Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 02.04.2015 N 33-5365/2015

Требование: О признании права на получение земельного пая, обязании предоставить в собственность земельный пай, включении в список на получение земельной доли.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец считает, что имеет право на получение земельного пая.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. N 33-5365/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Троценко Ю.Ю.,
судей: Куловой Г.Р., Сафина Ф.Ф.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя Я.Н.А. - С.Т.И.
на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от <>, которым постановлено:
в удовлетворении иска Я.Н.А. к Администрации МР Уфимский район, ООО Птицефабрика "Уфимская", Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании права на получение земельного пая, обязании предоставить в собственность земельный пай, включении в список на получение земельной доли - отказать полностью.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия

установила:

Я.Н.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Уфимский район, ООО Птицефабрика "Уфимская", Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права на получение земельного пая, обязании предоставить в собственность земельный пай, включении в список на получение земельной доли.
Иск мотивирован, тем, что он с <> по <> работал в сельском хозяйстве на Птицефабрике "Уфимская" проживал и проживает на территории Дмитриевского с/с Уфимского района.
На устные заявления в адрес администрации МР Уфимский район РБ и ООО Птицефабрика "Уфимская" о выделе ему земельного пая положительного ответа не получил.
Просил признать за ним право на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в собственность, обязать ответчиков предоставить ему в собственность земельную долю (пай) из земель сельскохозяйственного назначения в размере <данные изъяты> га, включить его в список на получение земельной доли (пая).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Я.Н.А. - С.Т.И. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его необоснованность и незаконность. При этом указано, что истец подпадает под категорию лиц указанных в ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), так как наследодатель постоянно работал в сельскохозяйственной организации и постоянно проживал в сельском поселении, на территории которого образована сельскохозяйственная организация. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривает срока окончания бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Второй абзац ч. 2 ст. 21 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" об установлении срока окончания приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения 01 января 2012 года не подлежит применению при разрешении данного гражданского дела как противоречащий Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Поскольку ДП "Птицефабрика "Уфимская" ГУСП "Башптицепром" ликвидировано, то в соответствии с абз. 2 ч. 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), должно быть организовано органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированного предприятия. Однако указанных действий органом местного самоуправления не совершалось, что не оспаривалось сторонами.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Я.Н.А. - М.А.В., поддержавшую доводы жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с <> по <> истец Я.Н.А. работал в сельском хозяйстве на Птицефабрике "Уфимская" проживал и проживает на территории Дмитриевского с/с Уфимского района.
В <> истец был уволен с ГУСП Птицефабрика "Уфимская" по собственному желанию.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Птицефабрика "Уфимская" не является правопреемником ДП "Птицефабрика "Уфимская" ГУСП "Птицефабрика "Уфимская" с которым Я.Н.А. состоял в трудовых отношениях, вследствие чего у него не возникло никаких прав и обязанностей в отношении него; Я.Н.А. не является лицом, имеющим право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), поскольку из сельскохозяйственного предприятия он уволился в <> и по состоянию на <> не имел права на получение земельной доли пая при реорганизации сельскохозяйственного предприятия, так как решения о реорганизации трудовым коллективом не принималось; Я.Н.А. обратился с заявлением о предоставлении земельного пая в <>, что противоречит ч. 2 ст. 21 Закона "О регулировании земельных отношений по Республике Башкортостан", согласно которому решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до <> решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после <>, но не позднее <>.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с вышеуказанными выводами суда.
В соответствии с ч. 1, 3, 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" гражданам, имеющим право в соответствии с законодательством на получение земельной доли (пая), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются на праве общей собственности бесплатно однократно.
Право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют: граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов; работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией; работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие); пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована; работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована; временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия).

