орджоникидзевского района г. Перми) даны положительные заключения о возможности размещение объекта на указанном земельном участке.
В обоснование принятого решения Департамент указал на сообщение Департамента общественной безопасности от 30.08.2013, из которого следует, что решение о возможности размещения объекта будет принято при условии предоставления разрешительных документов, необходимых для согласования - лицензий по сбору, использованию, транспортировке, размещению опасных отходов 1-4 класса опасности.
Территориальное зонирование и градостроительные регламенты на территории города Перми определены Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 (далее - Правила).
В соответствии с п. 1 указанных Правил виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - это виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии обязательного соблюдения требований, установленных законодательством, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами, нормативно-техническими документами.
Как верно указано судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок относится к зоне ПК-3 (зона производственно-коммунальных объектов III класса вредности), в которой в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусмотрены промышленные и складские объекты III IV-V класса вредности, объекты инженерно-технологического обеспечения объектов, организации (п. 52.5 Правил).
Таким образом, учитывая назначение предполагаемого к строительству объекта (защитой площадки для разгрузки (погрузки) и временного хранения нефтепродуктов), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии назначения заявленного к строительству объекта на испрашиваемом земельном участке установленным градостроительным регламентам.
Приведенные Департаментом основания к отказу в выборе земельного участка со ссылкой на заключение Департамента общественной безопасности правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку указанное основание не предусмотрено п. 2.6 Положения, устанавливающим случаи, при которых согласование места размещения объекта и предоставление земельного участка невозможно.
Кроме того, в материалы дела представлен аттестат N РОСС RU.0001.22НП71, сроком действия до 26.09.2016 о технической компетенции общества для проведения работ по испытаниям в соответствии с областью аккредитации.
Суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы общества об отсутствии у Департамента общественной безопасности оснований для запроса от общества дополнительных документов для получения положительного ответа, поскольку общество не занимается деятельностью подлежащей лицензированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что принятое Департаментом решение не соответствует требованиям ст. 31 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Предусмотренных законом оснований для отказа в оформлении акта о выборе земельного участка у Департамента не имелось.
В отсутствие в материалах дела доказательств согласования курирующим заместителем главы администрации города, главой администрации города Перми, подготовленных в соответствии с п. 3.1.3 Регламента функциональными органами заключений, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требования общества об обязании Департамент выдать акт о выборе земельного участка.
В указанной части, решение сторонами оспорено не было, в связи с чем апелляционным судом не пересматривалось (ч. 5 ст. 268 АПК РФ).
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 23.12.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2013 по делу N А50-20442/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)