Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2009 N 05АП-3035/2008 ПО ДЕЛУ N А51-10255/2008-1-314

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2009 г. N 05АП-3035/2008

Дело N А51-10255/2008-1-314

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворожбит Я.А.
при участии:
- от ООО "Владивосток-Сити" - представитель Шлыкова Е.А., по доверенности от 24.12.2007;
- от Управления культуры Приморского края - консультант правового отдела Бевза О.В., по доверенности от 10.09.2008, уд. N 3392.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Владивосток-Сити" на решение от 25 ноября 2008 г. судьи Зиньковой Л.Н. по делу А51-10255/20081-314 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Владивосток-Сити" к Управлению культуры Приморского края
о признании отказа незаконным

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Владивосток-Сити" (далее - ООО "Владивосток-Сити", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления культуры Приморского края по отказу в согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 295 кв. метров по ул. Семеновская, 21 "А"; по формированию новых объектов кадастрового учета недвижимости по ул. Семеновская, 21 "А"; по установлению ограниченного режима использования земельного участка по адресу: г. Владивосток, ул. Семеновская, 21 "А"; по согласованию предоставления в собственность земельного участка площадью 101,2 кв. м и земельного участка площадью 193,8 кв. м в аренду.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции заявитель уточнил требования и просил признать незаконными действия Управления культуры Приморского края по отказу в согласовании предоставления в собственность ООО "Владивосток-Сити" земельного участка площадью 193,8 кв. м по ул. Семеновская, 21 "А", оформленные письмом от 05.08.2008 N 05-12/1852.
Решением суда от 25.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал на то, что нормы статьи 36 Земельного кодекса РФ, на которые ссылается заявитель в данном деле применению не подлежат, поскольку Обществом оспариваются не действия по отказу в предоставлении в собственность земельного участка, а действия Управления культуры Приморского края по отказу в согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 198,3 кв. м, которое не является государственным органом исполнительной власти, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности субъекта РФ. Кроме того, проанализировав Положение об управлении культуры Приморского края, суд пришел к выводу о том, что ответчик наделен полномочиями по согласованию решений органов исполнительной власти Приморского края о предоставлении земельных участков, в то время как, за согласованием обратился не орган государственной власти, наделенный соответствующими полномочиями (Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края), а юридическое лицо - ООО "Владивосток-Сити". В связи с этим суд указал, что заявителем был нарушен порядок согласования, установленный ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Также суд указал на то, что при обращении в Управление заявитель не представил согласованный проект границ спорного земельного участка.
ООО "Владивосток-Сити" не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает, что ни одной нормой закона, либо иными нормативно-правовыми актами не установлен порядок получения согласования с Управлением культуры, а также на каком этапе оформления прав на земельный участок должно быть получено указанное согласование. Заявитель указывает, что ни в письме от 05.08.2008, ни в ходе судебного разбирательства Управление культуры не обосновало со ссылками на нормы права причину отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 193,8 кв. м, в то время как Общество просило согласовать предоставление 295 кв. м. Предъявляя заявленные требования, Общество ссылалось не только на несоответствие действий ответчика Земельному кодексу РФ, но также и законодательству об охране памятников истории и культуры. Заявитель жалобы оспаривает вывод суда о том, что им был нарушен порядок согласования ввиду того, что на согласование не был представлен проект границ земельного участка, утвержденный распоряжением УМИГА г. Владивостока. По мнению Общества, ни одним нормативным актом не установлен перечень документов, который надлежит предоставлять в Управление культуры при обращении с заявлением о согласовании предоставления земельного участка. Более того, ответчик, данный документ не запрашивал.
Представитель ООО "Владивосток-Сити" доводы жалобы и дополнений к ней поддержал в полном объеме.
Представитель Управления культуры Приморского края с жалобой не согласилась, считает решение законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в силу следующих обстоятельств.
ООО "Владивосток-Сити" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.07.2006 ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока за ОГРН 106253044780, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серии 25 N 002912335.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д. 8) ООО "Владивосток-Сити" владеет на праве собственности объектом недвижимости - административное здание площадью 146,00 кв. м (лит. А), расположенное в г. Владивостоке, ул. Семеновская, 21 "А". Указанный объект является памятником истории и культуры.
Заявлением от 14.05.2007 ООО "Владивосток-Сити" обратилось в администрацию г. Владивостока с вопросом об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка примерной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Семеновская, 21 "А" для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости в целях оформления права собственности на указанный земельный участок.
08.07.2008 ООО "Владивосток-Сити" обратилось в Управление культуры Приморского края с заявлением о согласовании на передачу земельного участка, площадью 295 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, ул. Семеновская, 21 "А" в собственность под расположенным на нем административным зданием, принадлежащим Обществу на праве собственности, приложив копии документов (л.д. 16).