Правила установления размера земельной доли (пая) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, особенности совершения сделок с ними и выделение земельных участков в счет земельных долей (паев) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, установлены ст. 21.3 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 г. N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Процедура бесплатного однократного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности путем организации и проведения работы по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, составления (уточнения) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), определения площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной передаче в собственность граждан, определения (уточнения) среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации (предприятии) оформления прав на земельные доли (паи), была установлена в соответствии с Порядком работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 г. N 60.
Указанные в части 3 настоящей статьи лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия). Пунктом 2.1. Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности, утвержденного постановлением Правительства РБ от 15 марта 2006 года N 60 (далее - Порядок), внутрихозяйственные комиссии создаются сельскохозяйственными организациями, а в случае ликвидации сельскохозяйственных организаций - органами местного самоуправления сельских поселений, на территории которых расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций.
Согласно п. 6.1. Порядка, утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно представленным материалам дела, Я.Н.А. работал с <> по <> в ДП "Птицефабрика "Уфимская" на должности <данные изъяты>. <> уволился по собственному желанию, что подтверждается представленной в материалы дела трудовой книжкой.
ДП ГУСП "Птицефабрика "Уфимская" преобразовалось в ДП "Птицефабрика "Уфимская" ГУСП "Башптицепром", учредителем которого являлось Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Башптицепром".
В отношении должника ДП "Птицефабрика "Уфимская" ГУСП "Башптицепром" введена процедура наблюдения, что подтверждается определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от <>, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от <> - внешнее управление.
По договору купли-продажи от <> Дочернее предприятие "Птицефабрика "Уфимская" ГУСП "Башптицепром" продало компании "Корус Трейдинг (Ю-Кей) Лимитед" предприятие (бизнес) Дочернего предприятия "Птицефабрика "Уфимская" ГУСП "Башптицепром".
В свою очередь по договору < N > от <> компания "Корус Трейдинг (Ю-Кей) Лимитед" передало ООО "Корус-Уфа" право требования и обязательства по договору купли-продажи от <> к Дочернему предприятию "Птицефабрика "Уфимская" ГУСП "Башптицепром".
<> решением участника ООО "Корус-Уфа" произведена реорганизация ООО "Корус-Уфа" путем выделения из его состава хозяйственного общества ООО "Птицефабрика "Уфимская", являющаяся правопреемником ООО "Корус-Уфа" в соответствии с разделительным балансом.
До ликвидации ДП "Птицефабрика "Уфимская" ГУСП "Башптицепром" (ранее ДП ГУСП "Птицефабрика "Уфимская") на основании постановления Главы Администрации Уфимского района от <> < N > "Об утверждении госакта на право постоянного пользования землей Птицефабрики "Уфимская" Уфимского района Республики Башкортостан" на праве постоянного пользования с закреплением границ на местности предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га сельхозугодий, из них <данные изъяты> га пашни.
На основании постановления главы муниципального образования Дмитриевский сельсовет Уфимского района от <> < N > прекращено право постоянного пользования ДП "Птицефабрика "Уфимская" ГУСП "Башптицепром" земельным участком площадью <данные изъяты> га земель сельскохозяйственного назначения, в связи с его предоставлением ООО "Корус-Уфа" в аренду на 49 лет под ООО "Птицефабрика "Уфимская" для сельскохозяйственного производства.
Уфимский районный Комитет по управлению собственностью и ООО "Корус-Уфа" заключили договор аренды < N > от <> земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым < N > площадью <данные изъяты> кв. м для использования в целях сельскохозяйственного производства сроком с <> по <>, расположенного в административных границах муниципального образования Дмитриевский сельсовет. Договора аренды земельного участка зарегистрирован в ЕГРП <>.
<> Уфимским районным Комитетом по управлению собственностью и ООО "Птицефабрика "Уфимская" заключено дополнительное соглашение к договору аренды < N > от <> о замене стороны арендатора ООО "Корус-Уфа" его правопреемником ООО "Птицефабрика "Уфимская". Дополнительное соглашение зарегистрировано в ЕГРП <>.
Разрешая спор, проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд обоснованно исходил из того, что ООО Птицефабрика "Уфимская" не является правопреемником ДП Птицефабрика "Уфимская" ГУСП Птицефабрика "Уфимская", с которым истец состоял в трудовых отношениях, вследствие чего у ответчика не возникает никаких прав и обязанностей в отношении него.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно пришел к выводу, что истец не является лицом, имеющим право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), поскольку истцом не представлено доказательств обращения до <> в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного пая и включении в списки пайщиков.
Таким образом, истец не подпадает под категорию лиц, указанных в ст. 21.2 Закона, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая).
Доводы заявителя о том, что обязанность по созданию внутрихозяйственной комиссии и ее финансированию возложена на администрацию района, которая указанные обязанности не исполнила, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с положениями Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления лишь в случае ликвидации сельскохозяйственной организации (предприятия).
Из материалов дела следует, что конкурсное производство в отношении ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "Башптицепром" завершено и предприятие ликвидировано согласно определению Арбитражного суда РБ от <>.
Указание в апелляционной жалобе на то, что суд не учел положения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который не предусматривает срок окончания бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку такой довод основан на неправильном толковании норм материального права регулирующего спорные правоотношения.
Так, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что предоставление таких земельных участков осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з право на реализацию возможности бесплатного предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения было ограничено периодом с 01 января 2006 года и не позднее 1 июля 2012 года.
При этом для реализации предоставленного законом права необходимо выражение волеизъявления гражданина на получение земельной доли (пая) путем подачи соответствующего заявления в компетентную комиссию с приложением всех необходимых документов.
Допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих факт своевременного обращения Я.Н.А. в уполномоченный орган с заявлением на получение в порядке в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что в буквальном понимании пп. 1, ч. 1 ст. 19.1 ФЗ РФ N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется и по настоящее время, какой-либо срок окончания приватизации в данном законе не указан, ч. 2 ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 г. N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" об установлении срока окончания приватизации не подлежит применению, так как противоречит ФЗ РФ N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с пунктами в, к части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно абз. 1 п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно абз. 1 п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Определение конечного срока приватизации (безвозмездной передачи в собственность) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, и нет ограничений на федеральном уровне для установления конечной даты приватизации такого имущества.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от <> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Я.Н.А. - С.Т.И. - без удовлетворения.

Председательствующий
Ю.Ю.ТРОЦЕНКО

Судьи
Г.Р.КУЛОВА
Ф.Ф.САФИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)