Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - в лице филиала "Самарские распределительные сети" - Тюркина Н.П., по доверенности от 01.03.2013 года,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июня 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2013 года по делу N А55-32754/2012, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - в лице филиала "Самарские распределительные сети",
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
третьи лица:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
Администрация городского округа Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - в лице филиала "Самарские распределительные сети" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ОАО "МРСК Волги" в аренду земельного участка площадью 470,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:12, содержащийся в письме от 21.08.2012 года N 12-4/0468/10-а и обязании.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15 апреля 2013 года требования заявителя удовлетворены.
Арбитражный суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ОАО "МРСК Волги" в аренду земельного участка площадью 470,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:12, содержащийся в письме от 21.08.2012 года N 12-4/0468/10-а и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в двухнедельный срок решения о предоставлении ОАО "МРСК Волги" в аренду земельного участка площадью 470,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:12, по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ВЛ-35кВ "Полевая. Рубежная" для использования под электросетевые комплексы и объекты недвижимого имущества, путем осуществления подготовки проекта договора аренды указанного земельного участка и направления его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве аренды.
Принимая судебный акт, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя на приобретение земельного участка.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, отказать ОАО "МРСК Волги" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 07.06.2013 года N 17/40. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация городского округа Самара по основаниям, изложенным в пояснениях от 13.06.2013 года, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу части 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно указанной статье в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-4/0468/10-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ВЛ-35 кВ "Полевая, Рубежная", площадью 470, 70 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:12, под электросетевые комплексы и объекты недвижимого имущества, обосновав положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель является собственником указанного объекта недвижимости, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 26.08.2008 года (том 1 л.д. 35).
Указанный земельный участок сформирован, границы его определены, в установленном порядке поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 63:01: 0000000: 12.
Согласно сведениям кадастрового учета, спорный участок расположен на "землях населенных пунктов" (графа 8.2 кадастрового паспорта).
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 21.08.2012 года "Об отказе в предоставлении земельного участка" отказало заявителю, мотивировав тем, что испрашиваемый участок является лесным на землях иных категорий, лесохозяйственные регламенты на городские леса не утверждены, в связи с чем в силу статьи 14.1 ФЗ N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса РФ" невозможно реализовать полномочие по распоряжению участком (том 1 л.д. 31 - 34).
Заявитель, не согласившись с принятым решением, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
15 апреля 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 3.3 Порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, границы его определены и соответствуют результатам межевания, что подтверждено материалами землеустроительного дела.
Согласно сведениям ГКН спорный участок отнесен к категории "земли населенных пунктов" и расположен в границах 74, 75 кварталов Самарского лесничества, то есть является лесным участком, расположенным на землях иных категорий.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, а также площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Содержащиеся в представленном заявителем кадастровом паспорте сведения не оспаривались в установленном порядке и не признаны недействительными.
Согласно статье 14.1 ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Однако правовые основания предоставления участка в данном случае обусловлены положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предполагающей исключительное право собственника объекта недвижимого имущества на приобретение участка, занимаемого данным объектом.
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, установлен вид разрешенного использования участка - "занимаемый электросетевыми комплексами и объектами недвижимого имущества" (графа 9 кадастровой выписки).
Подпунктом 13 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено в качестве вида использования лесов - эксплуатация линейных объектов, к которым относится объект, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Исходя из пункта 2.4 Порядка отказ в предоставлении земельного участка должен следовать при выявлении на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка.
Суд установил, что министерство не получило от вышеуказанных органов информацию, свидетельствующую о наличии препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, а также обременении или ограничений в использовании земельного участка.
Более того, факт нахождения на спорном участке объекта недвижимого имущества предопределяет вид его использования - под эксплуатацию объекта.
В конкретном случае, а также, исходя из установленной правовой позиции правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя на приобретение земельного участка в аренду.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - в лице филиала "Самарские распределительные сети".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2013 года по делу N А55-32754/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2013 ПО ДЕЛУ N А55-32754/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу N А55-32754/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - в лице филиала "Самарские распределительные сети" - Тюркина Н.П., по доверенности от 01.03.2013 года,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июня 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2013 года по делу N А55-32754/2012, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - в лице филиала "Самарские распределительные сети",
к Министерству имущественных отношений Самарской области,
третьи лица:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
Администрация городского округа Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - в лице филиала "Самарские распределительные сети" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ОАО "МРСК Волги" в аренду земельного участка площадью 470,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:12, содержащийся в письме от 21.08.2012 года N 12-4/0468/10-а и обязании.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15 апреля 2013 года требования заявителя удовлетворены.
