Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение БайкалАгротех" Колосова Б.Н. (доверенность от 05.09.2013 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение БайкалАгротех" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 марта 2014 года по делу N А10-3646/2013 (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение БайкалАгротех" (ОГРН 1110327007207, ИНН 0326499138, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ИНН 0323118923, ОГРН 1030302693112, далее - ТУФАУГИ в Республике Бурятия) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:022803:20, 03:24:023714:11, 03:24:022218:38, 03:24:023707:10, 03:24:023708:26, 03:24:023703:11, 03:24:022801:14, 03:24:022801:15, выраженного в письме от 04 июня 2013 года N 02-04-3156, возложении обязанности предоставить названные земельные участки в аренду.
Определениями Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2013 года и от 10 февраля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное научное учреждение "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии" (ИНН 0323045827, ОГРН 1020300975958, далее - институт), Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, далее - комитет), Федеральное агентство научных организаций (ИНН 7736666554, ОГРН 5137746009462, далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 марта 2014 года по делу N А10-3646/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.04.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, Государственное научное учреждение "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии", Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ, Федеральное агентство научных организаций, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, государственное научное учреждение "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" является правопреемником Бурятской государственной республиканской сельскохозяйственной станции, созданной в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 февраля 1956 года. На основании Указа Президента Российской Федерации от 30 января 1992 года N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук создана единая Российская академия сельскохозяйственных наук. Согласно названному Указу институт передан в Россельхозакадемию. Институт является подведомственной Российской академии сельскохозяйственных наук государственной некоммерческой научной организацией, созданной в форме учреждения. Учредителем института является Российская академия сельскохозяйственных наук (т. 2, л.д. 70-84, т. 3, л.д. 44-47).
Российская Федерация является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023704:10, 03:24:023711:23, 03:24:022803:20, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:023703:11, 03:24:023708:26, 03:24:023707:10, 03:24:022218:38, 03:24:023714:11. Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано 21 мая, 17 августа, 26 августа, 25 ноября, 16 декабря 2009 года, 16 июня 2008 года, 31 мая и 15 февраля 2007 года (т. 3, л.д. 20-29).
Распоряжением Управления от 25 августа 2009 года N 354-р-006-р с учетом изменений, внесенных в него Распоряжением от 26 января 2011 года N 007-р, на праве постоянного (бессрочного) пользования ГНУ БурНИИСХ предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:023704:10, 03:24:023711:23, 03:24:022803:20, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:023703:11 (образован из земельного участка 03:24:023703:09), 03:24:023708:26, 03:24:023707:10, 03:24:022218:38, 03:24:023714:11 (т. 1, л.д. 129-142, т. 2, л.д. 142).
09 июня 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "БайкалАгротех" зарегистрировано в качестве юридического лица.
Решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от 05 апреля 2012 года на основании заявления Общества согласован единственный вариант места размещения объекта и утвержден акт о выборе земельных участков для строительства дачных домов в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ, находящихся в собственности Российской Федерации, со следующими кадастровыми номерами 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:022803:20, 03:24:023714:11, 03:24:022218:38, 03:24:023707:10, 03:24:023708:26, 03:24:023703:11, 03:24:022801:14, 03:24:022801:15, 03:24:023704:10, а также утвержден проект границ земельных участков площадью 130,69 га (т. 1, л.д. 60-61).
23 октября 2012 года Общество обратилось в Управление с заявлением для согласования договора аренды с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:022803:20, 03:24:023714:11, 03:24:022218:38 (т. 1, л.д. 13-14).
26 декабря 2012 года Общество обратилось в Управление с заявлением для согласования договора аренды с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023707:10, 03:24:023708:26, 03:24:023703:11, 03:24:022801:14, 03:24:022801:15 (т. 1, л.д. 15).
