Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2014 N 05АП-854/2014 ПО ДЕЛУ N А51-22648/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. N 05АП-854/2014

Дело N А51-22648/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 24 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Золотая Слобода",
апелляционное производство N 05АП-854/2014
на решение от 02.12.2013
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-22648/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Золотая слобода" (ИНН 2540113620, ОГРН 1052504430550, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.08.2005)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от администрации г. Владивостока: ведущий специалист правового управления Морошкин А.Н. по доверенности со специальными полномочиями от 30.12.2013 сроком действия до 31.12.2014, удостоверение;
- от Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока: ведущий специалист правового управления Морошкин А.Н. по доверенности от 17.12.2013 сроком действия до 31.12.2014 со специальными полномочиями, удостоверение;
- от ООО "Золотая слобода": не явились, извещены;

- установил:

ООО "Золотая Слобода" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о возложении на администрацию г. Владивостока (далее - Администрация) обязанности выполнить на основании заявления ООО "Золотая Слобода" от 06.03.2013 (вх. N 7743/20у) действия, предусмотренные статьей 34 Земельного кодекса РФ, а именно сформировать земельный участок ориентировочной площадью 23857 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Адмирала Горшкова, 24, для целей не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта) и в двухнедельный срок с даты постановки его на кадастровый учет принять решение о проведении торгов, на которые выставляется право на заключение договора аренды земельного участка (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 30.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА, Управление).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 02.12.2013. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Общество полагает, что к спорным правоотношениям не применимы положения как Муниципального правового акта города Владивостока от 02.02.2012 N 347-МПА "Положение о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Владивостокского городского округа, для целей, не связанных со строительством, так и Административный регламент предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Владивостокского городского округа, в аренду, на праве собственности". Не оспаривая тот факт, что испрашиваемый земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 25628:040014:239, находящимся в муниципальной собственности, Общество настаивает на том, что Администрация, получив заявление ООО "Золотая слобода" от 06.03.2013, содержащее все необходимые сведения и реквизиты, обязана была принять решение о проведении торгов. Также заявитель обращает внимание суда на то обстоятельство, что согласно Правилам землепользования и застройки Владивостокского городского округа испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), следовательно, цель с которой испрашивается земельный участок (для размещения стоянки автомобильного транспорта) соответствует основному виду разрешенного использования.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Общество явку своих представителей в суд не обеспечило. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель Администрации и Управления в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
06.03.2013 ООО "Золотая слобода" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 23857 кв. м по адресу: г. Владивосток в районе ул. Адмирала Горшкова, 24 для целей не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта) (далее - спорный земельный участок).
Письмом от 03.04.2013 N 7743/20У Управление муниципальной собственности г. Владивостока отказало обществу в предоставлении спорного участка, указав, что испрашиваемый участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:239, находящегося в собственности Владивостокского городского округа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что Обществом избран ненадлежащий способ защиты права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, выслушав представителя Администрации и Управления, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ, согласно которым Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью); субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, урегулирована ст. 34 Земельного кодекса РФ, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса (далее - уполномоченный орган). В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Часть 4 статьи 34 ЗК РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Аналогичные правила установлены статьей 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
При этом, как верно указал суд первой инстанции, в отличие от норм статьи 36 ЗК РФ, предоставление ранее сформированного земельного участка статьей 34 ЗК РФ не предусмотрено.
В рассматриваемом случае ООО "Золотая слобода", обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, просит обязать Администрацию выполнить на основании заявления Общества от 06.03.2013 (вх. 7743/20у) действия, предусмотренные статьей 34 ЗК РФ, а именно: сформировать земельный участок ориентировочной площадью 23857 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Адмирала Горшкова, 24, для целей не связанных со строительством (для размещения стоянки автомобильного транспорта) и принять решение о проведении торгов, на которые выставляется право на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем, Обществом нормативно не обоснована как возможность так и обязательность принятия такого решения органом местного самоуправления в связи с получением заявления о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Статьей 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (часть 1 статьи 11.4 ЗК РФ).
Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, испрашиваемая ООО "Золотая слобода" территория представляет собой часть сформированного земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:239, находящегося в собственности Муниципального образования город Владивосток.
В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.12.2012 N 3820 земельный участок с кадастровым номером 25628:040014:239 общей площадью 239 716 кв. м, расположенный в районе ул. Русская, 92, передан из федеральной собственности в собственность города Владивостока.
Таким образом, в данном случае речь идет о земельном участке, право собственности на который разграничено. Следовательно, распоряжаться испрашиваемым Обществом земельным участком уполномочен орган местного самоуправления.
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 11.3 ЗК РФ, согласно которой образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса, за исключением случаев, описанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Вместе с тем, как указывает само Общество, заявитель не является ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором земельного участка, из которого при разделе мог бы быть образован земельный участок.
При этом заявитель не привел ссылку на норму права, предусматривающую обязанность публичного собственника земельного участка произвести формирование земельного участка в границах ранее сформированного земельного участка с целью его последующего раздела.
Кроме того, Обществом не были заявлены требования об образовании земельных участков путем раздела либо выделения из земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:239000.
Указание заявителя на то, что заявленные в рамках настоящего дела требования, носят исковой характер, является необоснованным, поскольку статьей 12 ГК РФ не предусмотрена возможность подачи такого искового заявления.
Как верно указал арбитражный суд, возможность предъявления иска об обязании осуществить формирование земельного участка и принять решение о проведении торгов на право заключения договора аренды участка как самостоятельный способ защиты прав ни Земельным кодексом, ни иными Федеральными законами не предусмотрена.
Действующим законодательством не установлена возможность лица, желающего получить в собственность, владение или пользование объект недвижимости, требовать возложения обязанности предоставления такого объекта недвижимости, не оспорив при этом какой-либо ненормативно-правовой акт, действия (бездействия) уполномоченного органа.
В рассматриваемом случае решение об отказе в предоставлении земельного участка Обществом не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, коллегия апелляционного суда поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Обществом был избран ненадлежащий способ защиты права.
Также коллегия апелляционного суда считает необходимым поддержать выводы суда первой инстанции о несоответствии вида разрешенного использования сформированного земельного участка той цели, с которой его испрашивает Общество.
Так согласно статье 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 этой же статьи).
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:239 определено и отражено в сведениях Государственного кадастра недвижимости: "для строительства группы жилых домов и объектов социальной инфраструктуры".
При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования части сформированного земельного участка.
В удовлетворении заявленных требований отказано законно и обоснованно.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения требований заявителя судебные расходы по государственной пошлине на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя. Излишне уплаченная ООО "Золотая слобода" при подаче апелляционной жалобы по чек-ордеру Приморского отделения N 8635 филиал N 172 ОАО "Сбербанк России" от 30.12.2013 госпошлина в сумме 1.000 руб. в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учетом абзаца 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2013 по делу N А51-22648/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Золотая слобода" из федерального бюджета 1.000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по чек-ордеру Приморского отделения N 8635 филиал N 172 ОАО "Сбербанк России" от 30.12.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)