Арбитражный суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ОАО "МРСК Волги" в аренду земельного участка площадью 470,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:12, содержащийся в письме от 21.08.2012 года N 12-4/0468/10-а и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в двухнедельный срок решения о предоставлении ОАО "МРСК Волги" в аренду земельного участка площадью 470,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0000000:12, по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ВЛ-35кВ "Полевая. Рубежная" для использования под электросетевые комплексы и объекты недвижимого имущества, путем осуществления подготовки проекта договора аренды указанного земельного участка и направления его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве аренды.
Принимая судебный акт, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя на приобретение земельного участка.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, отказать ОАО "МРСК Волги" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 07.06.2013 года N 17/40. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация городского округа Самара по основаниям, изложенным в пояснениях от 13.06.2013 года, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу части 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно указанной статье в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-4/0468/10-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ВЛ-35 кВ "Полевая, Рубежная", площадью 470, 70 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:12, под электросетевые комплексы и объекты недвижимого имущества, обосновав положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель является собственником указанного объекта недвижимости, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 26.08.2008 года (том 1 л.д. 35).
Указанный земельный участок сформирован, границы его определены, в установленном порядке поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 63:01: 0000000: 12.
Согласно сведениям кадастрового учета, спорный участок расположен на "землях населенных пунктов" (графа 8.2 кадастрового паспорта).
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 21.08.2012 года "Об отказе в предоставлении земельного участка" отказало заявителю, мотивировав тем, что испрашиваемый участок является лесным на землях иных категорий, лесохозяйственные регламенты на городские леса не утверждены, в связи с чем в силу статьи 14.1 ФЗ N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса РФ" невозможно реализовать полномочие по распоряжению участком (том 1 л.д. 31 - 34).
Заявитель, не согласившись с принятым решением, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
15 апреля 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Пунктом 3.3 Порядка в случае, если после получения кадастрового паспорта земельного участка выявились предусмотренные действующим законодательством или настоящим Порядком обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в приеме заявления и возврате представленных документов или об отказе в предоставлении земельного участка, министерство принимает соответствующее решение в двухнедельный срок с момента выявления указанных обстоятельств и уведомляет об этом заявителя.
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, границы его определены и соответствуют результатам межевания, что подтверждено материалами землеустроительного дела.
Согласно сведениям ГКН спорный участок отнесен к категории "земли населенных пунктов" и расположен в границах 74, 75 кварталов Самарского лесничества, то есть является лесным участком, расположенным на землях иных категорий.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, а также площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Содержащиеся в представленном заявителем кадастровом паспорте сведения не оспаривались в установленном порядке и не признаны недействительными.
Согласно статье 14.1 ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Однако правовые основания предоставления участка в данном случае обусловлены положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, предполагающей исключительное право собственника объекта недвижимого имущества на приобретение участка, занимаемого данным объектом.
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, установлен вид разрешенного использования участка - "занимаемый электросетевыми комплексами и объектами недвижимого имущества" (графа 9 кадастровой выписки).
Подпунктом 13 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено в качестве вида использования лесов - эксплуатация линейных объектов, к которым относится объект, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Исходя из пункта 2.4 Порядка отказ в предоставлении земельного участка должен следовать при выявлении на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления препятствий для предоставления земельного участка.
Суд установил, что министерство не получило от вышеуказанных органов информацию, свидетельствующую о наличии препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, а также обременении или ограничений в использовании земельного участка.
Более того, факт нахождения на спорном участке объекта недвижимого имущества предопределяет вид его использования - под эксплуатацию объекта.
В конкретном случае, а также, исходя из установленной правовой позиции правила статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеют приоритет перед нормами Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемый отказ противоречит положениям статьи 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя на приобретение земельного участка в аренду.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - в лице филиала "Самарские распределительные сети".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2013 года по делу N А55-32754/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)