Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 07.09.2015 ПО ДЕЛУ N 46-АПГ15-38

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2015 г. по делу N 46-АПГ15-38


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рожкова А.И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 6 мая 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Рожкова А.И. - Вяльцевой М.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Рожков А.И. обратился в Самарский областной суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - объекты бытового обслуживания населения, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка с почтовым адресом: <...> область, г. <...>, р-н <...>, ул. <...> квартал <...>, в размере, равном его рыночной стоимости, - <...> руб., определенной по состоянию на 17 сентября 2014 г.
Решением Самарского областного суда от 6 мая 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти, общество с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки и аудита", извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Рожкову А.И. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира. Почтовый адрес ориентира: <...> область, г. <...>, р-н <...>, ул. <...> квартал <...>, что подтверждается договором аренды земельного участка от 28 января 2005 г. N <...>, соглашениями от 16 января 2007 г., от 21 декабря 2011 г., дополнительными соглашениями от 9 апреля 2009 г., 19 ноября 2009 г., договорами уступки прав и обязанностей по указанному договору аренды от 10 марта 2011 г., от 16 января 2013 г.
Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 22 сентября 2004 г. с видом разрешенного использования: для строительства административно-бытового комплекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - постановление от 13 ноября 2013 г. N 610) кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере <...> руб.
16 сентября 2014 г. вид разрешенного использования земельного участка изменен, и в государственный кадастр недвижимости внесена информация о виде разрешенного использования земельного участка: объекты бытового обслуживания населения.
В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка его кадастровая стоимость была рассчитана в соответствии с постановлением от 13 ноября 2013 г. N 610, исходя из группы видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с 17 сентября 2014 г. и составила <...> руб.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 12 февраля 2015 г. N 313-14А-1, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Институт независимой оценки и аудита".
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 17 сентября 2014 г. составила <...> руб.
По результатам экспертизы отчета от 12 февраля 2014 г. N 313-14А-1, проведенной экспертом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 27 декабря 2014 г. N 649/2015/2.
По ходатайству представителя заявителя судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 17 сентября 2014 г., проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Лига-Консалт Оценка".
Согласно заключению эксперта по итогам проведения судебной оценочной экспертизы от 16 апреля 2015 г. N 25/15/СЭ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 17 сентября 2014 г. составила <...> руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение от 16 апреля 2015 г. N 25/15/СЭ, установил кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере <...> руб.
Судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о соответствии подготовленного экспертом заключения требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области о неправомерном определении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 17 сентября 2014 г., основаны на неправильном толковании закона.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 2 февраля 2015 г. датой внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером N <...> в государственный кадастр недвижимости, в связи с изменением вида его разрешенного использования, является 17 сентября 2014 г. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена органом кадастрового учета также по состоянию на 17 сентября 2014 г.
Исходя из изложенного, а также учитывая положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, согласно которым в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, суд первой инстанции обоснованно установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 сентября 2014 г.
Принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Самарского областного суда от 6 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)