Письмом от 04 июня 2013 года N 02-04-3156 Управление возвратило заявителю приложенные к обращениям от 23 октября и 26 декабря 2012 года документы, указав, что принять решение о предоставлении в аренду Обществу испрашиваемых земельных участков для дачного строительства не представляется возможным, поскольку из акта о выборе земельного участка не представляется возможным определить, из каких земельных участков осуществляется выбор земельного участка для строительства (т. 1, л.д. 9-10).
Не согласившись с отказом в предоставлении земельных участков, выраженным в указанном письме, общество обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В силу части 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Частью 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, т.е. путем проведения торгов на право заключения договора аренды.
Судом установлено, что обжалуемый отказ принят Управлением в пределах полномочий, предоставленных приказами Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 27 февраля 2009 года N 49 и от 31 января 2012 года N 16, и на основании поручения заместителя руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 03 апреля 2013 года (т. 4, л.д. 89-90).
Оспариваемый отказ мотивирован тем, что среди представленных Обществом документов имеется акт о выборе земельного участка для строительства, из которого невозможно определить, из каких земельных участков осуществляется выбор земельного участка для строительства.
Вместе с тем судом установлено, что акт о выборе земельного участка предоставлен заявителем на основании письма заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28 мая 2012 года (т. 1, л.д. 95-98).
Как следует из заявлений от 23 октября и 26 декабря 2012 года, Общество обратилось в Управление с целью предоставления в аренду 10 земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, т.е. сформированных земельных участков.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что процедура предоставления в аренду сформированных земельных участков отличается от процедуры предоставления земельных участков по акту выбора.
Наличие среди представленных в Управление документов акта о выборе земельного участка само по себе не свидетельствует о том, что Общество просило предоставить земельные участки на основании названного акта. Из вышеуказанных заявлений, возможно достоверно определить, что ООО НПО "БайкалАгротех" испрашивало земельные участки с конкретными кадастровыми номерами, т.е. поставленные на государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, согласившись с доводами заявителя о том, что отказ в предоставлении земельных участков, выраженный в письме Управления от 04 июня 2013 года, фактически не мотивирован, вместе с тем, правильно признал, что данное обстоятельство не является достаточным для удовлетворения заявленных требований по следующим мотивам.
Из содержания статьи 30 и иных положений Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в аренду для строительства могут быть предоставлены земельные участки, не обремененные правами третьих лиц.
Как установлено судом, собственником спорных земельных участков является Российская Федерация. Земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:022803:20, 03:24:023714:11, 03:24:022218:38, 03:24:023707:10, 03:24:023708:26, 03:24:023703:11, 03:24:022801:14, 03:24:022801:15 предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ БурНИИСХ, что подтверждается данными из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Названные земельные участки расположены в пределах городской черты г. Улан-Удэ. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Право постоянного (бессрочного) пользования ГНУ БурНИИСХ на момент рассмотрения настоящего дела в установленном статьями 45 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации порядке не прекращено.
Имеющиеся в материалах дела письма ГНУ БурНИИСХ об отказе от названного права на земельные участки, выписки из протоколов заседаний Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук не являются доказательствами прекращения указанного вещного права, а только выражают намерение ГНУ БурНИИСХ отказаться от данного права (т. 1, л.д. 112-116, 124-127).
Согласно статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Вместе с тем, доказательств принятия решения, предусмотренного статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
При этом судом установлено, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит сведения о том, что право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными ГНУ БурНИИСХ, как на момент принятия оспариваемого отказа, так и на момент обращения в суд, являлось действующим.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о том, что Общество испрашивает в аренду земельные участки, которые в настоящее время предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ БурНИИСХ. При этом названное право в установленном порядке не прекращено. Данные обстоятельства являются препятствием для предоставления в аренду заявителю указанных земельных участков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2008 года N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" сроком до 01 января 2016 года для федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, расположенными в границах населенных пунктов и предоставленными отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям и не предоставленным гражданам или юридическим лицам.