Письмом от 05.08.2008 N 05-12/1852 Управление культуры Приморского края согласовало предоставление в собственность ООО "Владивосток-Сити" земельного участка по ул. Семеновской, 21 "А" в г. Владивостоке площадью 101,2 кв. м в собственность и площадью 193,8 кв. м в аренду.
Не согласившись с отказом Управления культуры Приморского края в части согласования предоставления земельного участка площадью 193,8 кв. м в собственность ООО "Владивосток-Сити", заявитель обратился с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд.
Изучив доводы жалобы и отзыва на нее, коллегия пришла к следующему.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения, в том числе, земель, занятых объектами культурного наследия, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и названным Федеральным законом.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры).
Согласно пункту 6 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из абзаца 2 пункта 2 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя согласование в случаях и порядке, установленных названным Законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима.
Постановлением администрации Приморского края от 06.08.2007 N 203-па утверждено Положение об управлении культуры Приморского края. Согласно данному Положению, Управление культуры Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере культуры, искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Приморского края.
Постановлением губернатора Приморского края от 02.02.1998 N 34 "Об утверждении схемы временных зон охраны памятников исторического центра города Владивостока" утверждены временные зоны охраны памятников исторического центра г. Владивостока.
В соответствии с данным постановлением предусмотрены четыре режима использования временных зон охраны памятников исторического центра г. Владивостока: охранные зоны памятников, зоны регулирования застройки, охранные зоны ландшафта и охранные зоны зеленых насаждений. Вся территория исторического центра г. Владивостока, к которому относится и земельный участок по ул. Семеновская, 21 "А" в г. Владивостоке, отнесена к охранной зоне памятников.
Проанализировав вышеназванные нормы права, коллегия установила, что действующее законодательство предусматривает согласование предоставления земельного участка, находящегося в охранной зоне памятников государственным органом охраны объектов культурного наследия в собственность при наличии первоначального решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении земельного участка.
Судом установлено и следует из материалов дела, что проект границ земельного участка в г. Владивостоке по адресу: ул. Семеновская, 21 "А" ООО "Владивосток-Сити" площадью 295 кв. м утвержден распоряжением Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока N 1965 от 26.08.2008 для дальнейшей эксплуатации административного здания, т.е. после получения ответа Управления культуры от 05.08.2008 о согласовании земельного участка частично для передачи в собственность и частично в аренду.
Таким образом, на момент обращения ООО "Владивосток-Сити" в Управление культуры с заявлением о согласовании от 08.07.2008, решение о предоставлении земельного участка Обществу не принималось, поскольку проект границ спорного земельного участка был утвержден позже.
Кроме того, коллегия отмечает тот факт, что Управление культуры не наделено полномочиями по самостоятельному принятию решений об изменении вида испрашиваемого права на земельный участок, а именно согласование части земельного участка в собственность и часть в аренду.
С выводом суда первой инстанции о том, что заявителем был нарушен порядок согласования, установленный Федеральным законом закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в связи с тем, что за согласованием в Управление культуры Приморского края обратился не орган государственной власти, наделенный полномочиями на распоряжение земельными участками в городе Владивостоке (Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края), а юридическое лицо - ООО "Владивосток-Сити" нельзя признать обоснованным, в связи с тем, что вышеназванный Закон не содержит прямого запрета на обращение любого заинтересованного в получении земельного участка лица для согласования непосредственно в государственный орган охраны объектов культурного наследия.
Вместе с тем, поскольку решение о предоставлении земельного участка ООО "Владивосток-Сити" не принималось, коллегия считает, что оспариваемые действия Управления культуры не повлекли нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Ссылка заявителя на то, что Общество как собственник объекта недвижимости имеет преимущественное право на получение земельного участка в собственность под указанным объектом на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ являлась предметом подробного исследования судом первой инстанции и правомерна отклонена в связи с тем, что нормы указанной статьи регулируют правоотношения, возникающие между юридическими лицами и органами государственной власти при предоставлении в собственность земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости, принадлежащие юридическим лицам на праве собственности.
Судом установлено и не оспаривается заявителем, что Общество оспаривает не действия по отказу в предоставлении в собственность земельного участка, а действия Управления культуры Приморского края по отказу в согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 193,8 кв. м по адресу: г. Владивосток, ул. Семеновская, 21 "А", т.е. совершенные органом государственной власти, не уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности субъекта федерации, в связи с чем, положения статьи 36 Земельного кодекса РФ к спорным правоотношениям применению не подлежат.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 258 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение от 25 ноября 2008 г. по делу N А51-10255/20081-314 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
Т.А.СОЛОХИНА
З.Д.БАЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)