Судом установлено, что Российская академия сельскохозяйственных наук создана на основании Указа Президента Российской Федерации от 30 января 1992 года N 84 и является государственной отраслевой академией наук.
ГНУ БурНИИСХ учрежден Российской академией сельскохозяйственных наук, что подтверждается Уставом ГНУ БурНИИСХ и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Спорные земельные участки расположены в г. Улан-Удэ и предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ БурНИИСХ.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что данные земельные участки в аренду Обществу предоставлены быть не могут, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2008 года N 234 установлен мораторий на согласование федеральными органами исполнительной власти сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, распространяется и на земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:022803:20, 03:24:023714:11, 03:24:022218:38, 03:24:023707:10, 03:24:023708:26, 03:24:023703:11, 03:24:022801:14, 03:24:022801:15.
Исключения, установленные названным Постановлением Правительства, к рассматриваемому спору не применимы.
Передача ГНУ БурНИИСХ в ведение Федерального агентства научных организаций на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2591-р не свидетельствует о невозможности применения к спорным правоотношениям Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2008 года N 234.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Суду апелляционной инстанции обществом заявлено ходатайство о приостановлении производства по жалобе, мотивированное тем, что заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением к ответчику о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками. Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.04.2014 по делу N А10-1564/2014 названное заявление принято, возбуждено производство. Общество полагает, что в случае, если требования будут удовлетворены и право постоянного (бессрочного) пользования будет прекращено, то некоторые основания для отказа в удовлетворении требований по настоящему делу отпадут.
Апелляционный суд, отклоняя указанное ходатайство, исходил из его необоснованности по следующим мотивам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Вместе с тем, с учетом установленных обстоятельств и приведенных выводов апелляционный суд не усматривает оснований, свидетельствующих о невозможности рассмотрения настоящего дела до разрешения дела Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1564/2014, как и не усматривает оснований, свидетельствующих о риске принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 марта 2014 года по делу N А10-3646/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2014 ПО ДЕЛУ N А10-3646/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2014 г. по делу N А10-3646/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение БайкалАгротех" Колосова Б.Н. (доверенность от 05.09.2013 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение БайкалАгротех" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 марта 2014 года по делу N А10-3646/2013 (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение БайкалАгротех" (ОГРН 1110327007207, ИНН 0326499138, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ИНН 0323118923, ОГРН 1030302693112, далее - ТУФАУГИ в Республике Бурятия) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:022803:20, 03:24:023714:11, 03:24:022218:38, 03:24:023707:10, 03:24:023708:26, 03:24:023703:11, 03:24:022801:14, 03:24:022801:15, выраженного в письме от 04 июня 2013 года N 02-04-3156, возложении обязанности предоставить названные земельные участки в аренду.
Определениями Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2013 года и от 10 февраля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное научное учреждение "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии" (ИНН 0323045827, ОГРН 1020300975958, далее - институт), Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340, далее - комитет), Федеральное агентство научных организаций (ИНН 7736666554, ОГРН 5137746009462, далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 марта 2014 года по делу N А10-3646/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.04.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, Государственное научное учреждение "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии", Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ, Федеральное агентство научных организаций, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, государственное научное учреждение "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук" является правопреемником Бурятской государственной республиканской сельскохозяйственной станции, созданной в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 февраля 1956 года. На основании Указа Президента Российской Федерации от 30 января 1992 года N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук создана единая Российская академия сельскохозяйственных наук. Согласно названному Указу институт передан в Россельхозакадемию. Институт является подведомственной Российской академии сельскохозяйственных наук государственной некоммерческой научной организацией, созданной в форме учреждения. Учредителем института является Российская академия сельскохозяйственных наук (т. 2, л.д. 70-84, т. 3, л.д. 44-47).
Российская Федерация является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023704:10, 03:24:023711:23, 03:24:022803:20, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:023703:11, 03:24:023708:26, 03:24:023707:10, 03:24:022218:38, 03:24:023714:11. Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано 21 мая, 17 августа, 26 августа, 25 ноября, 16 декабря 2009 года, 16 июня 2008 года, 31 мая и 15 февраля 2007 года (т. 3, л.д. 20-29).
Распоряжением Управления от 25 августа 2009 года N 354-р-006-р с учетом изменений, внесенных в него Распоряжением от 26 января 2011 года N 007-р, на праве постоянного (бессрочного) пользования ГНУ БурНИИСХ предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:023704:10, 03:24:023711:23, 03:24:022803:20, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:023703:11 (образован из земельного участка 03:24:023703:09), 03:24:023708:26, 03:24:023707:10, 03:24:022218:38, 03:24:023714:11 (т. 1, л.д. 129-142, т. 2, л.д. 142).
09 июня 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "БайкалАгротех" зарегистрировано в качестве юридического лица.
Решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от 05 апреля 2012 года на основании заявления Общества согласован единственный вариант места размещения объекта и утвержден акт о выборе земельных участков для строительства дачных домов в Железнодорожном районе г. Улан-Удэ, находящихся в собственности Российской Федерации, со следующими кадастровыми номерами 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:022803:20, 03:24:023714:11, 03:24:022218:38, 03:24:023707:10, 03:24:023708:26, 03:24:023703:11, 03:24:022801:14, 03:24:022801:15, 03:24:023704:10, а также утвержден проект границ земельных участков площадью 130,69 га (т. 1, л.д. 60-61).
23 октября 2012 года Общество обратилось в Управление с заявлением для согласования договора аренды с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:022803:20, 03:24:023714:11, 03:24:022218:38 (т. 1, л.д. 13-14).
26 декабря 2012 года Общество обратилось в Управление с заявлением для согласования договора аренды с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023707:10, 03:24:023708:26, 03:24:023703:11, 03:24:022801:14, 03:24:022801:15 (т. 1, л.д. 15).
Письмом от 04 июня 2013 года N 02-04-3156 Управление возвратило заявителю приложенные к обращениям от 23 октября и 26 декабря 2012 года документы, указав, что принять решение о предоставлении в аренду Обществу испрашиваемых земельных участков для дачного строительства не представляется возможным, поскольку из акта о выборе земельного участка не представляется возможным определить, из каких земельных участков осуществляется выбор земельного участка для строительства (т. 1, л.д. 9-10).
Не согласившись с отказом в предоставлении земельных участков, выраженным в указанном письме, общество обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В силу части 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Частью 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, т.е. путем проведения торгов на право заключения договора аренды.
Судом установлено, что обжалуемый отказ принят Управлением в пределах полномочий, предоставленных приказами Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 27 февраля 2009 года N 49 и от 31 января 2012 года N 16, и на основании поручения заместителя руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 03 апреля 2013 года (т. 4, л.д. 89-90).
Оспариваемый отказ мотивирован тем, что среди представленных Обществом документов имеется акт о выборе земельного участка для строительства, из которого невозможно определить, из каких земельных участков осуществляется выбор земельного участка для строительства.
Вместе с тем судом установлено, что акт о выборе земельного участка предоставлен заявителем на основании письма заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28 мая 2012 года (т. 1, л.д. 95-98).
Как следует из заявлений от 23 октября и 26 декабря 2012 года, Общество обратилось в Управление с целью предоставления в аренду 10 земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, т.е. сформированных земельных участков.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что процедура предоставления в аренду сформированных земельных участков отличается от процедуры предоставления земельных участков по акту выбора.
Наличие среди представленных в Управление документов акта о выборе земельного участка само по себе не свидетельствует о том, что Общество просило предоставить земельные участки на основании названного акта. Из вышеуказанных заявлений, возможно достоверно определить, что ООО НПО "БайкалАгротех" испрашивало земельные участки с конкретными кадастровыми номерами, т.е. поставленные на государственный кадастровый учет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, согласившись с доводами заявителя о том, что отказ в предоставлении земельных участков, выраженный в письме Управления от 04 июня 2013 года, фактически не мотивирован, вместе с тем, правильно признал, что данное обстоятельство не является достаточным для удовлетворения заявленных требований по следующим мотивам.
Из содержания статьи 30 и иных положений Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в аренду для строительства могут быть предоставлены земельные участки, не обремененные правами третьих лиц.
Как установлено судом, собственником спорных земельных участков является Российская Федерация. Земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:022803:20, 03:24:023714:11, 03:24:022218:38, 03:24:023707:10, 03:24:023708:26, 03:24:023703:11, 03:24:022801:14, 03:24:022801:15 предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ БурНИИСХ, что подтверждается данными из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Названные земельные участки расположены в пределах городской черты г. Улан-Удэ. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Право постоянного (бессрочного) пользования ГНУ БурНИИСХ на момент рассмотрения настоящего дела в установленном статьями 45 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации порядке не прекращено.
Имеющиеся в материалах дела письма ГНУ БурНИИСХ об отказе от названного права на земельные участки, выписки из протоколов заседаний Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук не являются доказательствами прекращения указанного вещного права, а только выражают намерение ГНУ БурНИИСХ отказаться от данного права (т. 1, л.д. 112-116, 124-127).
Согласно статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Вместе с тем, доказательств принятия решения, предусмотренного статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
При этом судом установлено, что Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит сведения о том, что право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными ГНУ БурНИИСХ, как на момент принятия оспариваемого отказа, так и на момент обращения в суд, являлось действующим.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о том, что Общество испрашивает в аренду земельные участки, которые в настоящее время предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ БурНИИСХ. При этом названное право в установленном порядке не прекращено. Данные обстоятельства являются препятствием для предоставления в аренду заявителю указанных земельных участков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2008 года N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" сроком до 01 января 2016 года для федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, расположенными в границах населенных пунктов и предоставленными отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям и не предоставленным гражданам или юридическим лицам.
Судом установлено, что Российская академия сельскохозяйственных наук создана на основании Указа Президента Российской Федерации от 30 января 1992 года N 84 и является государственной отраслевой академией наук.
ГНУ БурНИИСХ учрежден Российской академией сельскохозяйственных наук, что подтверждается Уставом ГНУ БурНИИСХ и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Спорные земельные участки расположены в г. Улан-Удэ и предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ БурНИИСХ.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что данные земельные участки в аренду Обществу предоставлены быть не могут, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2008 года N 234 установлен мораторий на согласование федеральными органами исполнительной власти сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, распространяется и на земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:022803:20, 03:24:023714:11, 03:24:022218:38, 03:24:023707:10, 03:24:023708:26, 03:24:023703:11, 03:24:022801:14, 03:24:022801:15.
Исключения, установленные названным Постановлением Правительства, к рассматриваемому спору не применимы.
Передача ГНУ БурНИИСХ в ведение Федерального агентства научных организаций на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2591-р не свидетельствует о невозможности применения к спорным правоотношениям Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2008 года N 234.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Суду апелляционной инстанции обществом заявлено ходатайство о приостановлении производства по жалобе, мотивированное тем, что заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением к ответчику о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками. Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.04.2014 по делу N А10-1564/2014 названное заявление принято, возбуждено производство. Общество полагает, что в случае, если требования будут удовлетворены и право постоянного (бессрочного) пользования будет прекращено, то некоторые основания для отказа в удовлетворении требований по настоящему делу отпадут.
Апелляционный суд, отклоняя указанное ходатайство, исходил из его необоснованности по следующим мотивам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Вместе с тем, с учетом установленных обстоятельств и приведенных выводов апелляционный суд не усматривает оснований, свидетельствующих о невозможности рассмотрения настоящего дела до разрешения дела Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1564/2014, как и не усматривает оснований, свидетельствующих о риске принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 марта 2014 года по делу N А10-3646/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)